АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Стресс-тест регионов Казахстана: макрорегион Запад

Стресс-тест регионов Казахстана: макрорегион Запад

24.05.2024, автор Spik.kz.

RU KZ EN
Запад Казахстана – это Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Мангистауская области. Площадь – 736 тысяч кв. км. Население – 3.112 тыс. человек. Специализация: нефте- и газодобыча, нефтепереработка, черная и цветная металлургия, добыча руд цветных металлов, сельское хозяйство (преимущественно животноводство). Макрорегион является основным донором республиканского бюджета, обеспечивает дотации для остальных областей, но при этом остается самым неблагоприятным для проживания (климат, экология, стоимость жизни).

Долгосрочные риски для макрорегиона:

1. Макрорегион привлекателен как для внутренних, так и для внешних мигрантов. Вследствие чего темпы создания рабочих мест не успевают за темпами миграционного прироста населения. Фиксируется дефицит высокооплачиваемых позиций в добывающей сфере, в промышленности, на транспорте. Одновременно с этим местных жителей не привлекает работа в бюджетной сфере – в образовании, здравоохранении. У молодежи завышенные ожидания: она хочет трудоустроиться исключительно в нефтедобывающем секторе.

2. Макрорегион относится к энергодефицитным, несмотря на то, что лидирует по объемам добычи энергоресурсов. Дефицит генерации накладывает ограничения на развитие энергоемких производств. Проблему приходится решать путем закупок электроэнергии в России. В долгосрочной перспективе должен быть решен вопрос со строительством крупной электростанции, в противном случае планы по промышленному развитию макрорегиона не будут реализованы.

3. Все четыре области относятся к вододефицитным. Река Урал и водовод «Волга – Мангышлак» лишь частично решают проблему нехватки воды. Более того, в последние годы приграничные российские регионы активно реконструируют гидротехнические объекты на реке Урал, что гипотетически может сократить объем стока в будущем. В силу этого возможности развития агропромышленного комплекса в западных областях сильно ограничены, при том, что фиксируется избыток рабочей силы в сельской местности. Продовольственная безопасность макрорегиона не обеспечивается.

4. Степень экологической устойчивости макрорегиона постепенно снижается. Негативное влияние оказывают нефте- и газодобыча (особенно на шельфе Каспия), сжигание попутных нефтяных газов в факелах, нефтепереработка, металлургия. Факты гибели морской фауны из-за аварий на объектах нефтедобычи стали постоянными. Также можно отметить наличие большого количества засоленных почв вследствие низкого уровня агрокультуры, использования неправильной агротехники.

5. Транспортная связность макрорегиона с остальными областями Казахстана остается недостаточной. Расширение портов и логистических площадок на Каспии осуществляется медленными темпами, что ограничивает транзитные возможности страны. Коридор «Север-Юг» (так называемый «восточный сухопутный маршрут») также пока не загружен на полную мощность.

6. Макрорегион отличается высоким уровнем региональной самоидентификации. Жители западных областей болезненно воспринимают недостаточную представленность в центральных республиканских органах власти. Вследствие этого запад Казахстана демонстрирует наиболее высокие уровни социальной и трудовой протестности – различные массовые акции, забастовки проходят в регионе, не прекращаясь, с 2020 года. Особый акцент необходимо сделать на зачастую невыполнимых требованиях трудовых коллективов – например, на ставшем почти повсеместным требовании двукратного увеличения зарплат.

Текущая ситуация

Запад Казахстана (Актюбинская, Атырауская, Мангистауская области, ЗКО) во втором квартале 2024 года продемонстрировал самый высокий уровень социальной напряженности и протестности:

Актюбинская область

Область понесла существенный ущерб от паводков – его предварительная сумма оценивается в 3,9 млрд. тенге. Затоплено более тысячи домостроений. По прошествии почти двух месяцев после пика паводков население не имеет понимания того, как будет компенсироваться потерянное жилье. Существует реальный риск, что ремонт и возведение нового жилья не будут завершены к началу зимнего отопительного сезона.

Во время паводков часть предпринимателей резко завысила цены на товары первой необходимости, что потенциально несет риски всплеска социальной протестности.

В области существенно повышены тарифы на электроэнергию, несмотря на протесты жителей.

Атырауская область

Население пострадавших от паводков районов не согласно с суммами компенсаций за потерянное имущество. В городе Кульсары прошли митинги с требованием повышения размеров выплат.

Для рядового населения Атырауской области это способ решить свои материальные проблемы, своеобразный «социальный лифт». Получение максимально возможной компенсации (400 тысяч тенге за кв. метр при среднем размере частных домов в 150-200 кв. метров) позволит многим семьям переехать в областной центр и даже в Астану или Алматы. Поэтому популярность данного требования к власти, видимо, будет нарастать, а митинги могут перекинуться на другие населенные пункты, оказавшиеся в зоне затопления.

Западно-Казахстанская область

Регион оказался одним из наиболее пострадавших от паводков: не подлежат восстановлению около 3-х тысяч домостроений. В области проходят стихийные акции протеста людей, потерявших жилье, однако пока не столь массовые как в соседней Атырауской области. В то же время протестующие пытались перекрыть дороги из Уральска в направлении Оренбурга, а также трассу Шымкент – Самара.

Важно отметить, что паводки для ЗКО – не в новинку. В прошлом 2023 году от них пострадали более 200 домовладений. Однако выводов областная администрация не сделала.

Мангистауская область

Область остается лидером по количеству трудовых конфликтов во втором квартале 2024 года. Так, 6 марта 23 человека объявили голодовку перед акиматом Жанаозена с требованием трудоустроить их на высокооплачиваемые должности в нефтедобывающей отрасли.

Позднее, 10 апреля, в Астане прошла акция протеста бывших сотрудников компании «БерАли», которые настаивали на трудоустройстве в АО «ОзенМунайГаз». Ввиду того, что там в очереди на получение работы стоят 9 тысяч человек, требования протестующих были заведомо невыполнимыми. Также с апреля продолжается забастовка сотрудников «Жалгызтобемунай».

Кризис системы управления областью заставил республиканский центр пойти на экстраординарные меры. Произошла смена практически всех первых руководителей: главы региона, прокурора области, начальника ДКНБ, начальника департамента полиции. Новое руководство пока только вникает в круг проблемных вопросов. А потому стабилизации в сегменте трудовых конфликтов можно ожидать только к осени.

В целом, запад страны оказался наиболее пострадавшим от весенних паводков. Имуществу граждан нанесен существенный урон. Ключевая проблема, спровоцировавшая массовые акции, – это запаздывание центральных и местных органов власти с реакцией на стихийное бедствие. В частности, до сих пор не проведена работа по составлению полного реестра пострадавших домостроений, несмотря на то, что паводки продолжались более двух месяцев.

Социальная напряженность в западных областях остается наиболее высокой по стране. Во втором квартале 2024 года фиксировались трудовые конфликты, забастовки, стихийные массовые акции. Для профилактики трудовых споров местным властям необходимо шире использовать опыт создания трехсторонних комиссий, включающих представителей акиматов, профсоюзов и работодателей.
Западный Казахстан на протяжении последних пяти лет постоянно выдвигает республиканскому центру заведомо невыполнимые социальные требования. Первоначально данный тренд был задан региональными элитами с целью борьбы за посты в центральном аппарате власти, но сейчас уже само население придерживается этой же тактики.

Кризис, вызванный разногласиями относительно размеров компенсаций, – лишь фрагментарный эпизод, подобные эксцессы возможны и по другим форс-мажорным обстоятельствам. В целом он подчеркивает напряженные настроения в отношении Астаны как у элит, так и у рядового населения Западного Казахстана. В конечном счете игнорирование таких настроений может привести к тому, что республиканский центр столкнется с выдвижением уже политических требований.

У центральных властей нет рычагов влияния на западно-казахстанские внутриэлитные группы. Как нет и авторитетных политических тяжеловесов, которые могли бы в неформальном ключе убедить местное население смягчить заведомо невыполнимые требования. Команда президента Токаева – это преимущественно молодые технократы, которые не могут работать с авторитетами (лидерами общественного мнения) на местах, особенно в таких «традиционных/патриархальных» регионах, как Западный Казахстан.

Отсутствие механизмов работы с местным населением и элитами в свою очередь приводит к тому, что республиканский центр не в состоянии выработать сколько-нибудь действенные сценарии управления общественными настроениями в западных областях. И поэтому вынужден все время действовать в формате «пожарной команды», постоянно импровизировать. Но подобное ситуативное реагирование (решение сиюминутных тактических задач) не обеспечивает стратегического укрепления позиций власти в макрорегионе.

Похожие статьи

Стресс-тест регионов Казахстана: макрорегион Восток
16.05.2024, автор Spik.kz.
Неспокойный Мангистау: власти Казахстана сами создали себе головную боль
26.02.2024, автор Бауыржан Маханов.
Не будет ли наплыва в Казахстан гастарбайтеров из Средней Азии?
21.02.2024, автор Сауле Исабаева.
Как Казахстан меняет свои правила регулирования криптовалюты
18.03.2024, автор Светлана Борисова.
Почему в Казахстане «вымер» средний класс и как его можно возродить?
16.02.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Аналитика » Стресс-тест регионов Казахстана: макрорегион Запад