АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Гранты: Саясат Нурбек и его ведомство снова наступают на те же грабли?

Гранты: Саясат Нурбек и его ведомство снова наступают на те же грабли?

4.06.2024, автор Жандос Асылбеков.

RU KZ EN
Недавно были обнародованы цифры, касающиеся государственного образовательного заказа на 2024/25 учебный год. Речь идёт о количестве грантов, выделенных из республиканского бюджета на обучение будущих студентов вузов. Как и прежде, больше всего – 19,3 тысячи, или около 30 процентов от общего их числа, – предложено тем, кто решит пойти в «технари». Но, похоже, при этом полностью был проигнорирован печальный опыт предыдущих лет.

В последние годы привычной стала ситуация, когда значительная часть образовательных грантов, которые должны достаться абитуриентам, выбравшим специальности из группы «Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли», остаётся невостребованной. Тем не менее, профильное министерство снова и снова с настойчивостью, достойной лучшего применения, продолжает устанавливать явно завышенные планы набора студентов на бюджетные места.

Например, в прошлом году на специальность «механика и металлообработка» выделили 1700 грантов, а приняли в вузы лишь 798 юношей и девушек, или более чем вдвое меньше (здесь и далее подразумевается общий конкурс на бакалавриат, без учёта квот для отдельных категорий молодёжи и регионов). Но это, как говорится, ещё цветочки. На «химическую инженерию» планировали набрать для обучения за счёт государства 943-х студентов-первокурсников, а поступили всего-навсего 95 – десятикратный недобор (!). Похожая картина наблюдалась и в случаях с целым рядом других специальностей: «текстиль: одежда, обувь и кожаные изделия» (кадры для лёгкой промышленности) – при плане 720 приняты в университеты 139, «производство (стекло, бумага, пластик, дерево)» – соответственно 220 и 15, «транспортные сооружения» – 283 и 31, «морской транспорт и технологии» – 150 и 24…

Даже некоторые из тех профессий, что связаны с добывающими отраслями, не пользуются спросом у выпускников школ. Так, из 1800 грантов, выделенных решением Министерства науки и высшего образования (МНВО) будущим инженерам, которым предстоит заниматься горным делом и добычей полезных ископаемых, своих обладателей обрели только две трети.

Причина заключается в очень низком конкурсе. Желающих освоить названные и некоторые другие специальности, связанные с производством, мало, причём большинство их составляют те, кому явно «не светит» поступление по гранту на более престижные факультеты. Среди этих абитуриентов хватает и таких, кто вообще с трудом окончил 11-й класс. Как следствие, по итогам обязательного (для того, чтобы претендовать на бесплатное обучение в вузе) ЕНТ не всем из них удаётся преодолеть даже минимальный порог в 50 баллов из 140 возможных. Хотя с недавних пор поступающим предоставляются две попытки, а не одна, как прежде.

Этот самый минимум и стал в прошлом году проходным для очень многих молодых людей, выбравших инженерные профессии и получивших возможность за счёт государства провести в вузах четыре года. Особенно много таких на тех специальностях, где произошёл недобор студентов на бюджетные места: везде для завоевания грантов оказалось достаточно набрать 50 баллов. Как вы, наверное, понимаете, это те, кто в школе учился от силы на «тройку». Смогут ли они с таким базовым уровнем знаний стать квалифицированными инженерами, для чего нужно освоить сложную учебную программу, – большой вопрос.


Оставшиеся невостребованными гранты, а значит, и стоящие за ними бюджетные деньги не вернулись в казну – их перераспределили в пользу других направлений. К примеру, план набора на «производство продуктов питания» перекрыт почти в два раза – вместо 916 студентов приняты 1688. Причём в данном конкретном случае, видимо, исходили из принципа: по возможности дать гранты всем, кто преодолел порог в 50 баллов. Втрое перевыполнен госзаказ, выделенный на «кадастр и землеустройство»: первоначально дали 300 квот, но в итоге по факту их получили 909 абитуриентов. Почти аналогичная ситуация с «архитектурой» – соответственно 447 и 1082. И т.д. О том, понадобятся ли стране столько пищевиков, землеустроителей, зодчих и найдётся ли в будущем работа для тех, кто через четыре года получит соответствующие дипломы, похоже, никто не задумывался.

Казалось бы, сам собой напрашивался вывод о необходимости внесения серьёзных корректив в формирование государственного образовательного заказа на нынешний год. Однако этого не произошло. Мало того, по отдельным специальностям, на которые в 2023-м был значительный недобор, количество грантов не только не сократили, но даже увеличили. Например, на «механику и металлообработку» их выделили 1800 (на сто больше, чем в прошлом году), на «горное дело и добычу полезных ископаемых» – 1900 (тоже на сто больше). Применительно к другим плановые цифры сохранились на прежнем уровне.

Неужели в Министерстве науки и высшего образования полагают, что уж теперь-то такого, как в 2023-м, не случится и что все выделенные гранты будут использованы по назначению? Если у руководителей ведомства есть такая уверенность, то хотелось бы узнать, на чём она основана? Если нет, то зачем им понадобилось наступать на те же грабли – планировать одно, но с очень большой вероятностью получить «на выходе» совершенно другое?


Сейчас в Казахстане свыше двухсот тысяч юношей и девушек, или около 40 процентов всего студенческого контингента высших учебных заведений, осваивают будущие профессии в рамках госзаказа. В начале нынешнего года министр науки и высшего образования Саясат Нурбек сообщил, что стоимость гранта установлена в размере 1,2 миллиона тенге (видимо, речь шла о среднем значении). В таком случае получается, что на каждого студента государство за четырёхлетний срок обучения в бакалавриате расходует около пяти миллионов. Ежегодно же оно тратит на всех тех, кто обучается в вузах за его счёт, порядка 250 миллиардов тенге. Порядка 70-75 миллиардов из этой сумы каждый год уходит на взращивание будущих инженеров.

Как видим, речь идёт о значительных финансовых ресурсах. Но их использование сложно назвать рациональным. Ведь фактически мы имеем дело с тем, что немалая часть денег, выделенных государством на подготовку одних специалистов, расходуется на «перепроизводство» других, которые по окончании вузов вряд ли будут востребованы экономикой. (Всё-таки хочется думать, что при формировании образовательного госзаказа МНВО исходило и исходит из тщательно просчитанных прогнозов перспективных потребностей страны в представителях тех или иных профессий – во всяком случае, так должно быть). Причём, как говорилось выше, это продолжается из года в год.

Возможно, профильному министерству вместо того, чтобы столь неразумно расходовать бюджетные средства, стоит наконец-то детально разобраться в ситуации и найти ответы на ряд связанных с ней вопросов.

Первый из них – насколько обоснованы планируемые им ежегодно цифры, имеющие отношение к госзаказу на обучение будущих «технарей»?

Второй – почему многие казахстанские юноши и девушки воротят носы от большинства инженерных профессий? Причина в отсутствии профориентационной работы со школьниками, в нежелании современной молодёжи трудиться на производстве или же в дефиците более или менее неплохо оплачиваемых рабочих мест в промышленности (а для юношей и девушек, делающих жизненный выбор, и для их родителей-советчиков это один из основных критериев), что является прямым следствием низкой результативности программы индустриализации?


И наконец, вытекающий отсюда третий вопрос – есть ли смысл и дальше выделять на эти специальности такое количество грантов?

Похожие статьи

Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Рост числа студентов в Казахстане: пользы мало, проблем много
29.01.2024, автор Жандос Асылбеков.
После потопа в Казахстане: почему это произошло, кто виноват и что делать?
30.04.2024, автор Женис Байхожа.
Высшее образование в РК: догоним и перегоним Америку?
14.11.2023, автор Жандос Асылбеков.
Филиалы зарубежных вузов в Казахстане: будет ли от них толк?
4.04.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Взгляд » Гранты: Саясат Нурбек и его ведомство снова наступают на те же грабли?