АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

После потопа в Казахстане: почему это произошло, кто виноват и что делать?

После потопа в Казахстане: почему это произошло, кто виноват и что делать?

30.04.2024, автор Женис Байхожа.

RU KZ EN
В большинстве регионов нашей страны, оказавшихся в зоне катастрофических паводков, жизнь постепенно возвращается в привычное русло. А значит, теперь предстоит начать поиск ответов на традиционно возникающие в подобных ситуациях вопросы «кто виноват?» и «что делать?». Они могут быть самые разные. Свои варианты ответов и у нашего постоянного эксперта по водной тематике, ветерана отрасли, инженера-гидротехника, кандидата технических наук Даулетьяра Баялимова.

Оказались неготовыми…

- Почему, на ваш взгляд, стало возможным такое бедствие?

- Безусловно, сказалось рекордное количество осадков, выпавших в зимние месяцы. Но нужно честно признать, что неготовность страны к таким капризам природы была вызвана не только объективными, но и субъективными причинами. За тридцать лет существования независимого Казахстана мы довели водную отрасль, её кадровый потенциал и вообще всё, что с ней связано, как говорится, «до ручки». Последствия этого и дали о себе знать в апреле 2024-го.

Наверное, неспроста в Казахской ССР на протяжении 50 лет существовало отдельное Министерство водного хозяйства – тогда понимали, насколько важна эта отрасль. Незадолго до распада Союза, в 1990-м, когда республики получили больше полномочий, его преобразовали в Государственный комитет. То есть ведомство немного понизили в статусе, но, тем не менее, оно осталось самостоятельным органом, а его председатель – членом правительства. Однако после 1995-го все функции передали небольшому комитету, который впоследствии как пинг-понговый шарик перебрасывали из Минсельхоза в Минэкологии и обратно. И это было красноречивым показателем отношения властей к водной проблематике как к чему-то второстепенному.

На протяжении всех этих лет мы, ветераны и специалисты отрасли, призывали воссоздать отдельное министерство, и в прошлом году нас наконец-то услышали: в сентябре президент страны издал соответствующий указ. Но за пять-шесть месяцев сложно не то что навести порядок, а просто разобраться в доставшемся хозяйстве, к тому же донельзя запущенном за три десятилетия. Да и, откровенно говоря, структура, кадровый состав нового министерства, начиная с его первого руководителя, вызывали серьёзные вопросы – профессионалов там раз-два и обчёлся. Поэтому неудивительно, что оно вместе с Минэкологии и акиматами оказалось неспособно ни предвидеть масштабные паводки (что позволило бы предпринять упреждающие меры), ни адекватно отреагировать на них.


- Чем нужно заняться в первую очередь, чтобы впредь подобного не случалось?

- Необходимо с учётом того, что мы пережили, пересмотреть утверждённую в феврале с.г. Концепцию развития системы управления водными ресурсами на 2024-2030 годы и комплексный план по её реализации. Кроме того, следует наконец-то перейти от слов к делу и по примеру соседних Узбекистана, России принять закон о безопасности гидротехнических сооружений. Правда, найдутся ли у нас грамотные специалисты, способные подготовить такой законопроект?

В условиях острейшего дефицита квалифицированных кадров водной отрасли на местах можно предложить такую меру: разработать для каждого района, каждого аула макеты пойм близлежащих рек с указанием, куда пойдёт вода при подъёме её уровня выше определённых отметок, где расположены низины, в которые при необходимости можно направить избыточные потоки, и т.д. Эти макеты станут чем-то вроде наглядных пособий для акиматов в случае угрозы затопления.

Вы, наверное, видели видеосюжеты о том, как в разных регионах пытались противостоять большой воде: люди с лопатами, мешки с песком… И это в 21-м веке! Где специальная техника? Или, например, кто-нибудь занимается измерениями отметок воды с помощью нивелира? В этой связи, думаю, назрела необходимость восстановить прежде существовавшие на местах подразделения водного хозяйства, которые бы имели необходимую материально-техническую базу.

Кадровый голод

- Теперь к вопросу о том, кто конкретно виноват…

- Надеюсь, что состоится серьёзный «разбор полётов», в ходе которого будет проанализировано то, как соответствующие республиканские ведомства и региональные власти вели себя в канун и в период паводкового сезона. Это нужно для того, чтобы, во-первых, извлечь правильные уроки на будущее. Во-вторых, чтобы определить меру вины каждого и учинить спрос. Причём спрос, на мой взгляд, должен быть самым жёстким, а наказание – суровым, вплоть до отставок и частичного возмещения чиновниками ущерба, который граждане и государство понесли из-за их бездействия и головотяпства. Нужно спросить и с тех, кто руководил водной отраслью на протяжении хотя бы последних десяти лет, – они, способствовавшие её развалу, тоже несут ответственность за то, что страна оказалась неготовой к паводкам.

- Вы сказали об острой нехватке квалифицированных водников как об одной из причин случившегося. Почему возникла эта проблема, и можно ли её решить?

- Закрытие Джамбульского гидромелиоративно-строительного института (ДГМСИ) и его Кызылординского филиала в период так называемой оптимизации в 1990-х привело к тому, что сегодня самые молодые профессионалы-водники – это те, кому уже далеко за 50. Но и их осталось мало, причём с каждым годом становится всё меньше и меньше. А потому, полагаю, нужно разрешить в порядке исключения привлекать на ответственные должности в этой отрасли специалистов, находящихся на заслуженном отдыхе, – допустим, в возрасте до 70 лет. Если 82-летний Джо Байден собирается переизбираться на второй президентский срок в такой могущественной стране, как США, то почему водными ресурсами у нас не может управлять 70-летний?

Совсем скоро, 27 мая, своё 90-летие отметит патриарх водного хозяйства, последний отраслевой министр советской эпохи Нариман Кипшакбаев. Он сохранил ясность ума, а его знаниям и опыту может позавидовать любой представитель нашей профессии. К тому же он по-прежнему переживает за ту сферу, которой посвятил всю свою жизнь. В этом можно убедиться, посмотрев и прочитав его недавние интервью. Вовсе не имею в виду, что Кипшакбаева нужно назначить на какую-то должность, да и сам он вряд ли захочет. Речь о другом – о том, что таких людей нужно активно привлекать в качестве консультантов, поскольку они могут дать ценные советы.

- Но ведь в Казахстане и после закрытия ДГМСИ продолжали готовить водников, в том числе в рамках государственного образовательного заказа. Куда они делись?

- Вы знаете, что в медицинских вузах готовят не просто врачей, а конкретно терапевтов, педиатров, хирургов, стоматологов... То же самое здесь: есть разные направления – гидрология, гидротехника, мелиорация, эксплуатация гидромелиоративных систем, водоснабжение и канализация... И в каждом из них должны быть свои специалисты, освоившие соответствующие дисциплины, ежегодно проходившие производственную практику. А в Казахстане на протяжении четверти века выпускали «обезличенных» водников. То есть, в общих чертах они что-то знают, но глубоко копнуть в каком-то из направлений не в состоянии. К тому же лабораторий, по сути, не осталось, практические занятия проводятся формально. Можно ли в таких условиях надеяться на появление квалифицированных кадров?


О престиже профессии

- Министерство науки и высшего образования объявило о том, что собирается реанимировать ДГМСИ, хотя и под другим названием. Правда, пока не совсем понятно, то ли это будет самостоятельный вуз, то ли филиал Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства...

- Конечно, это позитивный шаг. Но надо действовать быстрее. До начала нового учебного года осталось всего четыре месяца, а многое ещё неясно. Кто и когда будет разрабатывать учебные программы, что они будут из себя представлять, где брать и где размещать лабораторное оборудование – на эти и другие вопросы пока нет ответов. Если не успеют до 1 сентября, то потеряют целый год.

Очень серьёзная проблема – откуда взять преподавателей, ведь подавляющее большинство прежних либо уже ушли в мир иной, либо находятся в преклонном возрасте. Возможно, есть смысл сформировать список из опытных и грамотных специалистов различных направлений водной отрасли, живущих в разных регионах страны, чтобы они хотя бы дистанционно могли читать лекции или просто делиться имеющимися у них знаниями. Кузницей преподавательских кадров мог бы стать Казахский НИИ водного хозяйства, но он нуждается в серьёзном усилении.

И ещё. Четыре года бакалавриата – явно недостаточный срок, чтобы подготовить, например, квалифицированного гидротехника. Над этим тоже нужно подумать.

- Но выпускники школ крайне неохотно идут на специальности, связанные с водными ресурсами. В прошлом году даже на грантовое обучение был большой недобор...

- Действительно, престиж этой профессии в нашей стране резко упал. Чтобы возродить его, нужно пересмотреть размеры оплаты труда в отрасли. Смотрите, как возросло количество желающих поступить на педагогические специальности после того, как учителям стали ежегодно на 25 процентов повышать оклады. А, например, конкурс на гранты среди будущих преподавателей физкультуры буквально зашкаливает.

Тут важно учитывать и такое обстоятельство. Раньше было много примеров того, как выходцы из водной отрасли делали впечатляющую карьеру. Скажем, Исмаил Юсупов стал руководителем всего Казахстана, сменив Динмухамеда Кунаева, а Аубакир Тыныбаев, Мустахим Иксанов – первыми секретарями обкомов партии. И список можно продолжить. Сейчас же ни среди членов правительства, ни среди глав регионов, ни среди депутатов парламента нет ни одного водника. А казахи на такие вещи обращают большое внимание и при выборе будущей профессии для своих детей учитывают это.


Или часто ли мы видим представителей водной отрасли среди тех, кого ежегодно удостаивают высоких государственных наград? Да даже на местном уровне во время подведения итогов сельскохозяйственного года и чествования передовиков – рисоводов, хлопкоробов, овощеводов – о них как будто забывают. А ведь в южных областях Казахстана без воды и без тех, кто обеспечивает её подачу на поля, не будет никакого урожая.

Словом, необходимо повышать престиж профессии, налаживать профориентационную работу, как-то стимулировать тех, кто готов посвятить себя водной отрасли. Руководство каждого района, если оно действительно думает о будущем, должно ежегодно находить и направлять в вузы, готовящие таких специалистов, хотя бы пятерых толковых молодых людей.

Любую проблему можно решить, если взяться за неё всем миром и комплексно…

Похожие статьи

Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Паводки: почему вокруг них в Казахстане каждый год возникает ажиотаж?
18.03.2024, автор Женис Байхожа.
Паводки: что делать с министрами и акимами, для которых слово «долг» – пустой звук?
5.04.2024, автор Женис Байхожа.
Исмаил Юсупов: почему замалчивают имя бывшего главы Казахстана?
12.04.2024, автор Бахыт Жанаберген.
Казахстан-Россия-Запад: возможна ли нефтяная «сделка века», и что мы от неё получим?
3.04.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Аналитика » После потопа в Казахстане: почему это произошло, кто виноват и что делать?