АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Министерство культуры и информации: проекты ради «галочки»?

Министерство культуры и информации: проекты ради «галочки»?

29.12.2023, автор Бауыржан Маханов.

RU KZ EN
Недавно Министерство культуры и информации организовало презентацию книг, увидевших свет благодаря инициированному им проекту «Жаңа қазақ әдебиеті» - «Новая казахская литература». Но насколько эти книги достойны издания за счёт государственного финансирования? А главное – дойдут ли они до потенциальных читателей?

Безымянные победители

Как явствует из сообщения, опубликованного на сайте министерства, в рамках упомянутого проекта были изданы 24 книги. На их выпуск, выплату гонораров авторам ушло, наверное, не так уж много, по меркам республиканского бюджета, денег – может, порядка ста миллионов тенге. Но любые траты казённых средств должны быть оправданными, любой проект, финансируемый государством, должен иметь какие-то значимые цели, а инициировавшее его ведомство должно добиваться их достижения. Иначе какой в нём смысл?

Выступая на презентации, вице-министр культуры и информации Арман Жудебаев заявил: «Как известно, на Национальном курултае в Туркестане глава государства акцентировал внимание на развитии книжной индустрии. Издание серии книг «Жаңа қазақ әдебиеті» является одним из крупных шагов по исполнению поручения президента страны».

А далее в тексте сообщения говорится, что эти книги, изданные тиражом в 3000 экземпляров каждая, пополнят библиотечные фонды Казахстана. Неужели вице-министр, отвечающий за культуру, действительно считает, что отпечатать книги за счёт бюджета и разбросать их по библиотекам – это и есть развитие книжной индустрии? Почему-то всегда думалось, что под последней подразумевается что-то гораздо более серьёзное и сложное, связанное с формированием соответствующего рынка, взаимодействием в цепочке «автор-издатель-торговая сеть-читатель (покупатель)» и т.д.


Впрочем, в министерстве, видимо, понимают, что книги, издание которых оно финансирует, мало кто купит – художественная литература, особенно на казахском языке, сегодня продаётся очень плохо. Скажем, за весь 2021-й объём розничных продаж книжной продукции в нашей стране составил 12,9 миллиарда тенге. То есть, каждый среднестатистический казахстанец потратил на неё за двенадцать месяцев менее чем 700 тенге (меньше стоимости одного томика). Причём едва ли не половина этой суммы пришлась на поступления из России, а значительная часть второй половины – на учебники. Примерные подсчёты показывают, что за весь год было продано не больше одной книги, относящейся к отечественной художественной литературе, в расчёте на каждые десять жителей республики.

Поэтому можно допустить, что министерство пытается возродить в казахстанцах культуру чтения, вернуть их интерес к изящной словесности посредством издания лучших образцов современной беллетристики с последующим распределением книг между библиотеками. Пусть хотя бы бесплатно читают. Но в таком случае ведь нужно как-то ориентировать людей. Прежде всего, опубликовать на сайте ведомства и на других информационных ресурсах список авторов и произведений, отобранных для издания в рамках проекта «Жаңа қазақ әдебиеті», чтобы потенциальные читатели по этой «наводке» могли прийти в библиотеки и запросить их. Однако такого списка на просторах Казнета обнаружить не удалось.

Тогда какой был смысл в этой затее? Придумали проект, израсходовали бюджетные деньги, провели презентацию – и всё? А о том, будет ли от него хоть какой-то эффект, даже не подумали? Кроме как показухой и бесцельной тратой государственных средств назвать это сложно.


Премия неизвестно за что

К ведению Министерства культуры и информации относится еще один, условно говоря, проект – ежегодный конкурс на соискание национальной премии «Urker» за «лучшие достижения в области печатной, радио- и интернет-журналистики». Более десятка номинаций, солидные денежные призы от имени и за счёт государства, шествие претендентов и претенденток по красной дорожке, будто они «звёзды» шоу-бизнеса, помпезная церемония награждения, поздравления из уст министра и других высоких гостей…

Как записано в положении о конкурсе, главные его цели – «повышение престижа журналистики, утверждение профессиональных стандартов». Первая звучит слишком общо, а вот вторая – вполне конкретно. То есть, лауреаты должны быть примером, образцом для остальных тружеников пера (сегодня клавиатуры) и микрофона, а их работы – как бы эталоном. Соответственно премия «Urker» призвана мотивировать всех журналистов республики к тому, чтобы на высоком профессиональном уровне освещать наиболее злободневные темы.

Этой цели служат и названия номинаций: «Лучший аналитический материал года», «Лучшее журналистское расследование года», «Лучшее интервью года», «Лучший репортаж года», «Лучший материал на социальную тему»… По условиям конкурса, любой из соискателей имеет право на участие, самое большее, в двух из них, при этом в каждой он может предоставить лишь одну опубликованную статью или вышедшую в эфир передачу. Отсюда вывод: выбирать надо не среди журналистов, а среди конкретных работ.

Так вот, тянут ли творения лауреатов премии «Urker» на статус «эталонных»? Задают ли они те самые «профессиональные стандарты», которые продекларированы в положении о конкурсе? Есть ли в них то, чему стоит поучиться другим журналистам? На эти вопросы нет ответов, поскольку из года в год на церемониях награждения (нынешняя, проведённая с участием нового министра Аиды Балаевой, не стала исключением) организаторы объявляют только фамилии победителей, не упоминая, за какие конкретно работы они удостоены такой чести. Да и позже информация на сей счёт в открытом доступе не появляется.


Впервые конкурс «Urker» состоялся в 2017-м, и тогда названия публикаций, авторы которых стали лауреатами, были обнародованы. То есть, общественность получила возможность ознакомиться с ними. Среди них оказались в том числе откровенно «проходные», и в то же время «за бортом» остались по-настоящему сильные, резонансные. Это вызвало определённый ропот в профессиональной среде. Видимо, учтя данное обстоятельство, организаторы со следующего года стали называть лишь фамилии лауреатов. В ответ многие журналисты, поняв, что прозрачностью и объективностью тут не пахнет, просто перестали участвовать в конкурсе. Если в первый год было подано 860 заявок, во второй – 756, то в третий, 2019-й, – всего-то 407. В нынешнем их количество увеличилось, но ненамного – до 450.

Что мы имеем в итоге? Учреждённая с большой помпой премия, финансируемая из госказны, не работает на заявленную цель и к тому же не пользуется доверием у немалой части профессионального сообщества. Но министерству до этого, похоже, нет дела, для него главное – отчитаться о проведении конкурса и поставить «галочку»…

Похожие статьи

Зачем Казахстану народные писатели, если народ их не читает?
4.01.2024, автор Женис Байхожа.
Самые молодые главы регионов в Казахстане: чем они запомнились?
20.12.2023, автор Бахыт Жанаберген.
Кто и за чей счет внедряет в Казахстане «демократические ценности»
1.02.2024, автор Гульнар Муканова.
Казахстан вырастил зверя хуже любого «черного лебедя»
27.12.2023, автор Сауле Исабаева.
От любви до ненависти: кому в Казахстане мешают «старые» праздники?
15.01.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Аналитика » Министерство культуры и информации: проекты ради «галочки»?