АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Звания, премии и гранты писателям в Казахстане: что здесь не так?

Звания, премии и гранты писателям в Казахстане: что здесь не так?

13.02.2024, автор Сауле Исабаева.

RU KZ EN
В конце прошлого года состоялась чуть ли не массовая раздача премий, званий, грантов писателям и поэтам, что вызвало некоторое недоумение у комментаторов в соцсетях. Дескать, за что такие почести и поощрения, если современная художественная литература Казахстана, судя по тиражам, которыми она издается, не пользуется читательским спросом? В этой связи мы задались вопросом: а кто больше виноват в отсутствии к ней интереса – сами писатели или же общество, которому стало не до чтения? И как можно вернуть книгу в нашу жизнь? Предлагаем вашему вниманию два экспертных взгляда на ситуацию.

Марат Шибутов, политолог:
«К такому мало кто из наших литераторов готов»

- Просто надо понимать, что у нас премии раздают либо людям, которых когда-то ЦК Коммунистической партии назначил писателями, либо просто плохим авторам. Поэтому у них средний тираж книги 300-500 экземпляров, если не брать издаваемую за счет государства так называемую социально значимую литературу в 2-2,5 тысячи экземпляров для пополнения библиотек.

Со времен СССР государство привыкло мыслить так: вот, у нас есть госмонополия на издание книг, мы печатаем кого надо, затем собираем этих людей в союз, и они становятся частью государственного аппарата пропаганды, как устроил еще Сталин. Но сейчас все изменилось, и теперь писатель – это тот, кто профессионально, то есть за деньги, пишет востребованные у читателей книги.

Самиздат, вспомним, был и во времена СССР. В 1990-х существовали нормальные коммерческие издательства, но потом они подсели на учебники и «забили» на художественную литературу. А сейчас есть коммерческий самиздат, где печатают свои вещи настоящие казахстанские писатели. Они очень востребованы и известны, их книги переводят на другие языки и издают большими тиражами в десятки тысяч экземпляров. Просто у нас не знают, что это казахстанские писатели. Взять, к примеру, такие имена (часть псевдонимы): Данияр Сугралинов, Алан Нукланд, Тимур Айтбаев, Семен Афанасьев, Евгений Алексеев, Дмитрий Зимин, Алексис Опсокополос, Александр Мендыбаев, Тим Волков, Алим Тыналин, Арина Арская и другие. Они издаются на Author Today, Litnet, Litres и других сайтах коммерческого самиздата без посредников в виде издательств.

Коммерческий самиздат хорош тем, что там сразу отсеиваются бездарности и неумехи. Плохо пишешь - никто не заходит на твою страницу, не читает, не платит деньги; хорошо пишешь – и читают, и платят деньги. Поэтому там нет не только членов Союза писателей, но и всяких графоманов, изображающих из себя Довлатова - не пользуются они спросом, не читают их люди в XXI веке. Это жесткая конкурентная среда, и к такому мало кто из наших «официальных», «традиционных» литераторов готов.


Так что все у казахстанских писателей нормально. Просто не надо считать, что членский билет Союза делает из человека писателя, и тогда вы будете рады за отечественную литературу. Надо думать шире - сейчас для креативных людей открыт весь мир, и творчество не ограничивается только казахстанскими издательствами/галереями/музеями... Проблема казахстанской литературы еще в том, что из СМИ исчез жанр обзоров и рецензий, поскольку главреды стали считать их рекламой. Поэтому читатели знают популярных авторов, а журналисты – нет.

Павел Банников, поэт, литературный критик:
«Издательское дело в Казахстане худо-бедно развивается»

- Мне кажется, сам вопрос сформулирован несколько предвзято и основан на не вполне соответствующей реальности точке зрения. Обвинять в чем-то писателя, как минимум, странно. Он пишет и ничего, кроме как писать интересно, никому — ни себе, ни другим — не должен. Как, впрочем, и ему не должен никто и ничего. И если его тексты не отзываются у современной ему аудитории — это издержки профессии, а писательство — одна из самых неблагодарных. Обвинять в чем-то государство или общество, искать виновного — тоже занятие весьма странное. То, что происходит с литературой в Казахстане, — комплексная проблема.

Во-первых, по-прежнему жив миф об СССР как о «самой читающей стране», и мы сравниваем тиражи, выходившие тогда, с нынешними. Это сравнение теплого с мягким. Напомню также, что большая часть издававшегося тогда была идеологизированной литературой, находившейся на службе партии, искусной подделкой, о которой сейчас никто и не вспомнит. Давайте смотреть на сегодняшний день и на весь мир. Тут сравнение можно провести с другими странами, и оно будет, безусловно, не в пользу Казахстана. Скажем, в Норвегии с ее населением в 5,5 млн. человек в 2022 году было издано более 66 тысяч наименований книг, из которых лишь 20 процентов – учебники. В 20-миллионном Казахстане, по данным Национальной книжной палаты, в год издается чуть более 5 тысяч наименований, из которых учебники составляют львиную долю - до 70%.


Во-вторых, это не потому, что писателей нет или они плохи. Все зависит от развитости издательского рынка. Самиздат и самораскрутка для большинства авторов — дело, которое они неспособны потянуть без ущерба для качества текста. Издательства необходимы и играют важнейшую роль в литературной жизни. Но, к сожалению, только спустя тридцать лет после обретения независимости мы видим, что издательское дело (как бизнес, а не напрямую зависимая от государства машина) в Казахстане стало худо-бедно развиваться: издатели начинают искать местные таланты, вкладываться в раскрутку. Правда, пока только в сфере детской литературы, и это, конечно, печально. Научная и художественная литература в целом — в пролете. Издатель не хочет рисковать.

Как изменить ситуацию? Модернизировать библиотеки в пространства литературной жизни и поддерживать издательства (в первую очередь малые издательства). А с поддержкой хороших писателей последние справятся сами. И если мы говорим об изменениях на уровне государства, то можно было бы снять НДС с издательств, печатающих отечественную литературу, или, например, перенять опыт уже упомянутой Норвегии. В этой стране государство выкупает 1000 экземпляров тиража любой книги, выпущенной местным издательством, и 1550, если это детская книга, а затем рассылает их по библиотекам. Таким образом решаются сразу два вопроса: с рентабельностью книгоиздания и с доступностью книги для читателя. Издательство минимизирует свои финансовые риски (выкуп 1000 экземпляров покрывает частично, а иногда и полностью затраты на производство книги) и может себе позволить и дальше искать новую и интересную литературу, а не сидеть исключительно на контрактах с уже известными авторами.

Возвращаясь к вашему первоначальному вопросу: писательские гранты — дело в целом хорошее, и если эта традиция получит развитие в Казахстане, я буду только рад. Хорошо, чтобы это были частные инициативы, но пока есть как есть. Гранты, резиденции — это все помогает сохранять и развивать культуру. И это ясно даже в так нелюбимом многими «мире капитала» — количество разнообразных программ для писателей в Европе и США исчисляется сотнями.

Что же касается «раздачи слонов» в виде государственных наград и премий, то с точки зрения самой литературы как таковой это не значит почти ничего. Но приятно, когда награду получает талантливый писатель за талантливую книгу. И в прошлом году это случилось. Я говорю конкретно о Юрии Серебрянском и премии за роман «Алтыншаш».

Похожие статьи

Зачем Казахстану народные писатели, если народ их не читает?
4.01.2024, автор Женис Байхожа.
Министерство культуры и информации: проекты ради «галочки»?
29.12.2023, автор Бауыржан Маханов.
Уроки кордайской трагедии: как преодолеть межэтнический раскол?
6.02.2024, автор Сауле Исабаева.
Как российско-украинская война изменила казахстанцев
27.01.2024, автор Сауле Исабаева.
Желтоксан-1986 и битва за власть: почему Казахскую ССР возглавил «варяг»?
15.12.2023, автор Женис Байхожа.
SPIK.KZ » Взгляд » Звания, премии и гранты писателям в Казахстане: что здесь не так?