АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

На идее строительства АЭС в Казахстане решили поставить крест?

На идее строительства АЭС в Казахстане решили поставить крест?

12.02.2024, автор Баян Ахмет.

RU KZ EN
На протяжении нескольких лет в нашей стране весьма активно обсуждались перспективы строительства АЭС, а полгода назад глава государства даже анонсировал проведение референдума на сей счет. Но, начиная где-то с конца осени, эта тема, можно сказать, выпала из информационной и общественно-политической повестки. Ее не включили ни в недавно обнародованный Национальный план развития РК до 2029 года, хотя в нём энергетике посвящен отдельный раздел, ни в речь президента страны перед обновленным составом правительства. Неужели власти решили отказаться от этой идеи?

Ссылаясь на мировой опыт…

Сравните два документа, которые были обнародованы с разницей всего в десять месяцев.

Прошлой весной правительство утвердило Концепцию развития электроэнергетической отрасли РК на 2023-2029 годы. Её разработчики, прогнозируя, что к концу обозначенного срока Казахстан может столкнуться с серьезным дефицитом электрической энергии и генерирующих мощностей, подробно расписали то, как эту проблему решают наиболее экономически развитые страны мира. А решают они её преимущественно за счёт использования мирного атома.

Например, во Франции, констатировали авторы концепции, в целях обеспечения энергетической безопасности основной акцент в период до 2050-го собираются сделать именно на АЭС. К 56 существующим реакторам прибавятся сначала шесть (все они нового поколения), строительство которых начнется в 2028-м, а затем еще восемь. В Соединенных Штатах, на которые приходится четверть всех имеющихся в мире мощностей по производству атомной энергии, им и дальше будет оказываться необходимая поддержка. Кроме того, американские компании совместно с британскими активно ведут поиск конструкторских решений, имеющих целью перепрофилировать угольные станции в атомные. А в тех же США такие объекты дают чуть ли не 40 процентов всей электрической энергии.

Если обратить взор на Азию, то, скажем, в Японии планируют перезапустить те АЭС, которые были остановлены после аварии в Фукусиме (судя по последним новостям, эта работа уже вовсю ведется), – с ужесточением требований к их системам безопасности. Правительство Индии приняло решение о строительстве десяти новых реакторов в дополнение к 21 действующему. В густонаселенной Южной Корее, территория которой в 27 раз меньше, чем казахстанская, сегодня действую 25 атомных электростанций, строятся ещё три, две из которых должны быть введены в эксплуатацию до 2029-го. Власти страны намерены увеличить их долю в общем знергобалансе с нынешних 30 до 40 процентов. Амбициозные цели ставит перед собой Китай – довести к 2030-му количество АЭС до 110, для чего планируется ежегодно вводить в строй от четырёх до шести новых реакторов. Строить такие станции решили также Вьетнам, Таиланд, Малайзия, Филиппины…


Резюмируя, авторы концепции отметили: «Учитывая мировой опыт структуры генерации, помимо дальнейшего развития ВИЭ, в Казахстане целесообразно развитие альтернативной энергетики, в частности, атомной».

Разворот на 180 градусов?

А теперь взглянем на другой документ – размещенный недавно, в начале февраля, на сайте «Открытые НПА» Национальный план развития РК до 2029 года, который подготовлен Агентством по стратегическому развитию и реформам и должен быть утвержден указом главы государства. В разделе «Энергетика» тоже констатируется грозящий Казахстану энергодефицит: к концу рассматриваемого срока он «составит 5,47 млрд. кВт∙ч, а без учета ввода новых мощностей - 31,18 млрд. кВт∙ч, или 21% от прогнозируемого объема потребления». При этом про АЭС нет ни слова, станциям, работающим на углеродном топливе, посвящена одна глава, состоящая из трех абзацев, зато про мощности, использующие возобновляемые источники энергии (ВИЭ), сказано очень много и очень обстоятельно.

Именно на последние, особенно на «ветряки», и предлагается сделать главную ставку. Авторы документа обосновывают это тем, что «согласно прогнозам, уже к 2030 году средняя себестоимость ветряной энергии (включая хранение / маневрирование) в Казахстане может составить 47 долл. США / МВт⋅ч, что будет равно или дешевле стоимости традиционной и атомной». На чьи прогнозы они опирались, не уточняется. Другой движущий мотив – курс на «зеленую энергетику». Сегодня, указывают разработчики, «Казахстан входит в первую пятерку стран мира по углеродным выбросам относительно ВВП и в расчёте на душу населения». В плане есть даже фраза про «100-процентную долю ВИЭ в новом вводе мощностей».

Создаётся ощущение, что Агентство по стратегическому развитию и реформам уже решило за народ, что АЭС нашей стране не нужны. Что Казахстан должен следовать примеру не названных выше стран, а Германии, Италии и Австралии – из крупных экономик только они держат зажженным красный свет перед использованием мирного атома. Но в той же Германии удельный вес ВИЭ в общем объеме потребляемой электроэнергии составляет уже половину, Австралия должна выйти на этот уровень в следующем году. Тогда как в Казахстане на возобновляемые источники приходится всего-навсего 4,5 процента, а к 2029-му их доля, по прогнозам авторов Национального плана и при условии ввода запланированных мощностей, должна достичь 12,5 процента. Возникает резонный вопрос: удастся ли при таком раскладе закрыть всё более возрастающие потребности страны в электроэнергии?


А что с референдумом?

В первый день сентября прошлого года глава государства в своём Послании заявил: «Строительство или отказ от возведения АЭС –крайне важный вопрос, касающийся будущего нашей страны. Поэтому предлагаю вынести его на общенациональный референдум. По конкретным срокам определимся позднее». С тех пор прошло почти пять с половиной месяцев, но, как говорится, воз и ныне там. Более того, многое указывает на то, что в отношение властей к строительству АЭС произошли изменения. Возможно, под влиянием общественного мнения.

О том, какое оно на самом деле, мы доподлинно не знаем. Некоторое представление о нём могут дать результаты опросов, проведенных с промежутком в два года – в сентябре 2021-го и 2023-го. Первый организовало Бюро экспресс-мониторинга общественного мнения Demoscope при Международном центре журналистики MediaNet (последний финансируется в том числе Фондом Сороса) и показало, что из более чем тысячи охваченных респондентов со всех регионов страны 40 процентов выступают «за» строительство АЭС, а 55 – «против».

Второй опрос с примерно таким же охватом Demoscope провел осенью 2023-го вместе с исследовательским центром PAPERLAB, и на сей раз, наоборот, сторонников оказалось больше, чем противников. Цитата из пресс-релиза: «Результаты опроса показывают значительное разделение общественного мнения по вопросу строительства АЭС в Казахстане. 46,6% респондентов поддерживают данную инициативу. Из них 30,8% – однозначно поддерживают и 15,8% – скорее поддерживают. В то время как 37,7% высказывают противоположное мнение: 25% – совсем не поддерживают идею строительства и 12,7% – скорее не поддерживают». Остальные 15,7 процента респондентов, видимо, затруднились с ответом.

Конечно, это не полноценные социологические исследования, но результаты таких опросов тоже не стоит игнорировать.

В целом, судя по всему, в отношении к строительству АЭС в нашей стране сложился примерный паритет между сторонниками и противниками. При этом в публичном поле, особенно в социальных сетях, последние заявляют свою позицию гораздо активнее и даже назойливее, чем готовые проголосовать «за». А у нас в Казахстане привыкли больше слушать тех, кто громче кричит. И представители власти здесь не являются исключением. Особенно в последнее время, когда они пытаются изобразить (часто избирательно) «слышащее государство».


Между тем, в конце 2023 года появилось сообщение, что Узбекистан и Россия близки к подписанию генерального контракта на строительство АЭС близ озера Тузкан. По расчётам наших южных соседей, к началу следующего десятилетия 15-18 процентов потребностей страны в электроэнергии будет покрываться благодаря блокам атомной станции.

Эта АЭС будет располагаться в нескольких десятках километров от границы с нашей Туркестанской областью, где проживают более двух миллионов человек. Расстояние от будущего объекта до города Шардара на территории Казахстана – 86 километров, до такого мегаполиса, как Шымкент, – 260, до узбекской столицы Ташкента – 170. Для сравнения: село Улькен, выбранное местом возможного строительства нашей АЭС, от ближайшего крупного населённого пункта города Балхаша по прямой отделяют почти 200 километров, от Алматы и Тараза – около 350.

Выводы делайте сами…

Похожие статьи

Что больше всего разочаровало казахстанцев в уходящем году?
29.12.2023, автор Сауле Исабаева.
Казахстан вырастил зверя хуже любого «черного лебедя»
27.12.2023, автор Сауле Исабаева.
Рост числа студентов в Казахстане: пользы мало, проблем много
29.01.2024, автор Жандос Асылбеков.
Самые молодые главы регионов в Казахстане: чем они запомнились?
20.12.2023, автор Бахыт Жанаберген.
История с «Радио Азаттык»: справедливы ли претензии к властям Казахстана?
6.02.2024, автор Бауыржан Маханов.
SPIK.KZ » Взгляд » На идее строительства АЭС в Казахстане решили поставить крест?