15.12.2023, автор Женис Байхожа.
Можно ли заставить наших чиновников жить по средствам?
2.02.2021, автор Гульнар Муканова.
RU
KZ
EN
Любовь наших чиновников к «понтам», их жажда жить на широкую ногу, ездить на люксовых автомобилях и окружать себя любимых предметами роскоши за бюджетный счет уже давно стали притчей во языцех. Иногда кажется, что никаким каленым железом не удастся выжечь эту пламенную страсть из их израненных, но преданных сердец. Получиться ли у президента Токаева заставить госслужащих и многочисленных обитателей нацхолдингов жить по средствам?
Выступая на расширенном заседании правительства, Кысым-Жомарт Токаев в очередной раз акцентировал внимание собравшихся на слишком больших расходах чиновников.
«Кризис вновь показал, что в условиях новой реальности жить нужно по средствам. Требуется провести реальное сокращение непродуктивных затрат. Правительство провело неплохую работу по сокращению расходов на форумы, имиджевые услуги, покупку транспорта и мебели. Но этого пока недостаточно. Огромный объем неэффективно планируемых и используемых средств заложен в капитальных затратах. Администраторами бюджетных программ планируются ненужные проекты, готовятся за десятки и сотни миллионов ТЭО и ПСД с раздутой сметой», – заявил он.
При этом президент отметил, что весьма значительные бюджетные средства затрачиваются на содержание автопарка для руководства центральных органов. По его словам, содержание одного служебного автомобиля обходится казне в сумму до 6 миллионов тенге в год.
«Поручаю правительству совместно с управлением делами президента внести предложения по новой схеме обеспечения руководителей госорганов служебным автотранспортом, который нуждается в серьезном сокращении», – резюмировал Касым-Жомарт Токаев.
Надо отдать должное главе государства – системно, раз за разом он возвращается к вопросу раздутых бюджетов чиновников и работников квазигосударственного сектора, считая это недопустимым и даже преступным в условиях пандемии и сопутствующего ей экономического кризиса явлением. Хочется верить, что такая настойчивость, как та капля, которая камень точит, рано или поздно принесет свои плоды. Но пока предпринятые ранее шаги особо ощутимых результатов, увы, не принесли.
25 мая прошлого года распоряжением главы государства был введен трехлетний мораторий на приобретение легковых, специальных и оперативно-служебных автотранспортных средств, а также офисной мебели для всех госорганов и субъектов квазигосударственного сектора. Казалось бы, такое решение заслуживает только аплодисментов, но внесенные в документ «исключения» позволили чиновникам по-прежнему тратить бюджеты на такого рода «милые сердцу вещички».
Так, например, в ноябре прошлого года ГУ «Аппарат акима города Текели» приобрело легковой автомобиль за 9,8 миллиона тенге, а в декабре за ту же сумму аналогичный автомобиль приобрело ГУ «Аппарат Текелийского городского маслихата». Всего через несколько месяцев после введения моратория автомобилями обзавелись ГУ «Аппарат акима Мактааральского района» Туркестанской области (10,2 миллиона тенге), ГУ «Аппарат акима Уйгурского района» (два авто по цене 9,7 и 7 миллионов тенге) и ГУ «Аппарат акима Ескельдинского района» Алматинской области (10,2 миллиона тенге), КГКП «Объединение музеев города Алматы» Управления культуры Алматы.
И это далеко не полный перечень госорганов, сумевших оседлать в период действия моратория «железных коней». Особенно «разошлось» РГУ «Республиканский методический центр фитосанитарной диагностики и прогнозов» Комитета государственной инспекции в агропромышленном комплексе Министерства сельского хозяйства. На его счету – три автомобиля по 7,8 миллиона тенге каждый и 18 – по 3,9 миллиона тенге. Хотя здесь все-таки попытались «соблюсти приличия», ориентируясь на меньший ценовой диапазон, который, кстати, как заявляли ранее контролирующие органы, в среднем колеблется от 4,6 до 5 миллионов тенге.
В этом году мы наблюдаем аналогичную картину.
12 января ГУ «Аппарат акима Атбасарского района» Акмолинской области опубликовало объявление о закупке двух автомобилей общей стоимостью 14,3 миллиона тенге. 19 января КГУ «Аппарат акима района имени Габита Мусрепова» Северо-Казахстанской области также заявило о намерении приобрести две машины общей стоимостью 15,4 миллиона тенге. 26 января КГУ «Аппарат маслихата района имени Габита Мусрепова» Северо-Казахстанской области опубликовало на сайте госзакупок объявление о приобретении легкового автомобиля стоимостью 7,7 миллиона тенге. И это опять же – далеко не полный список.
В это «пиршество» с круговоротом автомобилей и цен на них не входят закупки услуг по аренде легковых авто с водителем, которые так любят и управления акиматов разного уровня, и министерства, и нацкомпании. Годовые расходы на аренду лишь одного авто для конкретного госоргана или нацкомпании равны по стоимости покупке новенького автомобиля, причем иногда даже не экономкласса. Например, ГУ «Аппарат акима г. Павлодар» готово потратить на это свыше 7 миллионов тенге. Закуп же этой услуги для АО «Национальная компания «Казахстан Инжиниринг» обойдется, судя по объявлению, размещенному 21 января, уже в 32,6 миллиона тенге.
С мебелью ситуация не лучше. Например, в сентябре прошлого года Национальный центр тестирования Министерства образования и науки приобрел стол для конференц-заседаний стоимостью выше миллиона тенге и сто компьютерных столов, которые обошлись бюджету в 20 миллионов тенге. Является ли это нарушением моратория? Вопрос, скорее, риторический…
Насколько обоснованы эти траты в то время, когда для борьбы с коронавирусом и вывода экономики из кризиса мы не только нещадно потрошим Нацфонд, но и занимаем деньги за рубежом? Может, наши чиновники совсем пообносились, сидят на сколоченных из досок лавках и перемещаются на допотопных шедеврах советского автопрома? Стыдно, господа!
Между прочим, только в 2019 году на покупку новеньких авто для госорганов было потрачено 15 миллиардов тенге. В предыдущие годы, надо полагать, суммы были не меньше.
Впрочем, сокрушаться, стыдить чиновников, равно как и стращать их, видимо, занятие абсолютно бессмысленное. Одна надежда на то, что президент все-таки найдет ту самую кнопку, нажав на которую можно остановить погоню наших «слуг народа» за «дольче витой».
Выступая на расширенном заседании правительства, Кысым-Жомарт Токаев в очередной раз акцентировал внимание собравшихся на слишком больших расходах чиновников.
«Кризис вновь показал, что в условиях новой реальности жить нужно по средствам. Требуется провести реальное сокращение непродуктивных затрат. Правительство провело неплохую работу по сокращению расходов на форумы, имиджевые услуги, покупку транспорта и мебели. Но этого пока недостаточно. Огромный объем неэффективно планируемых и используемых средств заложен в капитальных затратах. Администраторами бюджетных программ планируются ненужные проекты, готовятся за десятки и сотни миллионов ТЭО и ПСД с раздутой сметой», – заявил он.
При этом президент отметил, что весьма значительные бюджетные средства затрачиваются на содержание автопарка для руководства центральных органов. По его словам, содержание одного служебного автомобиля обходится казне в сумму до 6 миллионов тенге в год.
«Поручаю правительству совместно с управлением делами президента внести предложения по новой схеме обеспечения руководителей госорганов служебным автотранспортом, который нуждается в серьезном сокращении», – резюмировал Касым-Жомарт Токаев.
Надо отдать должное главе государства – системно, раз за разом он возвращается к вопросу раздутых бюджетов чиновников и работников квазигосударственного сектора, считая это недопустимым и даже преступным в условиях пандемии и сопутствующего ей экономического кризиса явлением. Хочется верить, что такая настойчивость, как та капля, которая камень точит, рано или поздно принесет свои плоды. Но пока предпринятые ранее шаги особо ощутимых результатов, увы, не принесли.
25 мая прошлого года распоряжением главы государства был введен трехлетний мораторий на приобретение легковых, специальных и оперативно-служебных автотранспортных средств, а также офисной мебели для всех госорганов и субъектов квазигосударственного сектора. Казалось бы, такое решение заслуживает только аплодисментов, но внесенные в документ «исключения» позволили чиновникам по-прежнему тратить бюджеты на такого рода «милые сердцу вещички».
Так, например, в ноябре прошлого года ГУ «Аппарат акима города Текели» приобрело легковой автомобиль за 9,8 миллиона тенге, а в декабре за ту же сумму аналогичный автомобиль приобрело ГУ «Аппарат Текелийского городского маслихата». Всего через несколько месяцев после введения моратория автомобилями обзавелись ГУ «Аппарат акима Мактааральского района» Туркестанской области (10,2 миллиона тенге), ГУ «Аппарат акима Уйгурского района» (два авто по цене 9,7 и 7 миллионов тенге) и ГУ «Аппарат акима Ескельдинского района» Алматинской области (10,2 миллиона тенге), КГКП «Объединение музеев города Алматы» Управления культуры Алматы.
И это далеко не полный перечень госорганов, сумевших оседлать в период действия моратория «железных коней». Особенно «разошлось» РГУ «Республиканский методический центр фитосанитарной диагностики и прогнозов» Комитета государственной инспекции в агропромышленном комплексе Министерства сельского хозяйства. На его счету – три автомобиля по 7,8 миллиона тенге каждый и 18 – по 3,9 миллиона тенге. Хотя здесь все-таки попытались «соблюсти приличия», ориентируясь на меньший ценовой диапазон, который, кстати, как заявляли ранее контролирующие органы, в среднем колеблется от 4,6 до 5 миллионов тенге.
В этом году мы наблюдаем аналогичную картину.
12 января ГУ «Аппарат акима Атбасарского района» Акмолинской области опубликовало объявление о закупке двух автомобилей общей стоимостью 14,3 миллиона тенге. 19 января КГУ «Аппарат акима района имени Габита Мусрепова» Северо-Казахстанской области также заявило о намерении приобрести две машины общей стоимостью 15,4 миллиона тенге. 26 января КГУ «Аппарат маслихата района имени Габита Мусрепова» Северо-Казахстанской области опубликовало на сайте госзакупок объявление о приобретении легкового автомобиля стоимостью 7,7 миллиона тенге. И это опять же – далеко не полный список.
В это «пиршество» с круговоротом автомобилей и цен на них не входят закупки услуг по аренде легковых авто с водителем, которые так любят и управления акиматов разного уровня, и министерства, и нацкомпании. Годовые расходы на аренду лишь одного авто для конкретного госоргана или нацкомпании равны по стоимости покупке новенького автомобиля, причем иногда даже не экономкласса. Например, ГУ «Аппарат акима г. Павлодар» готово потратить на это свыше 7 миллионов тенге. Закуп же этой услуги для АО «Национальная компания «Казахстан Инжиниринг» обойдется, судя по объявлению, размещенному 21 января, уже в 32,6 миллиона тенге.
С мебелью ситуация не лучше. Например, в сентябре прошлого года Национальный центр тестирования Министерства образования и науки приобрел стол для конференц-заседаний стоимостью выше миллиона тенге и сто компьютерных столов, которые обошлись бюджету в 20 миллионов тенге. Является ли это нарушением моратория? Вопрос, скорее, риторический…
Насколько обоснованы эти траты в то время, когда для борьбы с коронавирусом и вывода экономики из кризиса мы не только нещадно потрошим Нацфонд, но и занимаем деньги за рубежом? Может, наши чиновники совсем пообносились, сидят на сколоченных из досок лавках и перемещаются на допотопных шедеврах советского автопрома? Стыдно, господа!
Между прочим, только в 2019 году на покупку новеньких авто для госорганов было потрачено 15 миллиардов тенге. В предыдущие годы, надо полагать, суммы были не меньше.
Впрочем, сокрушаться, стыдить чиновников, равно как и стращать их, видимо, занятие абсолютно бессмысленное. Одна надежда на то, что президент все-таки найдет ту самую кнопку, нажав на которую можно остановить погоню наших «слуг народа» за «дольче витой».
Похожие статьи
Желтоксан-1986 и битва за власть: почему Казахскую ССР возглавил «варяг»?
Казахстан вырастил зверя хуже любого «черного лебедя»
27.12.2023, автор Сауле Исабаева.
Как российско-украинская война изменила казахстанцев
27.01.2024, автор Сауле Исабаева.
Станут ли общественные советы фундаментом «слышащего государства»?
11.01.2021, автор Гульнар Муканова.
El Tiregi: маргиналы или «жертвы режима»?
13.01.2021, автор Гульнар Муканова.