АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Религиозные инфлюенсеры: благо или угроза для Казахстана?

Религиозные инфлюенсеры: благо или угроза для Казахстана?

11.12.2023, автор Сауле Исабаева.

RU KZ EN
Эксперты давно обратили внимание на рост популярности религиозных блогеров в социальных сетях, среди которых есть как самозванцы, распространяющие искаженное понимание ислама, так и аффилированные с властью проповедники.

Правда, вторые зачастую проигрывают первым, которые, не имея теологического образования, с легкостью завоевывают тысячные аудитории благодаря креативному контенту, красноречию и знанию потребностей обывателей. Вместе с тем интернет-проповеди никак не контролируется, поскольку для этого нет ни профильной структуры, ни подготовленных специалистов. Мало кто даже внутри мусульманского сообщества разбирается в тонкостях религии и может отличить истинный ислам от радикальных псевдоучений. Неслучайно в стране столь низкая степень религиозной грамотности населения на фоне активной его исламизации.

Впрочем, в последнее время «официальные» имамы тоже постепенно усиливают духовную и просветительскую деятельность в интернете, но пока их не так много. Один из успешных примеров - преподаватель Университета Нур-Мубарак Нурсултан Рысмаганбет. Его лекции в YouTube набирают сотни тысяч просмотров и комментариев. А после нашумевшего видео из мечети в Атырау, на котором многочисленные верующие бурно приветствуют «духовного учителя», скандируя «Аллаху Акбар!», его наверняка ждет еще большая популярность.

Казалось бы, уход в соцсети – вынужденная мера, учитывая, что граждане проводят там все больше свободного времени. Однако минус многих интернет-проповедников, считают эксперты, в том, что под маской просвещения они стремятся стать инфлюенсерами, религиозными лидерами, чтобы получить признание, власть над верующими и впоследствии некие материальные блага. О том, чем чреват тренд на популярность в обществе таких блогеров, многие из которых становятся чуть ли не кумирами у молодежи, мы беседуем с журналистом, преподавателем КазНУ им.аль-Фараби, экспертом по религиозным вопросам Арманом Кудабаем.

– Как считаете, почему видео с имамом вызвало негодование у пользователей казнета?

– Заслышав, что речь идет о преподавателе Университета Нур-Мубарак, да еще и члене республиканской информационно-пропагандистской группы при ДУМК, несомненно, хочется порадоваться. Наконец-то наши имамы начали отходить от застарелых методов работы с паствой и решились-таки выйти в народ! Тем более, как видно по видео, аудитория в большей своей части молодая, а это как-никак требует новых подходов, соответствующих духу времени.

Что же тогда не так? Почему благие намерения популярного в среде молодежи проповедника, да еще, как выясняется, не менее успешного педагога-наставника вызвали столько споров в отечественных СМИ и блогосфере? Наверняка мы услышим еще немало версий и объяснений на этот счет. Однако здесь я хотел бы остановиться на некоторых моментах, которые смогли-таки выскользнуть из поля всеобщего внимания, но которые, как я надеюсь, не в меньшей степени помогут пролить свет на столь неожиданную реакцию граждан.

Дело в том, что Атырауская область и в целом Западный Казахстан, куда «духовный учитель» приехал с однодневной рабочей поездкой, довольно-таки непростой регион, и все это понимают. Помимо значительного протестного потенциала (до сих пор у всех на слуху известные события) там наблюдается особое усиление религиозности, и ролик это наглядно подтверждает. К тому же для казахстанской аудитории подобные действия все еще непривычны и вызывают ассоциации в лучшем случае с Ближним Востоком. Те же массовые выкрики «Аллаху Акбар» для нас нечто новое, несмотря на то что все вроде бы знают благое значение этих слов. Думаю, для ДУМК происходящее на видео стало не менее неожиданным, судя по его реакции и последовавшим за этим разъяснениям.

– Чем вы объясните такую популярность?

– Своей популярностью молодой проповедник, который ранее был известен лишь в определенных кругах, во многом обязан соцсетям. Это говорит о том, что Нурсултан Рысмаганбет, прежде всего, медиаперсона, и играет по соответствующим правилам. Собрать аудиторию в 5 тысяч человек, управлять массовым действием, а до этого прорекламировать и продвинуть мероприятие – это, как говорят у нас, законы жанра...

Думаю, в этой связи не только у меня возникают вопросы. Если харизматичный проповедник вводит в экстаз столь значительную аудиторию в мечети, на что он способен вне ее стен? И только ли стоит задача пропиарить себя? Да и как насчет запретов «создавать себе кумиров»? В истории казахов так скорее встречали святых, а Нурсултан на святого как-то не тянет…

- Обсуждаемое видео обострило тему о наплыве в страну пропагандистов «неправильных» религиозных течений и негативном их влиянии на общество. Какая связь?

– Дело в том, что Нурсултан Рысмаганбет – выпускник университета «Ярмук» королевства Иордании и преподает в учебном заведении, которое, несмотря на государственную регистрацию и лицензию от минобразования, не раз оказывалось в поле общественного внимания. Напомню, что открылось оно в далеком 1993 году при поддержке Египта, а его полное название «Египетский университет исламской культуры «Нур-Мубарак». Подобные обрядовые учреждения, открытые при поддержке уважаемых зарубежных спонсоров, – на особом патронаже. Ни в коем случае не хочу обвинить всех выпускников зарубежных исламских учебных заведений в каких-либо неблаговидных устремлениях. Но все же думается, что не раз поднимаемый общественностью вопрос о необходимости принятия в РК закона об иноагентах так или иначе должен будет касаться и религиозных объединений, и отдельных их лидеров.

– Тем временем эксперты ратуют за открытую конкуренцию, хотя это сложно с учетом хронического дефицита квалифицированных религиозных кадров. К примеру, в Атырауской области в 36 мечетях работают всего 88 служителей духовенства плюс 27 теологов в реабилитационном центре, о чем в интервью «Хабар 24» говорил главный имам области Алтынбек Утысхан.

– Лет так 15–20 назад говорить о нехватке квалифицированных религиозных кадров было еще простительно. Но куда сегодня деваются многочисленные выпускники Исламского университета и разбросанных по стране медресе? Скорее, кадры, подготовленные ДУМК, выбирают для работы «перспективные» города и области. А вообще, как мне кажется, разговоры о дефиците кадров — это своего рода попытка оправдать популярность имамов вроде Нурсултана, а также непродуманное и даже опрометчивое приглашение их читать проповеди в мечетях…

Похожие статьи

Закон о блогерах – это ящик Пандоры
20.12.2023, автор Сауле Исабаева.
От любви до ненависти: кому в Казахстане мешают «старые» праздники?
15.01.2024, автор Сауле Исабаева.
Зачем Казахстан сближается с Афганистаном?
16.01.2024, автор Сауле Исабаева.
Почему в Казахстане не приживаются настоящие партии?
26.12.2023, автор Сауле Исабаева.
Казахстан вырастил зверя хуже любого «черного лебедя»
27.12.2023, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Взгляд » Религиозные инфлюенсеры: благо или угроза для Казахстана?