23.12.2020, автор Гульнар Муканова.
El Tiregi: маргиналы или «жертвы режима»?
13.01.2021, автор Гульнар Муканова.
RU
KZ
EN
В политическом проекте над названием El Tiregi, идейным вдохновителем которого выступает с треском изгнанный из Nur Otan Нуржан Альтаев, все явственнее просматриваются маргинальные черты. Если так пойдет и дальше, то El Tiregi вряд ли удастся избежать участи стать очередной политической пустышкой.
Лондонский сплин
Скандалы, истерики и преследования. Именно на этом (по крайней мере – пока) держится объединение по интересам, возглавляемое Альтаевым. Очередным подтверждением этому стала недавняя попытка инициативной группы официально прописать на политическом поле Казахстана новый объект. С апломбом заявив о грядущем повышении статуса El Tiregi до целой политической партии, Альтаев сотоварищи вместо того, чтобы «рыть землю» в поисках потенциальных адептов, просто устроили «вечеринку мертвецов», записав в число так и не набранных сторонников самые настоящие мертвые души. Но праздник не удался. Минюст шутки юмора не оценил и отказал в регистрации зомби-партии. Что, по законам жанра, вызвало настоящую истерику у несостоявшихся партийных функционеров и тут же вылилось в самый натуральный хайп в социальных сетях со всеми признаками появления новых «жертв режима».
Как говорится, было бы смешно, если бы не было так грустно. Но смеяться на самом деле не хочется. Хотя бы потому, что из-за столь низкого уровня креативности El Tiregi лишился неплохого шанса привлечь к себе определенную часть электората. Но, видимо, виной всему – изначально взявший верх над здравым смыслом еще на этапе разработки идеи нового партийного бренда лондонский сплин.
Случайно или нет, но большинство лиц этой незарегистрированной партии – сплошь выпускники ведущих вузов Великобритании. Взять хотя бы супругу бывшего депутата и нынешнего партайгеноссе Жазиру Дуйсенбекову или главного идеолога El Tiregi Данияра Нургазина, который когда-то возглавлял отдел внутренней политики АП.
А ведь несмотря на то что платформа El Tiregi явно состряпана на скорую руку, некоторые аспекты ее программы не лишены здравого смысла и при более тщательной разработке вполне могли бы стать полноценным фундаментом нового партийного объединения. Однако, похоже, цель El Tiregi заключается совсем не в этом.
По пути компиляции
Если разбирать идейную составляющую El Tiregi на атомы и молекулы, то можно вычленить вполне приличный политический блок. Он, конечно, не блещет оригинальностью и не придает объединению черты уникальности, но представляет собой вполне сформированный базис, адекватный текущей политической конъюнктуре.
Речь идет о выборности акимов всех уровней и судей, упрощении механизма регистрации политических партий, создании однопалатного парламента и выключении из системы института сената. По сути, получилась неплохая компиляция идей, которые так или иначе разделяют все политические силы, представленные на внутриполитическом поле.
А вот экономический блок явно хромает, и это при том, что партия создается на базе Союза промышленников и предпринимателей. По сути, программа действий El Tiregi в этом направлении не дотягивает даже до тех революционных шагов по переустройству экономики, которые уже предпринимаются действующей властью и проговариваются другими политическими силами, в том числе такими, как «Ак жол» и ADAL.
Из основного можно вычленить лишь необходимость проведения налоговой реформы, снижение участия государства в экономике и упрощение квазигосударственных структур.
Сродни экономическому и социальный блок, который вполне ожидаемо не лишен изрядной доли популизма. В El Tiregi делают ставку на такую привлекательную для масс «завлекалочку», как внедрение базового дохода. Идея не нова, еще в 2004 году выплачивать каждому казахстанцу по 17 500 тенге в год предлагал Ораз Жандосов, являвшийся тогда ярким представителем старого «Ак жола». С тех пор она рефреном звучит в период каждого электорального цикла, а в прошлом году государство даже пошло на такой шаг, выплачивая пострадавшим от карантинных ограничений по 42 500 тенге.
Конечно же, не могла незарегистрированная партия пройти мимо «бедственного положения» врачей, учителей, многодетных семей и такой модной темы, как экология. Но тут меры поддержки до конца так и не были прорисованы, получились лишь наброски, не дающие понимания общей картины.
Команда судна «Беда»
Но вот с собственными идеологемами у незарегистрированной партии – настоящая беда. Взять хотя бы инициативу избирать половину депутатов парламента по мажоритарной системе, разбавляя самовыдвиженцами тех, кто проходит по партийным спискам. «Хватит формировать такой парламент, который угоден власти. Депутат, напрямую избранный людьми, более независим – он представляет своих избирателей и отвечает перед ними, а не перед партией и властью», – заявляют идеологи El Tiregi.
В принципе, трудно не поддержать такой посыл – с самовыдвиженцев априори спрос выше. Но вот вопрос: зачем последователям этой незарегистрированной партии нужен только наполовину независимый парламент? Непонятно. Объяснениями авторы выкладок утруждать себя не стали.
Не меньше вопросов вызывает и другая инициатива El Tiregi, касающаяся методов борьбы с коррупцией. Помимо необходимости декларирования доходов госслужащих, члены незарегистрированной партии настаивают на создании специальной общественной антикоррупционной комиссии. И это как минимум странно, особенно если рассматривать предложение в общем контексте партийной программы, а не как самостоятельную инициативу.
Если предположить, что организаторы не ошиблись с расчетами, их политические реформы жизнеспособны и могут привести к декларируемому результату, который в версии El Tiregi звучит как «народ должен взять власть в свои руки», то куда логичнее было бы замахнуться на специальную антикоррупционную комиссию непосредственно при парламенте и внедрить наконец-то механизм парламентских расследований, на отсутствие которого Нуржан Альтаев не так давно жаловался СМИ. У депутатов, как ни крути, возможностей и инструментов в разы больше, чем у общественников. Но и тут проявляется недосказанность и половинчатость решений.
Еще более смешанные чувства вызывает предложение El Tiregi по запуску так называемых программ экологии городов. «Наиболее тяжелая ситуация сложилась в Оскемене, Павлодаре, Алматы. Должны быть выявлены факторы загрязнения среды в этих городах и устранены, – декларируют партийцы и просто-таки добивают следующим заявлением: – Если предприятия, отравляющие горожан, не готовы принять меры, они должны быть остановлены».
Тут должна звучать барабанная дробь. Учитывая, что в массе своей приговоренные к остановке предприятия являются градообразующими и на них работают десятки тысяч людей, для которых это – единственный источник заработка, подобная инициатива явно тянет на антиоскар. Ведь единственным путем для тех, кто лишится работы в результате таких жестких мер, станет получение того самого минимального базового дохода, на внедрении которого настаивает El Tiregi.
Учитывая подобного рода сверхпрограммные «неожиданности», можно сделать предположение, что дело не только в спешке, в которой создавалась платформа будущей партии, но и в том, что писалась она теми, кто не привык сопоставлять воедино несколько фактов и видеть дальше собственного носа. Это откровенно намекает на изначально сложную иерархию взаимоотношений, складывающуюся внутри El Tiregi. Может быть, это мнение и ошибочно, но кажется, что целеполагание партии отдано «лондонской братии», которая, судя по аккаунтам ее представителей, весьма далека от реальности.
Между тем в составе инициативной группы партии присутствуют весьма любопытные личности, которые имеют весьма неплохой опыт составления довольно интересных политических стратегий.
Например, Адилет Габдулла, прошедший школу партии «Асар» и движения «Невада – Семипалатинск» и позиционирующий себя в качестве секретаря оргкомитета народной социал-демократической партии «Алаш». Несколько лет назад при его непосредственном участии была разработана программа «Спасти Казахстан за два года». Она, кстати, имеет множество точек пересечения с тем, с чем сегодня выходит на политический рынок El Tiregi, но проработана гораздо глубже и серьезнее. Привлечение к разработке партийных документов именно таких кадров могло бы стать неоспоримым плюсом для El Tiregi. Но…
Одна надежда на хайп?
Терновый венец политических великомучеников до сих пор является для некоторых участников броуновского движения в политике иконой стиля. И El Tiregi в этом плане – явно не исключение.
Хотя надо признать, что не одними показательными истериками едины члены этой пока еще недопартии. Серьезная ставка, похоже, делается на паразитирование на таких хайповых в нашем обществе темах, как земельный и языковой вопросы, строительство атомных электростанций, положение казахов в СУАР, условия участия Казахстана в ЕАЭС и необходимость развития турецкого вектора во внешней политике. О том, что El Tiregi собирается именно паразитировать на этих темах, свидетельствует отсутствие стратегического видения и путей выхода из тупиковых ситуаций.
Лондонский сплин
Скандалы, истерики и преследования. Именно на этом (по крайней мере – пока) держится объединение по интересам, возглавляемое Альтаевым. Очередным подтверждением этому стала недавняя попытка инициативной группы официально прописать на политическом поле Казахстана новый объект. С апломбом заявив о грядущем повышении статуса El Tiregi до целой политической партии, Альтаев сотоварищи вместо того, чтобы «рыть землю» в поисках потенциальных адептов, просто устроили «вечеринку мертвецов», записав в число так и не набранных сторонников самые настоящие мертвые души. Но праздник не удался. Минюст шутки юмора не оценил и отказал в регистрации зомби-партии. Что, по законам жанра, вызвало настоящую истерику у несостоявшихся партийных функционеров и тут же вылилось в самый натуральный хайп в социальных сетях со всеми признаками появления новых «жертв режима».
Как говорится, было бы смешно, если бы не было так грустно. Но смеяться на самом деле не хочется. Хотя бы потому, что из-за столь низкого уровня креативности El Tiregi лишился неплохого шанса привлечь к себе определенную часть электората. Но, видимо, виной всему – изначально взявший верх над здравым смыслом еще на этапе разработки идеи нового партийного бренда лондонский сплин.
Случайно или нет, но большинство лиц этой незарегистрированной партии – сплошь выпускники ведущих вузов Великобритании. Взять хотя бы супругу бывшего депутата и нынешнего партайгеноссе Жазиру Дуйсенбекову или главного идеолога El Tiregi Данияра Нургазина, который когда-то возглавлял отдел внутренней политики АП.
А ведь несмотря на то что платформа El Tiregi явно состряпана на скорую руку, некоторые аспекты ее программы не лишены здравого смысла и при более тщательной разработке вполне могли бы стать полноценным фундаментом нового партийного объединения. Однако, похоже, цель El Tiregi заключается совсем не в этом.
По пути компиляции
Если разбирать идейную составляющую El Tiregi на атомы и молекулы, то можно вычленить вполне приличный политический блок. Он, конечно, не блещет оригинальностью и не придает объединению черты уникальности, но представляет собой вполне сформированный базис, адекватный текущей политической конъюнктуре.
Речь идет о выборности акимов всех уровней и судей, упрощении механизма регистрации политических партий, создании однопалатного парламента и выключении из системы института сената. По сути, получилась неплохая компиляция идей, которые так или иначе разделяют все политические силы, представленные на внутриполитическом поле.
А вот экономический блок явно хромает, и это при том, что партия создается на базе Союза промышленников и предпринимателей. По сути, программа действий El Tiregi в этом направлении не дотягивает даже до тех революционных шагов по переустройству экономики, которые уже предпринимаются действующей властью и проговариваются другими политическими силами, в том числе такими, как «Ак жол» и ADAL.
Из основного можно вычленить лишь необходимость проведения налоговой реформы, снижение участия государства в экономике и упрощение квазигосударственных структур.
Сродни экономическому и социальный блок, который вполне ожидаемо не лишен изрядной доли популизма. В El Tiregi делают ставку на такую привлекательную для масс «завлекалочку», как внедрение базового дохода. Идея не нова, еще в 2004 году выплачивать каждому казахстанцу по 17 500 тенге в год предлагал Ораз Жандосов, являвшийся тогда ярким представителем старого «Ак жола». С тех пор она рефреном звучит в период каждого электорального цикла, а в прошлом году государство даже пошло на такой шаг, выплачивая пострадавшим от карантинных ограничений по 42 500 тенге.
Конечно же, не могла незарегистрированная партия пройти мимо «бедственного положения» врачей, учителей, многодетных семей и такой модной темы, как экология. Но тут меры поддержки до конца так и не были прорисованы, получились лишь наброски, не дающие понимания общей картины.
Команда судна «Беда»
Но вот с собственными идеологемами у незарегистрированной партии – настоящая беда. Взять хотя бы инициативу избирать половину депутатов парламента по мажоритарной системе, разбавляя самовыдвиженцами тех, кто проходит по партийным спискам. «Хватит формировать такой парламент, который угоден власти. Депутат, напрямую избранный людьми, более независим – он представляет своих избирателей и отвечает перед ними, а не перед партией и властью», – заявляют идеологи El Tiregi.
В принципе, трудно не поддержать такой посыл – с самовыдвиженцев априори спрос выше. Но вот вопрос: зачем последователям этой незарегистрированной партии нужен только наполовину независимый парламент? Непонятно. Объяснениями авторы выкладок утруждать себя не стали.
Не меньше вопросов вызывает и другая инициатива El Tiregi, касающаяся методов борьбы с коррупцией. Помимо необходимости декларирования доходов госслужащих, члены незарегистрированной партии настаивают на создании специальной общественной антикоррупционной комиссии. И это как минимум странно, особенно если рассматривать предложение в общем контексте партийной программы, а не как самостоятельную инициативу.
Если предположить, что организаторы не ошиблись с расчетами, их политические реформы жизнеспособны и могут привести к декларируемому результату, который в версии El Tiregi звучит как «народ должен взять власть в свои руки», то куда логичнее было бы замахнуться на специальную антикоррупционную комиссию непосредственно при парламенте и внедрить наконец-то механизм парламентских расследований, на отсутствие которого Нуржан Альтаев не так давно жаловался СМИ. У депутатов, как ни крути, возможностей и инструментов в разы больше, чем у общественников. Но и тут проявляется недосказанность и половинчатость решений.
Еще более смешанные чувства вызывает предложение El Tiregi по запуску так называемых программ экологии городов. «Наиболее тяжелая ситуация сложилась в Оскемене, Павлодаре, Алматы. Должны быть выявлены факторы загрязнения среды в этих городах и устранены, – декларируют партийцы и просто-таки добивают следующим заявлением: – Если предприятия, отравляющие горожан, не готовы принять меры, они должны быть остановлены».
Тут должна звучать барабанная дробь. Учитывая, что в массе своей приговоренные к остановке предприятия являются градообразующими и на них работают десятки тысяч людей, для которых это – единственный источник заработка, подобная инициатива явно тянет на антиоскар. Ведь единственным путем для тех, кто лишится работы в результате таких жестких мер, станет получение того самого минимального базового дохода, на внедрении которого настаивает El Tiregi.
Учитывая подобного рода сверхпрограммные «неожиданности», можно сделать предположение, что дело не только в спешке, в которой создавалась платформа будущей партии, но и в том, что писалась она теми, кто не привык сопоставлять воедино несколько фактов и видеть дальше собственного носа. Это откровенно намекает на изначально сложную иерархию взаимоотношений, складывающуюся внутри El Tiregi. Может быть, это мнение и ошибочно, но кажется, что целеполагание партии отдано «лондонской братии», которая, судя по аккаунтам ее представителей, весьма далека от реальности.
Между тем в составе инициативной группы партии присутствуют весьма любопытные личности, которые имеют весьма неплохой опыт составления довольно интересных политических стратегий.
Например, Адилет Габдулла, прошедший школу партии «Асар» и движения «Невада – Семипалатинск» и позиционирующий себя в качестве секретаря оргкомитета народной социал-демократической партии «Алаш». Несколько лет назад при его непосредственном участии была разработана программа «Спасти Казахстан за два года». Она, кстати, имеет множество точек пересечения с тем, с чем сегодня выходит на политический рынок El Tiregi, но проработана гораздо глубже и серьезнее. Привлечение к разработке партийных документов именно таких кадров могло бы стать неоспоримым плюсом для El Tiregi. Но…
Одна надежда на хайп?
Терновый венец политических великомучеников до сих пор является для некоторых участников броуновского движения в политике иконой стиля. И El Tiregi в этом плане – явно не исключение.
Хотя надо признать, что не одними показательными истериками едины члены этой пока еще недопартии. Серьезная ставка, похоже, делается на паразитирование на таких хайповых в нашем обществе темах, как земельный и языковой вопросы, строительство атомных электростанций, положение казахов в СУАР, условия участия Казахстана в ЕАЭС и необходимость развития турецкого вектора во внешней политике. О том, что El Tiregi собирается именно паразитировать на этих темах, свидетельствует отсутствие стратегического видения и путей выхода из тупиковых ситуаций.
Похожие статьи
Сдались без боя, или Почему маслихаты партиям не по зубам?
За кого держат электорат идущие в мажилис партии?
10.12.2020, автор Гульнар Муканова.
От любви до ненависти: кому в Казахстане мешают «старые» праздники?
15.01.2024, автор Сауле Исабаева.
Три короба обещаний, или Зачем нам «мыльные пузыри»?
7.01.2021, автор Гульнар Муканова.
Семейный подряд
14.03.2023, автор Гульнар Муканова.