1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
«Закон Салтанат»: какие в нем есть слабые места?
19.04.2024, автор Сауле Исабаева.
RU
KZ
EN
Одним из главных событий уходящей недели в Казахстане стало подписание главой государства нового закона, ужесточающего наказание за семейно-бытовое насилие. Многие расценили это как победу гражданского общества и значительный шаг к обеспечению безопасности женщин и детей. Однако принятие закона – лишь полдела, и теперь очень многое будет зависеть от того, как он станет применяться на практике. К тому же в нём, считают некоторые эксперты, есть слабые места.
Зульфия Байсакова, председатель Союза кризисных центров Казахстана:
«Если всё это будет делаться формально, то пользы от нового закона мы не увидим»
- Символично, что закон, направленный на защиту прав женщин и детей, президент подписал 15 апреля - в казахстанский День влюбленных. Ключевым в нем стало ужесточение наказания за преступления в сфере семейно-бытовых отношений. В зависимости от тяжести нанесенных телесных повреждений предусмотрены либо штрафы, либо общественные работы, либо лишение или ограничение свободы. Теперь главное, чтобы судьи правильно оценивали риски и назначали адекватное наказание с целью предотвратить возможное будущее насилие в семье и изменить поведение агрессора на конструктивное.
В новый закон вошло далеко не всё из того, что предлагали представители правозащитного сектора. Да, криминализированы такие составы правонарушений, как «побои» и «умышленное причинение легкого вреда здоровью». В то же время их просто перенесли из КоАП в Уголовный кодекс, но не вывели в отдельную статью, как мы предлагали. Кроме того, в закон не включена норма об обязательности прохождения нарушителями коррекционных программ, на чём настаивали правозащитники.
Теперь начнется подготовка необходимых подзаконных актов, в том числе касающихся работы с агрессорами. Скорее всего, она будет возложена на Министерство здравоохранения, как это было ранее. Но нельзя ограничиваться только психологическими консультациями. Нужно разработать соответствующие стандарты и программы, направленные на системную коррекцию сознания агрессора до полного психологического закрепления в нём требуемых поведенческих установок. Важно общими усилиями добиться этого.
Также мы можем повлиять на то, чтобы перевод домашнего насилия из разряда частного обвинения в публичное не был формальным, а реально работал. Женщине должно быть достаточно обратиться в правоохранительные органы, чтобы те начали собирать доказательства, а затем подать исковое заявление в суд.
Семейно-бытовое насилие остается актуальной темой в Казахстане. Благодаря СМИ, соцсетям и возможностям смартфонов (фотосъемки, аудио- и видеозаписи) всё больше таких преступлений становятся достоянием общественности. Тем не менее, их масштабы продолжают расти. Надеюсь, после вступления в силу нового закона ситуация изменится. Все-таки лишение свободы – достаточно жесткая мера, которая должна отбить у домашних тиранов желание угнетать близких. Акцент на общественные работы – тоже, на наш взгляд, позитивный шаг. Публичное порицание в целом может стать эффективной мерой защиты для пострадавших.
Что касается насилия в отношении детей, то в отечественном законодательстве за него всегда была предусмотрена ответственность. Вопросами, связанными с изъятием ребенка из семьи, если он подвергается жестокому обращению, занимается Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. В новом законе лишь ужесточено наказание за соответствующие виды преступлений и предусмотрена ответственность родителей ребенка, выступающего агрессором по отношению к другим детям, – например, участвующего в буллинге.
Думаю, в скором будущем потребуется внести новые законодательные изменения. В частности, нужно создать уполномоченный орган в сфере борьбы с бытовым насилием и разработать национальный план мероприятий, направленный на формирование культуры ненасильственных отношений. Эта деятельность должна быть системной и последовательной, а не хаотичной. Плюс важно разработать, повторюсь, толковые коррекционные программы и программу по оценке рисков насилия в семьях. Ну и, наконец, необходимо внести соответствующие изменения в действующий закон о профилактике бытового насилия.
Мне бы хотелось, чтобы наши депутаты глубже вникали в суть вопроса и соблюдали все нормы юридической техники при разработке столь важных законных и подзаконных актов. Плюс использовали международный опыт и чаще привлекали правозащитников и практиков, которые могли бы поделиться своими наблюдениями за тем, как в реальной жизни работает та или иная норма. А не просто пригласить (для галочки), послушать, но не услышать и сделать всё по-своему…
Татьяна Чернобиль, консультант по международному праву в области прав человека:
«Не факт, что ужесточение наказания уменьшит масштабы домашнего насилия»
- Возвращение составов «побои» и «причинение легкого вреда здоровью» обратно в Уголовный Кодекс вернуло нас к его версии, существовавшей до лета 2017 года. Напомню, семь лет назад их перенесли в КоАП, при этом отделив те, что совершаются в семейно-бытовой сфере от остальных, а также снизив максимальное наказание до 10 суток ареста за побои и до 15 за легкий вред здоровью (в отношении членов семьи). Ранее такого деления не было, и предусматриваемое УК максимальное наказание составляло 45 и 60 суток соответственно.
Теперь мы получили: за «классические» побои до 25 суток ареста и за легкий вред здоровью - до 50. Но данные статьи были дополнены так называемыми квалифицирующими составами. То есть совершение этих правонарушений в отношении лиц, заведомо для виновного находящихся «в материальной или иной зависимости» от него, будет наказываться строже: от 30 до 50 суток ареста за побои и до двух лет за причинение легкого вреда здоровью. Как видим, по сравнению со старыми нормами, содержавшимися в УК, реальное ужесточение будет именно за второй вид преступления.
В последних изменениях для меня вопросом является то, как будет подтверждаться «материальная или иная зависимость» жертвы и что будет с теми, кто пострадал от абьюзера, но чья зависимость от него не подтвердится. Например, если речь идёт о женщине, у которой такая зависимость не успела сформироваться и которая впервые пострадала от насилия.
Поскольку необходимость самой писать заявление всегда было тем, что останавливало многих жертв домашнего насилия от обращений в полицию, сейчас возврат такого требования может окунуть нас в ту же проблему. При этом доступ женщины к вводимому похвальному перечню социальной помощи привязывается как раз к ее процессуальному статусу как «потерпевшей».
Кроме того, в качестве минимального наказания за побои и легкий вред здоровью возвращаются штрафы. Разумеется, предупреждение, которое предусматривалось в КоАП в качестве нижнего предела наказания за такие деяния в семье, - неприемлемо. Но и штрафы, считаю, тоже. Поэтому я и ратовала за увеличение, скорее, нижней границы наказаний (например, сразу арест, который мог бы исчисляться в часах или сутках), а не верхней. Ведь отнюдь не факт, что ужесточение наказания способно уменьшить масштабы домашнего насилия, как и любых других преступлений.
Таким образом, для меня все еще открытыми остаются вопросы безопасности женщин - жертв домашнего насилия, их доступа к правосудию и к социальной поддержке. Но, как говорится, поживем - увидим.
Зульфия Байсакова, председатель Союза кризисных центров Казахстана:
«Если всё это будет делаться формально, то пользы от нового закона мы не увидим»
- Символично, что закон, направленный на защиту прав женщин и детей, президент подписал 15 апреля - в казахстанский День влюбленных. Ключевым в нем стало ужесточение наказания за преступления в сфере семейно-бытовых отношений. В зависимости от тяжести нанесенных телесных повреждений предусмотрены либо штрафы, либо общественные работы, либо лишение или ограничение свободы. Теперь главное, чтобы судьи правильно оценивали риски и назначали адекватное наказание с целью предотвратить возможное будущее насилие в семье и изменить поведение агрессора на конструктивное.
В новый закон вошло далеко не всё из того, что предлагали представители правозащитного сектора. Да, криминализированы такие составы правонарушений, как «побои» и «умышленное причинение легкого вреда здоровью». В то же время их просто перенесли из КоАП в Уголовный кодекс, но не вывели в отдельную статью, как мы предлагали. Кроме того, в закон не включена норма об обязательности прохождения нарушителями коррекционных программ, на чём настаивали правозащитники.
Теперь начнется подготовка необходимых подзаконных актов, в том числе касающихся работы с агрессорами. Скорее всего, она будет возложена на Министерство здравоохранения, как это было ранее. Но нельзя ограничиваться только психологическими консультациями. Нужно разработать соответствующие стандарты и программы, направленные на системную коррекцию сознания агрессора до полного психологического закрепления в нём требуемых поведенческих установок. Важно общими усилиями добиться этого.
Также мы можем повлиять на то, чтобы перевод домашнего насилия из разряда частного обвинения в публичное не был формальным, а реально работал. Женщине должно быть достаточно обратиться в правоохранительные органы, чтобы те начали собирать доказательства, а затем подать исковое заявление в суд.
Семейно-бытовое насилие остается актуальной темой в Казахстане. Благодаря СМИ, соцсетям и возможностям смартфонов (фотосъемки, аудио- и видеозаписи) всё больше таких преступлений становятся достоянием общественности. Тем не менее, их масштабы продолжают расти. Надеюсь, после вступления в силу нового закона ситуация изменится. Все-таки лишение свободы – достаточно жесткая мера, которая должна отбить у домашних тиранов желание угнетать близких. Акцент на общественные работы – тоже, на наш взгляд, позитивный шаг. Публичное порицание в целом может стать эффективной мерой защиты для пострадавших.
Полагаю, через полгода необходимо будет сделать анализ, чтобы посмотреть, насколько правоприменительная практика соответствует нашим ожиданиям - грамотно ли судьи выносят решения и достаточно ли хорошо работает программа, имеющая целью изменение поведения агрессоров. Если все это будет делаться формально, то пользы от нового закона мы не увидим. По-хорошему, нужно осуществлять постоянный мониторинг его исполнения.
Что касается насилия в отношении детей, то в отечественном законодательстве за него всегда была предусмотрена ответственность. Вопросами, связанными с изъятием ребенка из семьи, если он подвергается жестокому обращению, занимается Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. В новом законе лишь ужесточено наказание за соответствующие виды преступлений и предусмотрена ответственность родителей ребенка, выступающего агрессором по отношению к другим детям, – например, участвующего в буллинге.
Думаю, в скором будущем потребуется внести новые законодательные изменения. В частности, нужно создать уполномоченный орган в сфере борьбы с бытовым насилием и разработать национальный план мероприятий, направленный на формирование культуры ненасильственных отношений. Эта деятельность должна быть системной и последовательной, а не хаотичной. Плюс важно разработать, повторюсь, толковые коррекционные программы и программу по оценке рисков насилия в семьях. Ну и, наконец, необходимо внести соответствующие изменения в действующий закон о профилактике бытового насилия.
Мне бы хотелось, чтобы наши депутаты глубже вникали в суть вопроса и соблюдали все нормы юридической техники при разработке столь важных законных и подзаконных актов. Плюс использовали международный опыт и чаще привлекали правозащитников и практиков, которые могли бы поделиться своими наблюдениями за тем, как в реальной жизни работает та или иная норма. А не просто пригласить (для галочки), послушать, но не услышать и сделать всё по-своему…
Татьяна Чернобиль, консультант по международному праву в области прав человека:
«Не факт, что ужесточение наказания уменьшит масштабы домашнего насилия»
- Возвращение составов «побои» и «причинение легкого вреда здоровью» обратно в Уголовный Кодекс вернуло нас к его версии, существовавшей до лета 2017 года. Напомню, семь лет назад их перенесли в КоАП, при этом отделив те, что совершаются в семейно-бытовой сфере от остальных, а также снизив максимальное наказание до 10 суток ареста за побои и до 15 за легкий вред здоровью (в отношении членов семьи). Ранее такого деления не было, и предусматриваемое УК максимальное наказание составляло 45 и 60 суток соответственно.
Теперь мы получили: за «классические» побои до 25 суток ареста и за легкий вред здоровью - до 50. Но данные статьи были дополнены так называемыми квалифицирующими составами. То есть совершение этих правонарушений в отношении лиц, заведомо для виновного находящихся «в материальной или иной зависимости» от него, будет наказываться строже: от 30 до 50 суток ареста за побои и до двух лет за причинение легкого вреда здоровью. Как видим, по сравнению со старыми нормами, содержавшимися в УК, реальное ужесточение будет именно за второй вид преступления.
В последних изменениях для меня вопросом является то, как будет подтверждаться «материальная или иная зависимость» жертвы и что будет с теми, кто пострадал от абьюзера, но чья зависимость от него не подтвердится. Например, если речь идёт о женщине, у которой такая зависимость не успела сформироваться и которая впервые пострадала от насилия.
Дело в том, что существующий с июля прошлого года так называемый выявительный порядок заведения адмпроизводства по таким делам теперь, в условиях уголовного производства, будет работать лишь в отношении «зависимых» жертв бытового насилия. Говоря простым языком, выявительный – это такой порядок, когда дело заводится без жалобы потерпевшего или потерпевшей, а по факту. То есть люди, которым близкие нанесли побои или легкий вред здоровью, но при этом не находящиеся от них в материальной или иной зависимости, впредь должны будут сами обращаться с заявлениями о привлечении виновных к ответственности. Такие дела, согласно новому закону, отнесены к делам частно-публичного обвинения: они не могут быть начаты в отсутствие жалобы потерпевшей/го и подлежат прекращению по примирению сторон.
Поскольку необходимость самой писать заявление всегда было тем, что останавливало многих жертв домашнего насилия от обращений в полицию, сейчас возврат такого требования может окунуть нас в ту же проблему. При этом доступ женщины к вводимому похвальному перечню социальной помощи привязывается как раз к ее процессуальному статусу как «потерпевшей».
Кроме того, в качестве минимального наказания за побои и легкий вред здоровью возвращаются штрафы. Разумеется, предупреждение, которое предусматривалось в КоАП в качестве нижнего предела наказания за такие деяния в семье, - неприемлемо. Но и штрафы, считаю, тоже. Поэтому я и ратовала за увеличение, скорее, нижней границы наказаний (например, сразу арест, который мог бы исчисляться в часах или сутках), а не верхней. Ведь отнюдь не факт, что ужесточение наказания способно уменьшить масштабы домашнего насилия, как и любых других преступлений.
Таким образом, для меня все еще открытыми остаются вопросы безопасности женщин - жертв домашнего насилия, их доступа к правосудию и к социальной поддержке. Но, как говорится, поживем - увидим.
Похожие статьи
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
Стоит ли надеяться на казахстанскую армию в случае серьезной угрозы?
6.03.2024, автор Сауле Исабаева.
Национальные меньшинства в Казахстане: нужен ли закон о защите их прав?
16.02.2024, автор Сауле Исабаева.