АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Ислам в Казахстане: война за детские души

Ислам в Казахстане: война за детские души

28.02.2024, автор Сауле Исабаева.

RU KZ EN
Видео, на котором группа школьников совершает намаз прямо в классе, не могло не вызвать общественный резонанс. Особенно если учесть, что тема, связанная с присутствием элементов религии в учебных заведениях, остается одной из самых острых в Казахстане. Впрочем, на такой эффект и рассчитывали те, кто занимается раскачиванием антисветских настроений в стране, считает журналист, преподаватель КазНУ им. аль-Фараби Арман Кудабай (t.me/antinadan), ставший нашим собеседником.

- По поводу хиджабов и намаза в школах власти, в том числе сам президент, неоднократно делали официальные заявления. Почему же подобного рода запреты у нас не работают?

– Вероятно, в отдельных учебных заведениях нашей страны такая практика уже давно существует. И тут, надо признать, многое зависит от директорского корпуса, а не от тех, кто стоит над ними и контролирует их. Некоторые руководители школ и вузов искренне верят, что чтение намаза никому не мешает, а кое-кто и вовсе считает учебные заведения личной вотчиной, где можно устанавливать собственные правила. Люди, конечно, это видят и делают соответствующие выводы. Как пример, мы продолжаем сталкиваться с пресловутыми «неразрешенными» платочками во дворе той или иной школы.

Лично меня беспокоит не столько сам факт проведения молитвы в школе, сколько то, как его «обыграли». Одно дело, когда единичный эпизод попадает в сеть и обращает на себя внимание общественности, журналистов и чиновников. И совсем другое, когда он используется как «горячий инфоповод» с целью спровоцировать волнения. В пользу второго говорит, во-первых, то, что съемка велась с такого ракурса, чтобы не было видно лиц юношей, а значит, участники действа могли знать его дальнейшее предназначение. Во-вторых, одновременно в сети был запущен флешмоб, где молодые люди демонстративно выбрасывают из сумок и рюкзаков учебники и тетради, сжигают на камеру конспекты, заявляют о намерении бросить учебу и даже отказаться от национальности, если их требования относительно религиозной одежды не будут услышаны…

Ничего не напоминает? Расчет, конечно, верный и вполне беспроигрышный: тема детских страданий применялась не единожды на разных майданах. По сути, мы становимся свидетелями того, как фокус внимания политтехнологов перемещается с родителей школяров и представителей разных «сочувствующих» им НПО непосредственно на самих детей. Вопрос в том, кто за этим стоит и какую выгоду преследует.

– Почему именно «отказ от национальности»?

– Существует концепция «уммы», по сути, мусульманского интернационала. С одной стороны, этот принцип позволяет ввести нормы равноправия в исламе для всех рас и этносов. С другой, нивелирует значение понятий «нация», «традиции», «обычаи» и т.д.: мол, существует лишь одна община – умма. На это и напирают различные джихадистские и экстремистские группы, считая вздором и шелухой все, что не касается религии. Сюда же можно добавить концепцию «джахилия», согласно которой всё существовавшее до ислама (включая национальную историю) не имеет никакого значения. Этим пониманием руководствовались те же ИГИЛ и «Талибан», уничтожая бесценные исторические артефакты.

В данном контексте заявления молодых людей на камеру об «отказе от национальных корней» вполне можно рассматривать как некий ответ на попытки (кстати, в последнее время небезуспешные) внедрить национальную атрибутику и традиционные элементы в религиозные одеяния, на потуги найти свой, казахский, путь… К слову, однажды я был свидетелем, как представитель «чистого ислама» учил молодых ребят тому, что даже тюбетейка не должна отличаться излишним украшением, под которым он, очевидно, подразумевал национальные узоры. И ведь подобные наставления «улемов» находят почву в молодых умах.

– Чем это может грозить?

– Обратите внимание, что запечатленные на значительном количестве этих «наспех» изготовленных роликов-флешмобов молодые люди ни по возрасту, ни по внешнему виду к школьникам не относятся. Скорее, это студенты. Спрашивается, а чего им не хватает, если в вузах ношение религиозных одежд никак не ограничено? Но как раз тут и зарыта собака...

Ограничиваются ли требования участников этих флешмобов только школой? По сути, все мы оказались свидетелями пробы пера политтехнологов на готовность общества к внедрению религиозных «реформ». Причем эти требования охватывают все структуры (включая госслужбу). Речь идет о разрешении носить религиозную одежду (не только женскую), создании в каждом учреждении молелен и комнат для омовений, введении религиозных перемен и каникул (отпусков), раздельных классов и аудиторий и т.д.

Но согласно ли общество с ними? А если не согласно, то к чему весь этот спектакль?

– Возможен ли в сложившейся ситуации компромисс?

– Информация о тысячах девочек, которые якобы не ходят в школу из-за запрета на ношение хиджабов, лично у меня не вызывает доверия. Но мне интересно: кому и зачем понадобилось распространять ее именно сейчас?

Если же выяснится, что эти цифры реальные, то они будут означать слабую работу властей, которые, несмотря на все предупреждения общественности, за эти годы толком ничего не сделали в плане разъяснительной работы и контроля. Хоть я и не являюсь сторонником создания отдельных религиозных школ, все же полагаю, что их придется открыть в определенных местах, где живет много таких детей. Допустим, при филиалах ДУМК, законно зарегистрированных медресе и под жестким контролем религиозных и гражданских властей. Причем с обязательным изучением всех предметов согласно учебным программам общеобразовательной школы.

Что касается вузов, то студент при поступлении лично подписывает обязательство подчиняться правилам университета. Однако руководители сами пасуют и не берут этот договор в расчет… Нельзя забывать, что там учатся представители разных этносов и конфессий, которые, будучи гражданами РК, обладают равными правами и имеют свои желания. Мы же не можем при каждом университете открыть медресе, церкви, синагоги, пагоды и т.д. Да и во что тогда превратится отечественная система образования и науки?!

Изменения в правилах и регламентах средней и высшей школы, да и любого учреждения предполагают внесение соответствующих поправок в законодательство и в нормативно-правовые акты. А это уже будет отходом от принципов светского государства, шагом в сторону теократического. К тому же нет никаких гарантий, что их «инициаторы» этим удовлетворятся. Скорее всего, они расширят список требований. Вот тогда окажется, что намазы и хиджабы в гражданских школах были лишь цветочками...

Похожие статьи

Религиозные инфлюенсеры: благо или угроза для Казахстана?
11.12.2023, автор Сауле Исабаева.
Национальные меньшинства в Казахстане: нужен ли закон о защите их прав?
16.02.2024, автор Сауле Исабаева.
Зачем Казахстан сближается с Афганистаном?
16.01.2024, автор Сауле Исабаева.
История с «Радио Азаттык»: справедливы ли претензии к властям Казахстана?
6.02.2024, автор Бауыржан Маханов.
От любви до ненависти: кому в Казахстане мешают «старые» праздники?
15.01.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Взгляд » Ислам в Казахстане: война за детские души