АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

«Закон Салтанат»: какие в нем есть слабые места?

«Закон Салтанат»: какие в нем есть слабые места?

19.04.2024, автор Сауле Исабаева.

RU KZ EN
Одним из главных событий уходящей недели в Казахстане стало подписание главой государства нового закона, ужесточающего наказание за семейно-бытовое насилие. Многие расценили это как победу гражданского общества и значительный шаг к обеспечению безопасности женщин и детей. Однако принятие закона – лишь полдела, и теперь очень многое будет зависеть от того, как он станет применяться на практике. К тому же в нём, считают некоторые эксперты, есть слабые места.

Зульфия Байсакова, председатель Союза кризисных центров Казахстана:
«Если всё это будет делаться формально, то пользы от нового закона мы не увидим»

- Символично, что закон, направленный на защиту прав женщин и детей, президент подписал 15 апреля - в казахстанский День влюбленных. Ключевым в нем стало ужесточение наказания за преступления в сфере семейно-бытовых отношений. В зависимости от тяжести нанесенных телесных повреждений предусмотрены либо штрафы, либо общественные работы, либо лишение или ограничение свободы. Теперь главное, чтобы судьи правильно оценивали риски и назначали адекватное наказание с целью предотвратить возможное будущее насилие в семье и изменить поведение агрессора на конструктивное.

В новый закон вошло далеко не всё из того, что предлагали представители правозащитного сектора. Да, криминализированы такие составы правонарушений, как «побои» и «умышленное причинение легкого вреда здоровью». В то же время их просто перенесли из КоАП в Уголовный кодекс, но не вывели в отдельную статью, как мы предлагали. Кроме того, в закон не включена норма об обязательности прохождения нарушителями коррекционных программ, на чём настаивали правозащитники.

Теперь начнется подготовка необходимых подзаконных актов, в том числе касающихся работы с агрессорами. Скорее всего, она будет возложена на Министерство здравоохранения, как это было ранее. Но нельзя ограничиваться только психологическими консультациями. Нужно разработать соответствующие стандарты и программы, направленные на системную коррекцию сознания агрессора до полного психологического закрепления в нём требуемых поведенческих установок. Важно общими усилиями добиться этого.

Также мы можем повлиять на то, чтобы перевод домашнего насилия из разряда частного обвинения в публичное не был формальным, а реально работал. Женщине должно быть достаточно обратиться в правоохранительные органы, чтобы те начали собирать доказательства, а затем подать исковое заявление в суд.

Семейно-бытовое насилие остается актуальной темой в Казахстане. Благодаря СМИ, соцсетям и возможностям смартфонов (фотосъемки, аудио- и видеозаписи) всё больше таких преступлений становятся достоянием общественности. Тем не менее, их масштабы продолжают расти. Надеюсь, после вступления в силу нового закона ситуация изменится. Все-таки лишение свободы – достаточно жесткая мера, которая должна отбить у домашних тиранов желание угнетать близких. Акцент на общественные работы – тоже, на наш взгляд, позитивный шаг. Публичное порицание в целом может стать эффективной мерой защиты для пострадавших.

Полагаю, через полгода необходимо будет сделать анализ, чтобы посмотреть, насколько правоприменительная практика соответствует нашим ожиданиям - грамотно ли судьи выносят решения и достаточно ли хорошо работает программа, имеющая целью изменение поведения агрессоров. Если все это будет делаться формально, то пользы от нового закона мы не увидим. По-хорошему, нужно осуществлять постоянный мониторинг его исполнения.


Что касается насилия в отношении детей, то в отечественном законодательстве за него всегда была предусмотрена ответственность. Вопросами, связанными с изъятием ребенка из семьи, если он подвергается жестокому обращению, занимается Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. В новом законе лишь ужесточено наказание за соответствующие виды преступлений и предусмотрена ответственность родителей ребенка, выступающего агрессором по отношению к другим детям, – например, участвующего в буллинге.

Думаю, в скором будущем потребуется внести новые законодательные изменения. В частности, нужно создать уполномоченный орган в сфере борьбы с бытовым насилием и разработать национальный план мероприятий, направленный на формирование культуры ненасильственных отношений. Эта деятельность должна быть системной и последовательной, а не хаотичной. Плюс важно разработать, повторюсь, толковые коррекционные программы и программу по оценке рисков насилия в семьях. Ну и, наконец, необходимо внести соответствующие изменения в действующий закон о профилактике бытового насилия.

Мне бы хотелось, чтобы наши депутаты глубже вникали в суть вопроса и соблюдали все нормы юридической техники при разработке столь важных законных и подзаконных актов. Плюс использовали международный опыт и чаще привлекали правозащитников и практиков, которые могли бы поделиться своими наблюдениями за тем, как в реальной жизни работает та или иная норма. А не просто пригласить (для галочки), послушать, но не услышать и сделать всё по-своему…

Татьяна Чернобиль, консультант по международному праву в области прав человека:
«Не факт, что ужесточение наказания уменьшит масштабы домашнего насилия»

- Возвращение составов «побои» и «причинение легкого вреда здоровью» обратно в Уголовный Кодекс вернуло нас к его версии, существовавшей до лета 2017 года. Напомню, семь лет назад их перенесли в КоАП, при этом отделив те, что совершаются в семейно-бытовой сфере от остальных, а также снизив максимальное наказание до 10 суток ареста за побои и до 15 за легкий вред здоровью (в отношении членов семьи). Ранее такого деления не было, и предусматриваемое УК максимальное наказание составляло 45 и 60 суток соответственно.

Теперь мы получили: за «классические» побои до 25 суток ареста и за легкий вред здоровью - до 50. Но данные статьи были дополнены так называемыми квалифицирующими составами. То есть совершение этих правонарушений в отношении лиц, заведомо для виновного находящихся «в материальной или иной зависимости» от него, будет наказываться строже: от 30 до 50 суток ареста за побои и до двух лет за причинение легкого вреда здоровью. Как видим, по сравнению со старыми нормами, содержавшимися в УК, реальное ужесточение будет именно за второй вид преступления.

В последних изменениях для меня вопросом является то, как будет подтверждаться «материальная или иная зависимость» жертвы и что будет с теми, кто пострадал от абьюзера, но чья зависимость от него не подтвердится. Например, если речь идёт о женщине, у которой такая зависимость не успела сформироваться и которая впервые пострадала от насилия.

Дело в том, что существующий с июля прошлого года так называемый выявительный порядок заведения адмпроизводства по таким делам теперь, в условиях уголовного производства, будет работать лишь в отношении «зависимых» жертв бытового насилия. Говоря простым языком, выявительный – это такой порядок, когда дело заводится без жалобы потерпевшего или потерпевшей, а по факту. То есть люди, которым близкие нанесли побои или легкий вред здоровью, но при этом не находящиеся от них в материальной или иной зависимости, впредь должны будут сами обращаться с заявлениями о привлечении виновных к ответственности. Такие дела, согласно новому закону, отнесены к делам частно-публичного обвинения: они не могут быть начаты в отсутствие жалобы потерпевшей/го и подлежат прекращению по примирению сторон.


Поскольку необходимость самой писать заявление всегда было тем, что останавливало многих жертв домашнего насилия от обращений в полицию, сейчас возврат такого требования может окунуть нас в ту же проблему. При этом доступ женщины к вводимому похвальному перечню социальной помощи привязывается как раз к ее процессуальному статусу как «потерпевшей».

Кроме того, в качестве минимального наказания за побои и легкий вред здоровью возвращаются штрафы. Разумеется, предупреждение, которое предусматривалось в КоАП в качестве нижнего предела наказания за такие деяния в семье, - неприемлемо. Но и штрафы, считаю, тоже. Поэтому я и ратовала за увеличение, скорее, нижней границы наказаний (например, сразу арест, который мог бы исчисляться в часах или сутках), а не верхней. Ведь отнюдь не факт, что ужесточение наказания способно уменьшить масштабы домашнего насилия, как и любых других преступлений.

Таким образом, для меня все еще открытыми остаются вопросы безопасности женщин - жертв домашнего насилия, их доступа к правосудию и к социальной поддержке. Но, как говорится, поживем - увидим.

Похожие статьи

Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Стоит ли надеяться на казахстанскую армию в случае серьезной угрозы?
6.03.2024, автор Сауле Исабаева.
Национальные меньшинства в Казахстане: нужен ли закон о защите их прав?
16.02.2024, автор Сауле Исабаева.
Станут ли общественные советы фундаментом «слышащего государства»?
11.01.2021, автор Гульнар Муканова.
Пойдут ли власти Казахстана на пересмотр самых громких уголовных дел?
27.03.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Аналитика » «Закон Салтанат»: какие в нем есть слабые места?