1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
9 мая: День Победы или скорби, наш праздник или не наш?
6.05.2024, автор Баян Ахмет.
RU
KZ
EN
Каждый год накануне 9 мая в информационном пространстве Казахстана, особенно в социальных сетях, разгораются горячие общественные дискуссии: День Победы – наш праздник или не наш? Вообще, это праздник, пусть и со слезами на глазах, или же сугубо скорбная дата? Как правильно называть ту войну – Великой Отечественной или Второй мировой? Какие ленточки носить? И т.д.
Трудно спорить с мнением, что в советский период события самой страшной в истории человечества войны были сильно мифологизированы: то, что ложилось в русло господствовавшей тогда идеологии, выпячивалось и даже гиперболизировалось, а всё не соответствовавшее и тем более противоречившее ей либо замалчивалось, либо искажалось. Но ведь и многие современные оценки, имеющие хождение у нас в Казахстане, в том числе в рамках популярного сейчас антиколониального дискурса, тоже в немалой степени построены на мифах, которые были созданы в противовес советским. И здесь важно, как говорится, не выплеснуть с водой ребёнка.
Взять вопрос о том, как правильно называть ту войну. Скажем, для США, других стран Северной и Южной Америки, Зелёного континента, которые так или иначе участвовали в ней, но перед которыми не стояла непосредственная угроза захвата их территорий и порабощения, она была только Второй мировой. А вот для многих европейских государств эта война носила одновременно и характер отечественной, поскольку решался вопрос их существования. Отчасти даже для Великобритании, хотя на её землю так и не ступила нога неприятеля: в какой-то момент она оказалась под угрозой вторжения гитлеровских войск, ей пришлось отражать массированные атаки с воздуха и готовиться к наземным. При том, что Соединённое королевство, будучи одним из основных акторов военных действий, само вело агрессивную политику.
Причём этому казахстанскому тылу, возможно, угрожала участь стать ареной продолжения кровопролитной войны со значительными жертвами среди местных жителей, а в случае неудач Советской армии оказаться под оккупацией нацистов, которые видели в коренных народах Центральной Азии расово неполноценных людей, варваров. Ведь Сталинградская битва, имевшая ключевое значение в противостоянии СССР и Германии, проходила всего в 150 километрах от западных границ Казахстана. Правда, о военных планах Гитлера, если бы вермахт вышел на левый берег Волги, мало что известно.
Теперь к вопросу о том, стоит ли отмечать 9 мая не только как День памяти и скорби, но и как День Победы. Скажем, жертвами Холокоста стали около 6 миллионов человек, и еврейский народ наряду с советским понёс во время Второй мировой наибольшие потери среди мирного населения. Поэтому в Израиле в память о них с 1951-го установлена скорбная дата – День Катастрофы (он приходится на март). А семь лет назад Кнессет отдельным законом утвердил в качестве государственного праздника, отмечаемого ежегодно 9 мая, День победы над нацизмом как признание заслуг союзных войск, в том числе сражавшихся в их рядах еврейских солдат и офицеров. К слову, около половины последних, или более чем полмиллиона, воевали на стороне СССР.
Почему Израиль, который был образован уже после завершения Второй мировой и, соответственно, как государство в ней не участвовал, считает нужным праздновать эту дату, связывая её с военным триумфом антигитлеровской, антинацистской коалиции, а Казахстан, по логике некоторых в нашей стране, должен отказаться от славы одного из наследников той Победы?
Победа стала итогом совокупных усилий, подвигов и жертв всех народов СССР. И казахи сыграли далеко не последнюю роль в её достижении. Почти сто Героев Советского Союза, многие из которых были удостоены этого высшего знака воинской доблести посмертно, выдвинул из своих рядов наш этнос – по этому показателю он стал 6-м среди всех наций и народностей, населявших ту огромную страну. Столь высокое звание получили в том числе две казахские девушки. Ни один другой коренной народ республик Центральной Азии и Закавказья не может занести такое в свой актив. В целом на фронтах Великой Отечественной мужественно сражались сотни тысяч наших соотечественников.
Сегодня предпринимаются попытки задвинуть героев той войны в тень народных батыров далёкого прошлого. Наверное, последние тоже заслуживают почестей, но загвоздка в том, что о их деяниях нам известно только из устных преданий, и разобрать, где там правда, а где вымысел, практически невозможно. Тогда как подвиги участников Великой Отечественной зафиксированы в их наградных листах, в донесениях командиров. Возможно, в отдельных случаях кое-что приукрашивали в угоду той же идеологии, но в массе своей это, думается, надёжные и заслуживающие доверия источники. А когда чей-то героизм подтверждается документально, является неоспоримым, то примеры такого рода могут дать больший эффект в плане воспитания патриотов, будущих защитников Отечества.
В то же время, видимо, пришла пора отказаться от советско-ортодоксального отношения к тем, кто оказался в немецких концлагерях, а затем в воинских формированиях вроде Туркестанского легиона (их тогда называли исключительно изменниками Родины). Эти солдаты попали в плен большей частью в первые месяцы войны, прежде всего, по вине политического руководства и военного командования СССР, оказавшихся неготовыми к отражению вражеского нашествия, допустивших массовое отступление и окружение наших войск. А там перед ними встал суровый выбор – либо сохранить жизнь, либо умереть от голода, истязаний, непосильного труда. Тем более что советские, а значит, и казахстанские, казахские солдаты, в отличие от военнослужащих многих других стран, не были защищены Женевской конвенцией о гуманном обращении с военнопленными – власти СССР не стали её подписывать. Думается, с позиций сегодняшнего дня нам следует относиться к ним не как к предателям, а как к жертвам войны.
Трудно спорить с мнением, что в советский период события самой страшной в истории человечества войны были сильно мифологизированы: то, что ложилось в русло господствовавшей тогда идеологии, выпячивалось и даже гиперболизировалось, а всё не соответствовавшее и тем более противоречившее ей либо замалчивалось, либо искажалось. Но ведь и многие современные оценки, имеющие хождение у нас в Казахстане, в том числе в рамках популярного сейчас антиколониального дискурса, тоже в немалой степени построены на мифах, которые были созданы в противовес советским. И здесь важно, как говорится, не выплеснуть с водой ребёнка.
Взять вопрос о том, как правильно называть ту войну. Скажем, для США, других стран Северной и Южной Америки, Зелёного континента, которые так или иначе участвовали в ней, но перед которыми не стояла непосредственная угроза захвата их территорий и порабощения, она была только Второй мировой. А вот для многих европейских государств эта война носила одновременно и характер отечественной, поскольку решался вопрос их существования. Отчасти даже для Великобритании, хотя на её землю так и не ступила нога неприятеля: в какой-то момент она оказалась под угрозой вторжения гитлеровских войск, ей пришлось отражать массированные атаки с воздуха и готовиться к наземным. При том, что Соединённое королевство, будучи одним из основных акторов военных действий, само вело агрессивную политику.
А к СССР, составной частью которого был Казахстан, данная оценка применима в максимальной степени. Для Советского Союза в сентябре 1939-го с вторжения его войск на территорию Польши началась Вторая мировая война (через пару месяцев Сталин развязал ещё и войну с Финляндией, при этом преследуя примерно те же цели, что и Путин в случае с Украиной), а 22 июня 1941-го, после нападения гитлеровской Германии на сам СССР, – освободительная, получившая название Великой Отечественной. И именно в последней участвовало подавляющее большинство казахстанцев, призванных или добровольцами ушедших на фронт. Именно на защиту тогда общей для всех страны работали оставшиеся в тылу жители нашей республики.
Причём этому казахстанскому тылу, возможно, угрожала участь стать ареной продолжения кровопролитной войны со значительными жертвами среди местных жителей, а в случае неудач Советской армии оказаться под оккупацией нацистов, которые видели в коренных народах Центральной Азии расово неполноценных людей, варваров. Ведь Сталинградская битва, имевшая ключевое значение в противостоянии СССР и Германии, проходила всего в 150 километрах от западных границ Казахстана. Правда, о военных планах Гитлера, если бы вермахт вышел на левый берег Волги, мало что известно.
Теперь к вопросу о том, стоит ли отмечать 9 мая не только как День памяти и скорби, но и как День Победы. Скажем, жертвами Холокоста стали около 6 миллионов человек, и еврейский народ наряду с советским понёс во время Второй мировой наибольшие потери среди мирного населения. Поэтому в Израиле в память о них с 1951-го установлена скорбная дата – День Катастрофы (он приходится на март). А семь лет назад Кнессет отдельным законом утвердил в качестве государственного праздника, отмечаемого ежегодно 9 мая, День победы над нацизмом как признание заслуг союзных войск, в том числе сражавшихся в их рядах еврейских солдат и офицеров. К слову, около половины последних, или более чем полмиллиона, воевали на стороне СССР.
Почему Израиль, который был образован уже после завершения Второй мировой и, соответственно, как государство в ней не участвовал, считает нужным праздновать эту дату, связывая её с военным триумфом антигитлеровской, антинацистской коалиции, а Казахстан, по логике некоторых в нашей стране, должен отказаться от славы одного из наследников той Победы?
При этом те, кто настаивает на таком отказе, охотно готовы примерить на Казахстан славу наследника другого победителя, оставившего след во всемирной истории, – империи Чингисхана и его потомков: дескать, наши предки, находясь в её составе, покорили много земель и вообще держали всех в страхе. Но что ценнее для любого народа, для формирования в нём цивилизованного самосознания – успех в захватнической войне или в освободительной? И потом, нет ли в таком подходе двойных стандартов?
Победа стала итогом совокупных усилий, подвигов и жертв всех народов СССР. И казахи сыграли далеко не последнюю роль в её достижении. Почти сто Героев Советского Союза, многие из которых были удостоены этого высшего знака воинской доблести посмертно, выдвинул из своих рядов наш этнос – по этому показателю он стал 6-м среди всех наций и народностей, населявших ту огромную страну. Столь высокое звание получили в том числе две казахские девушки. Ни один другой коренной народ республик Центральной Азии и Закавказья не может занести такое в свой актив. В целом на фронтах Великой Отечественной мужественно сражались сотни тысяч наших соотечественников.
Сегодня предпринимаются попытки задвинуть героев той войны в тень народных батыров далёкого прошлого. Наверное, последние тоже заслуживают почестей, но загвоздка в том, что о их деяниях нам известно только из устных преданий, и разобрать, где там правда, а где вымысел, практически невозможно. Тогда как подвиги участников Великой Отечественной зафиксированы в их наградных листах, в донесениях командиров. Возможно, в отдельных случаях кое-что приукрашивали в угоду той же идеологии, но в массе своей это, думается, надёжные и заслуживающие доверия источники. А когда чей-то героизм подтверждается документально, является неоспоримым, то примеры такого рода могут дать больший эффект в плане воспитания патриотов, будущих защитников Отечества.
В то же время, видимо, пришла пора отказаться от советско-ортодоксального отношения к тем, кто оказался в немецких концлагерях, а затем в воинских формированиях вроде Туркестанского легиона (их тогда называли исключительно изменниками Родины). Эти солдаты попали в плен большей частью в первые месяцы войны, прежде всего, по вине политического руководства и военного командования СССР, оказавшихся неготовыми к отражению вражеского нашествия, допустивших массовое отступление и окружение наших войск. А там перед ними встал суровый выбор – либо сохранить жизнь, либо умереть от голода, истязаний, непосильного труда. Тем более что советские, а значит, и казахстанские, казахские солдаты, в отличие от военнослужащих многих других стран, не были защищены Женевской конвенцией о гуманном обращении с военнопленными – власти СССР не стали её подписывать. Думается, с позиций сегодняшнего дня нам следует относиться к ним не как к предателям, а как к жертвам войны.
Если же говорить в целом об отношении к 9 мая, то тут каждый волен выбирать сам – праздновать эту дату или не праздновать, отмечать его как День Победы или как День скорби, надевать оранжево-чёрную ленточку или бирюзовую, участвовать в акции «Батырларға тағзым» (которая пришла на смену шествию «Бессмертного полка») или, допустим, пойти с поклоном к памятнику Мустафе Шокаю, который то ли пытался спасти казахских военнопленных, то ли стоял у истоков Туркестанского легиона. Мы должны научиться видеть в недавнем прошлом не только белое или только чёрное, начать уважать чужое мнение и перестать лезть со своими идеологическими и морально-этическими установками, кажущимися нам единственно правильными, на территорию, где начинаются мироощущение и права других людей…
Похожие статьи
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
Информационный буллинг в Казахстане: чем он опасен и можно ли его побороть?
10.05.2024, автор Сауле Исабаева.
Смогут ли казахи обеспечить ценностный консенсус в стране?
17.01.2024, автор Сауле Исабаева.
Акимы: как отобрать достойных и заставить их быть ответственными?
11.04.2024, автор Сауле Исабаева.