4.01.2024, автор Асем Избасарова.
Кунаев и Айманов вынашивали идею создания «Казахвуда»
10.04.2024, автор Сауле Исабаева.
RU
KZ
EN
Пока страна борется с масштабными паводками, вроде бы не самое подходящее время говорить, например, о кинематографе. Но ведь жизнь продолжается, к тому же в нынешнем году отечественное кино отмечает свой юбилей. 90 лет назад, в 1934-м, была создана Алма-Атинская студия кинохроники, которая стала предтечей «Казахфильма». А в 1968-м в южной части тогдашней столицы республики началось строительство комплекса для производства художественных, документальных и анимационных кинолент. За свою историю «Казахфильм» пережил и период расцвета, и годы кризиса. О том, как это происходило, рассказывает известный кинодокументалист Болатхан Нусимбеков.
- Болатхан Шолтаевич, как зарождалось и развивалось национальное кино?
- Вообще, его история началась с открытия в Алма-Ате в 1929 году отделения «Востоккино», а до этого действовали лишь маленькие частные киностудии. Оно занималось в основном выпуском кинохроники. Конечно, предпринимались попытки снять художественные фильмы, но они были неудачными. Как заметил тогда наш классик Ильяс Джансугуров, есть хорошие писатели, но нет хороших киносценариев. Спустя несколько лет отделение закрылось, и руководить киноиндустрией в союзных республиках стала напрямую Москва...
Потом началась Великая Отечественна война, и к нам эвакуировали «Мосфильм» и «Ленфильм», которые образовали совместно с Алма-Атинской киностудией Центральную объединенную киностудию (ЦОКС). Сюда приехали разные специалисты - операторы, режиссеры, звукорежиссеры, декораторы, бутафоры, каскадеры и т.д., которые делились опытом с местными кадрами. При ЦОКС даже действовали курсы повышения квалификации, через которые прошли многие наши киноклассики.
Сразу после войны «Мосфильм» и «Ленфильм» вернулись обратно, а Алма-Атинская киностудия продолжила работать самостоятельно. Из первых ее фильмов можно вспомнить «Амангельды», который вышел на экраны в 1939 году. Сценарий к нему писал в том числе Габит Мусрепов, однако снимали картину кинематографисты из «Ленфильма».
Считаю, реальное развитие национальное кино получило с приходом Шакена Айманова, который впоследствии стал легендарным руководителем «Казахфильма». Уникальность его заключалась в том, что он совмещал в себе несколько ипостасей: и режиссера, и художественного руководителя, и актера. Им созданы такие шедевры, как «Мы здесь живем», «Наш милый доктор», «Песня зовет», «Перекресток», «Земля отцов», «Ангел в тюбетейке» и другие. В 1970 году вышел последний его фильм «Конец атамана», автором сценария которого выступил Андрей Кончаловский. Кстати, снят он был по просьбе самого Динмухамеда Кунаева...
- Кунаев и Айманов вместе поднимали казахстанский кинематограф. Но если вклад Шакена Кенжетаевича общеизвестен, то об участии Динмухамеда Ахмедовича мало информации. Можете рассказать об этих страницах отечественного кино?
- Их связывала крепкая дружба. Почти ровесники, оба статные, красивые, харизматичные. По долгу службы им приходилось бывать за границей. Там они видели, как стремительно развивается кинематограф, и старались перенести этот опыт в Казахстан. У них зародилась идея создать собственный «Казахвуд» по типу Голливуда и Болливуда. Причем, согласно замыслу, он должен был в перспективе охватить весь нынешний микрорайон «Казахфильм».
Причем потенциал киностудии сохранился по сей день. К примеру, декорации к историческим фильмам «Кочевник» и «Томирис» строились внутри нее, иначе бы пришлось ехать в Узбекистан, где еще сохранилась древняя архитектура.
Говоря о тогдашних успехах, не могу не вспомнить своего учителя – Искандера Тынышпаева, который тесно дружил и с Кунаевым, и с Аймановым. Более того, он был их единомышленником и партнером в строительстве и развитии киностудии. Можно даже сказать, что она стала возможной и до сих пор существует благодаря этому великому трио. Динмухамед Ахмедович глубоко уважал его отца - первого казахского инженера-железнодорожника Мухамеджана Тынышпаева, был вдохновлен его деятельностью, учился на его книгах. И буквально перед самой своей смертью он поехал в Аксуский район Алматинской области, чтобы открыть памятник Тынышпаеву.
- На ваш взгляд, насколько им удалось реализовать свою мечту?
- Думаю, что она в некоторым смысле осуществилась. Помимо Шакена Айманова у нас появились такие мощные мастера, как режиссеры Султан Ходжиков, Мажит Бегалин, кинооператоры Искандер Тынышпаев, Вячеслав Белялов, режиссер-документалист Ораз Абишев, кинодраматурги Олжас Сулейменов, Мурат Ауезов, художники Павел Зальцман, Гульфайрус Исмаилова, Юрий Вайншток, Кулахмет Ходжиков, актеры Асанали Ашимов, Нурмухан Жантурин, Идрис Ногайбаев, Касым Жакибаев, Тунгышпай Жаманкулов и другие.
После появления у подножия гор комплекса киностудии на экраны вышел фильм «Кыз Жибек» - на мой взгляд, лучшее детище «Казахфильма», и ряд других серьезных картин: «Лютый», «Песнь о Маншук», «Транссибирский экспресс», «Игла»… Активно заработала казахская кинохроника, хотя в военные и в первые послевоенные годы о ней не было даже речи. К примеру, увидел свет документальный фильм Ораза Абишева «Абсент, сын Араба и Баккары». А еще на нашей киностудии любил работать российский режиссер Сергей Соловьев - он снял здесь картину «Чужая белая и рябой», которая в 1987-м была выдвинута от СССР на соискание премии «Оскар» в номинации «лучший фильм на иностранном языке»
Помню, во время одной из поездок в Москву к нему подошел российский поэт и писатель Сергей Михалков, создатель первого всесоюзного сатирического киножурнала «Фитиль», с предложением запустить похожий проект в Казахстане. Динмухамед Ахмедович не стал откладывать этот вопрос в долгий ящик, и вскоре у нас появился свой сатирический киножурнал «Камча», в котором я тоже работал. Каждый его выпуск состоял из трех сюжетов: мультипликационного (анимация), художественного (короткометражная комедия) и документального. Причем последний был самым сильным, его смотрели даже члены бюро ЦК Компартии Казахстана. И не просто смотрели, но еще и принимали меры. Например, мы сделали сюжет о мусороперерабатывающем заводе в микрорайоне «Дорожник», который не мог перерабатывать стекло, из-за чего там образовались целые горы мусора. Реакция чиновников не заставила себя долго ждать – были закуплены специальные станки, благодаря которым эту проблему удалось решить.
В целом Кунаев уделял очень много внимания культурному облику Алма-Аты. Мои знакомые архитекторы рассказывали, что он был частым гостем на заседаниях Проектной академии KAZGOR, где обсуждалось строительство крупных городских объектов. Известно, что он принимал личное участие в проектировании проспекта Ленина, гостиницы «Казахстан», Центрального стадиона и других объектов, ставших визитной карточкой теперь уже бывшей столицы республики. Кроме того, Кунаев регулярно посещал спортивные матчи, театры, выставки, чтобы, как говорится, держать руку на пульсе…
- После обретения независимости и киностудия, и национальное кино, увы, стали деградировать. Каким лично вы видите выход из этого кризиса?
- Действительно, за последние 30 лет «Казахфильм» потерял своё былое значение. Одна из главных причин заключается, на мой взгляд, в том, что все усилия и ресурсы пустили на развитие телевидения. Если помните, в 1990-е и в начале «нулевых» годов телеканалы открывались один за другим. При этом государство не уделяло должного внимания киностудии, сократило её финансирование. Дошло до того, что стали раздаваться активные призывы закрыть «Казахфильм» либо перенести его куда-нибудь подальше – в Талгар или Астану. Хотя было ясно, что за ними стояли попытки захвата территории – там то гостиницы хотели построить, то автоцентры. К счастью, продолжатели дела Шакена Айманова объявили «Казахфильм» национальным достоянием, и комплекс оставили в покое.
В принципе, у нас еще остались хорошие специалисты. Имеет смысл собрать их вместе и привлечь молодое поколение. Пусть первые делятся навыками со вторыми. Ну и, наконец, не мешает принять адекватный закон о кинематографии.
Нам важно продолжить традиции, сохранить богатство, которое нам оставили эти великие люди. Они смотрели далеко вперед, переживали за будущее страны и народа, были истинными патриотами.
- Болатхан Шолтаевич, как зарождалось и развивалось национальное кино?
- Вообще, его история началась с открытия в Алма-Ате в 1929 году отделения «Востоккино», а до этого действовали лишь маленькие частные киностудии. Оно занималось в основном выпуском кинохроники. Конечно, предпринимались попытки снять художественные фильмы, но они были неудачными. Как заметил тогда наш классик Ильяс Джансугуров, есть хорошие писатели, но нет хороших киносценариев. Спустя несколько лет отделение закрылось, и руководить киноиндустрией в союзных республиках стала напрямую Москва...
Потом началась Великая Отечественна война, и к нам эвакуировали «Мосфильм» и «Ленфильм», которые образовали совместно с Алма-Атинской киностудией Центральную объединенную киностудию (ЦОКС). Сюда приехали разные специалисты - операторы, режиссеры, звукорежиссеры, декораторы, бутафоры, каскадеры и т.д., которые делились опытом с местными кадрами. При ЦОКС даже действовали курсы повышения квалификации, через которые прошли многие наши киноклассики.
Сразу после войны «Мосфильм» и «Ленфильм» вернулись обратно, а Алма-Атинская киностудия продолжила работать самостоятельно. Из первых ее фильмов можно вспомнить «Амангельды», который вышел на экраны в 1939 году. Сценарий к нему писал в том числе Габит Мусрепов, однако снимали картину кинематографисты из «Ленфильма».
Считаю, реальное развитие национальное кино получило с приходом Шакена Айманова, который впоследствии стал легендарным руководителем «Казахфильма». Уникальность его заключалась в том, что он совмещал в себе несколько ипостасей: и режиссера, и художественного руководителя, и актера. Им созданы такие шедевры, как «Мы здесь живем», «Наш милый доктор», «Песня зовет», «Перекресток», «Земля отцов», «Ангел в тюбетейке» и другие. В 1970 году вышел последний его фильм «Конец атамана», автором сценария которого выступил Андрей Кончаловский. Кстати, снят он был по просьбе самого Динмухамеда Кунаева...
- Кунаев и Айманов вместе поднимали казахстанский кинематограф. Но если вклад Шакена Кенжетаевича общеизвестен, то об участии Динмухамеда Ахмедовича мало информации. Можете рассказать об этих страницах отечественного кино?
- Их связывала крепкая дружба. Почти ровесники, оба статные, красивые, харизматичные. По долгу службы им приходилось бывать за границей. Там они видели, как стремительно развивается кинематограф, и старались перенести этот опыт в Казахстан. У них зародилась идея создать собственный «Казахвуд» по типу Голливуда и Болливуда. Причем, согласно замыслу, он должен был в перспективе охватить весь нынешний микрорайон «Казахфильм».
В скором времени на территории в 19 гектаров развернулась огромная киностудия со своими павильонами, декорационно-техническими сооружениями, производственно-лабораторным комплексом и даже парковой зоной – всё было продумано. Шакен Кенжетаевич лично сажал деревья. К примеру, березы и ели (сейчас они вымахали за 20 метров) нужны были для того, чтобы некоторые эпизоды снимать на месте, а не выезжать всей съемочной группой в лес, в горы или в другую страну, и тем самым экономить силы, время и ресурсы.
Причем потенциал киностудии сохранился по сей день. К примеру, декорации к историческим фильмам «Кочевник» и «Томирис» строились внутри нее, иначе бы пришлось ехать в Узбекистан, где еще сохранилась древняя архитектура.
Говоря о тогдашних успехах, не могу не вспомнить своего учителя – Искандера Тынышпаева, который тесно дружил и с Кунаевым, и с Аймановым. Более того, он был их единомышленником и партнером в строительстве и развитии киностудии. Можно даже сказать, что она стала возможной и до сих пор существует благодаря этому великому трио. Динмухамед Ахмедович глубоко уважал его отца - первого казахского инженера-железнодорожника Мухамеджана Тынышпаева, был вдохновлен его деятельностью, учился на его книгах. И буквально перед самой своей смертью он поехал в Аксуский район Алматинской области, чтобы открыть памятник Тынышпаеву.
- На ваш взгляд, насколько им удалось реализовать свою мечту?
- Думаю, что она в некоторым смысле осуществилась. Помимо Шакена Айманова у нас появились такие мощные мастера, как режиссеры Султан Ходжиков, Мажит Бегалин, кинооператоры Искандер Тынышпаев, Вячеслав Белялов, режиссер-документалист Ораз Абишев, кинодраматурги Олжас Сулейменов, Мурат Ауезов, художники Павел Зальцман, Гульфайрус Исмаилова, Юрий Вайншток, Кулахмет Ходжиков, актеры Асанали Ашимов, Нурмухан Жантурин, Идрис Ногайбаев, Касым Жакибаев, Тунгышпай Жаманкулов и другие.
После появления у подножия гор комплекса киностудии на экраны вышел фильм «Кыз Жибек» - на мой взгляд, лучшее детище «Казахфильма», и ряд других серьезных картин: «Лютый», «Песнь о Маншук», «Транссибирский экспресс», «Игла»… Активно заработала казахская кинохроника, хотя в военные и в первые послевоенные годы о ней не было даже речи. К примеру, увидел свет документальный фильм Ораза Абишева «Абсент, сын Араба и Баккары». А еще на нашей киностудии любил работать российский режиссер Сергей Соловьев - он снял здесь картину «Чужая белая и рябой», которая в 1987-м была выдвинута от СССР на соискание премии «Оскар» в номинации «лучший фильм на иностранном языке»
Вообще, тот период (1970-1980-е годы) считается золотым веком казахского кино. Под руководством Шакена Айманова тогда работали более тысячи человек – очень сильная команда, причем все друг друга знали в лицо. Безусловно, огромную роль в расцвете киностудии, повторюсь, сыграла и поддержка, которую оказывал Динмухамед Кунаев. Многие кассовые фильмы появились благодаря в том числе его содействию. Это касается и документального кино.
Помню, во время одной из поездок в Москву к нему подошел российский поэт и писатель Сергей Михалков, создатель первого всесоюзного сатирического киножурнала «Фитиль», с предложением запустить похожий проект в Казахстане. Динмухамед Ахмедович не стал откладывать этот вопрос в долгий ящик, и вскоре у нас появился свой сатирический киножурнал «Камча», в котором я тоже работал. Каждый его выпуск состоял из трех сюжетов: мультипликационного (анимация), художественного (короткометражная комедия) и документального. Причем последний был самым сильным, его смотрели даже члены бюро ЦК Компартии Казахстана. И не просто смотрели, но еще и принимали меры. Например, мы сделали сюжет о мусороперерабатывающем заводе в микрорайоне «Дорожник», который не мог перерабатывать стекло, из-за чего там образовались целые горы мусора. Реакция чиновников не заставила себя долго ждать – были закуплены специальные станки, благодаря которым эту проблему удалось решить.
В целом Кунаев уделял очень много внимания культурному облику Алма-Аты. Мои знакомые архитекторы рассказывали, что он был частым гостем на заседаниях Проектной академии KAZGOR, где обсуждалось строительство крупных городских объектов. Известно, что он принимал личное участие в проектировании проспекта Ленина, гостиницы «Казахстан», Центрального стадиона и других объектов, ставших визитной карточкой теперь уже бывшей столицы республики. Кроме того, Кунаев регулярно посещал спортивные матчи, театры, выставки, чтобы, как говорится, держать руку на пульсе…
- После обретения независимости и киностудия, и национальное кино, увы, стали деградировать. Каким лично вы видите выход из этого кризиса?
- Действительно, за последние 30 лет «Казахфильм» потерял своё былое значение. Одна из главных причин заключается, на мой взгляд, в том, что все усилия и ресурсы пустили на развитие телевидения. Если помните, в 1990-е и в начале «нулевых» годов телеканалы открывались один за другим. При этом государство не уделяло должного внимания киностудии, сократило её финансирование. Дошло до того, что стали раздаваться активные призывы закрыть «Казахфильм» либо перенести его куда-нибудь подальше – в Талгар или Астану. Хотя было ясно, что за ними стояли попытки захвата территории – там то гостиницы хотели построить, то автоцентры. К счастью, продолжатели дела Шакена Айманова объявили «Казахфильм» национальным достоянием, и комплекс оставили в покое.
Полагаю, шансы возродить киностудию есть. Но для начала нужно создать специальный госорган, который бы регулировал соответствующие процессы. Это может быть отдельный комитет по кинематографии в составе Министерства культуры и информации. Он мог бы также заняться возрождением документального кино, о котором вообще все забыли, – сейчас оно пребывает в плачевном состоянии по сравнению с ситуацией в России и даже в воюющей Украине.
В принципе, у нас еще остались хорошие специалисты. Имеет смысл собрать их вместе и привлечь молодое поколение. Пусть первые делятся навыками со вторыми. Ну и, наконец, не мешает принять адекватный закон о кинематографии.
Нам важно продолжить традиции, сохранить богатство, которое нам оставили эти великие люди. Они смотрели далеко вперед, переживали за будущее страны и народа, были истинными патриотами.
Похожие статьи
"Казахфильм" в плачевном состоянии: кто в этом виноват?
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Юбилеи в 2024-м: какие из них в Казахстане отметят, а какие проигнорируют?
8.01.2024, автор Бахыт Жанаберген.