23.05.2024, автор Сауле Исабаева.
Переименования в Казахстане: почему игнорируется общественное мнение?
6.06.2024, автор Сауле Исабаева.
RU
KZ
EN
Нельзя сказать, что общественность с воодушевлением встретила идею переименовать участок на проспекте Юрия Гагарина (от Тимирязева до аль-Фараби) в честь Ермека Серкебаева. Против нее выступили представители космической сферы, ряд ученых, деятелей культуры, общественных активистов, а неравнодушные граждане запустили петицию с просьбой сохранить прежнее название. Тем не менее, 30 мая депутаты маслихата Алматы единогласно проголосовали за данное решение.
Стоит напомнить, что в Казахстане действуют «Правила учета мнения населения соответствующей территории при наименовании, переименовании административно-территориальных единиц, составных частей населенных пунктов, а также уточнении и изменении транскрипции их наименований». В этом документе четко прописано, что такой учет мнений должен организовываться местными исполнительными органами путем проведения СОБРАНИЙ местного сообщества.
Вряд ли конкретно по вопросу о переименовании части проспекта Гагарина проводилось собрание. Во всяком случае, в СМИ и на сайте акимата мы не нашли ни строчки об этом. Сообщается лишь, что соответствующий проект совместного постановления акима и маслихата Алматы был размещен на сайте «Открытые НПА», где провисел около двух недель. Со слов заместителя акима города Бейбута Шаханова, по итогам голосования на этой платформе 190 человек высказались «за» и 50 «против». Можно ли назвать такое, с позволения сказать, «волеизъявление» небольшого числа людей сколь-нибудь репрезентативным и отражающим позицию хотя бы жителей домов, расположенных на проспекте, не говоря уже о горожанах в целом?
В этой связи возникает ряд вопросов. Насколько полно соблюдаются упомянутые правила, и в целом учитывается ли реальное мнение общественности при принятии подобных решений? Как вообще в идеале должен осуществляться данный процесс?
Мурат Абулгазин, эксперт-международник:
«Решение государственных мужей политически недальновидно»
- В июне 2014 года на страницах популярного в тот период печатного издания Central Asia Monitor я дал комментарий относительно переименования улиц, населенных пунктов и географических объектов Казахстана, где сделал акцент на набиравшей тогда ход тенденции к отказу от названий, ассоциирующихся с колонизацией и «коммунизацией» казахских степей. В частности, предлагал делать это «аккуратно, объективно и без национал-большевистской страсти» с учетом мнения местной общественности, не продолжая позорные советско-российские традиции, не поощряя имитацию нашими чиновниками бурной деятельности и не создавая почву для конфликтов в стране. При этом ставил под сомнение необходимость изменения названий городов севера, запада и востока Казахстана.
С тех пор прошло 10 лет, и каждый очередной год омрачался нарастанием эскалации военных событий в Украине, а также провокационными нападками отдельных российских политиков и пропагандистов на другие постсоветские государства, включая «дружественный» Казахстан. Все это вызывало и вызывает крайнее беспокойство общественности, сопровождаясь призывами представителей ее казахской части к властям заняться скорейшим и повсеместным переименованием.
Хотя я и считаю естественной столь болезненную реакцию в обществе, мое мнение по рассматриваемому вопросу практически не изменилось и даже усилилось. Аксиома обеспечения безопасности любого субъекта состоит в том, чтобы быть реально готовыми ответить на риски и угрозы и тем более уметь отвечать за слова, заверения, управленческие решения и декларации. Но, к сожалению, даже в щепетильных и острых вопросах, связанных с общественной и государственной безопасностью, мы продолжаем наблюдать живучесть партийно-советского наследия, что проявляется в безответственности чиновничьей бюрократии, показухе и коррупции. Именно это порождает недовольство различных социальных групп населения, радикализирует отдельных их представителей и создает условия для внутренних конфликтов, что недопустимо, особенно на поворотном моменте нашей истории, когда необходимо максимально укреплять общественное согласие, проявлять сдержанность.
Возникают резонные вопросы: зачем трогать именно проспект, названный в честь первого на планете космонавта, противопоставлять имена двух знаменитостей и раздражать старожилов города? Неужели в масштабно строящемся Алматы не нашлось других вариантов для увековечивания памяти Ермека Серкебаева? Тут напрашивается такой ответ: налицо желание угодить знаменитой семье или в целом творческой интеллигенции. В любом случае решение государственных мужей я считаю политически недальновидным. И полагаю, что процесс переименований требует более ответственных подходов со стороны госорганов и чиновников. Техническая же сторона здесь является второстепенной.
Что же касается восстановления забытых казахских названий городов на севере, востоке и западе нашей страны, то по прошествии десятилетия, особенно двух последних лет, мое историческое мировосприятие изменилось. В частности, я допускаю такие шаги по истечении определенного времени и по итогам качественной историко-пропагандисткой работы отечественных ученых и СМИ, но при благоприятных социально-экономических и политических условиях. Другими словами, сейчас гораздо важнее сохранить общественно-политическую стабильность и наполнить различные сферы жизни указанных регионов отечественным содержанием.
Арман Кудабай, журналист, преподаватель КазНУ им. аль-Фараби:
«Власти не будут «мелочиться», если что-то всерьез задумали»
– Начну с того, что не все так просто с обсуждаемыми платформами: будь то онлайн-приемные различных ведомств или тот же официальный сервис для подачи петиций «ePetition». Их крайне трудно назвать удобными для простого обывателя, не обремененного особыми техническими познаниями. Чтобы подать самую простую жалобу, необходимо пройти несколько сложных этапов для ее оформления, а потом еще ждать, когда примут. Я вообще не представляю, как с этим может справиться, к примеру, бабушка-пенсионерка. А ведь государством, как мы все знаем, поставлена цель - перевести на онлайн максимум услуг.
Невольно создается ощущение, что все эти процедуры задуманы таким образом, чтобы, наоборот, уменьшить количество жалоб и петиций. Допустим, свое обращение с предложением соорудить памятный мемориал и сквер имени Юрия Алексеевича Гагарина в Алматы я сначала оформил на «ePetition», но уведомление о регистрации пришло мне только через два дня, когда я уже успел разместить такой же текст на сайте alash.online (на который и обратили внимание журналисты). Еще несколько дней никто из моих знакомых не мог там проголосовать: петицию видели, но подписать ее не получалось. А эти люди, поверьте, не из простого десятка. И до сих пор под моим обращением на «ePetition» стоит всего один голос «за». Это при том, что о нем написали не менее пяти известных казахстанских СМИ.
Тем временем на сайте alash.online случился двухдневный сбой – аккурат тогда, когда наша петиция стала быстро набирать голоса в свою поддержку. Владельцы сайта связали блокировку с другой петицией - с требованием исключить монополию в «Сергек», но я в этом сомневаюсь, поскольку голосование под ней на тот момент шло весьма вяло (всего один голос «против»). Самое интересное, что когда alash.online заработал, в течение каких-то 3-4 часов резко возросло количество противников моей петиции (в девять раз!), и, похоже, это был организованный процесс (голоса добавлялись чуть ли не ежеминутно). Правда, вскоре активность оппонентов, опять же как по команде, прекратилась...
Что касается результатов голосования на сайте «Открытые НПА» (190 человек «за» и 50 «против»), то для такого ресурса эти цифры - мизер, ссылаться на которые даже как-то несолидно. Я уже не говорю о том, что на фоне общей численности горожан они - ничто. Как можно по ним судить о мнении всех алматинцев?!
Теперь о финансовой стороне процедуры переименований улиц или населенных пунктов. Надо понимать, что власти не будут «мелочиться», если что-то всерьез задумали. Вопрос в другом: зачем прикрывать свои инициативы «обращениями самих граждан» и электронным голосованием?! Ведь очевидно, что казахстанцы до сих пор не имеют даже простой возможности свободно и, главное, доступно высказывать свое мнение…
Стоит напомнить, что в Казахстане действуют «Правила учета мнения населения соответствующей территории при наименовании, переименовании административно-территориальных единиц, составных частей населенных пунктов, а также уточнении и изменении транскрипции их наименований». В этом документе четко прописано, что такой учет мнений должен организовываться местными исполнительными органами путем проведения СОБРАНИЙ местного сообщества.
Вряд ли конкретно по вопросу о переименовании части проспекта Гагарина проводилось собрание. Во всяком случае, в СМИ и на сайте акимата мы не нашли ни строчки об этом. Сообщается лишь, что соответствующий проект совместного постановления акима и маслихата Алматы был размещен на сайте «Открытые НПА», где провисел около двух недель. Со слов заместителя акима города Бейбута Шаханова, по итогам голосования на этой платформе 190 человек высказались «за» и 50 «против». Можно ли назвать такое, с позволения сказать, «волеизъявление» небольшого числа людей сколь-нибудь репрезентативным и отражающим позицию хотя бы жителей домов, расположенных на проспекте, не говоря уже о горожанах в целом?
В этой связи возникает ряд вопросов. Насколько полно соблюдаются упомянутые правила, и в целом учитывается ли реальное мнение общественности при принятии подобных решений? Как вообще в идеале должен осуществляться данный процесс?
Мурат Абулгазин, эксперт-международник:
«Решение государственных мужей политически недальновидно»
- В июне 2014 года на страницах популярного в тот период печатного издания Central Asia Monitor я дал комментарий относительно переименования улиц, населенных пунктов и географических объектов Казахстана, где сделал акцент на набиравшей тогда ход тенденции к отказу от названий, ассоциирующихся с колонизацией и «коммунизацией» казахских степей. В частности, предлагал делать это «аккуратно, объективно и без национал-большевистской страсти» с учетом мнения местной общественности, не продолжая позорные советско-российские традиции, не поощряя имитацию нашими чиновниками бурной деятельности и не создавая почву для конфликтов в стране. При этом ставил под сомнение необходимость изменения названий городов севера, запада и востока Казахстана.
С тех пор прошло 10 лет, и каждый очередной год омрачался нарастанием эскалации военных событий в Украине, а также провокационными нападками отдельных российских политиков и пропагандистов на другие постсоветские государства, включая «дружественный» Казахстан. Все это вызывало и вызывает крайнее беспокойство общественности, сопровождаясь призывами представителей ее казахской части к властям заняться скорейшим и повсеместным переименованием.
Хотя я и считаю естественной столь болезненную реакцию в обществе, мое мнение по рассматриваемому вопросу практически не изменилось и даже усилилось. Аксиома обеспечения безопасности любого субъекта состоит в том, чтобы быть реально готовыми ответить на риски и угрозы и тем более уметь отвечать за слова, заверения, управленческие решения и декларации. Но, к сожалению, даже в щепетильных и острых вопросах, связанных с общественной и государственной безопасностью, мы продолжаем наблюдать живучесть партийно-советского наследия, что проявляется в безответственности чиновничьей бюрократии, показухе и коррупции. Именно это порождает недовольство различных социальных групп населения, радикализирует отдельных их представителей и создает условия для внутренних конфликтов, что недопустимо, особенно на поворотном моменте нашей истории, когда необходимо максимально укреплять общественное согласие, проявлять сдержанность.
Здесь плохим примером как раз таки служит решение акимата Алматы назвать часть проспекта Юрия Гагарина именем великого казахского маэстро Ермека Серкебаева. Хотя городские власти пытаются убедить нас в том, что они учли мнение населения, ссылаясь при этом на портал электронного правительства, где, дескать, большинство выступило «за», само количество голосов вызывает серьезные подозрения и наталкивает на вывод о формальном проведении данной процедуры. Это якобы голосование вряд ли отражает отношение жителей мегаполиса, особенно тех, которые проживают на проспекте Гагарина, к предложенному переименованию. Тем более что обычные горожане в массе своей не заглядывают на упомянутый электронный портал, что хорошо известно чиновникам.
Возникают резонные вопросы: зачем трогать именно проспект, названный в честь первого на планете космонавта, противопоставлять имена двух знаменитостей и раздражать старожилов города? Неужели в масштабно строящемся Алматы не нашлось других вариантов для увековечивания памяти Ермека Серкебаева? Тут напрашивается такой ответ: налицо желание угодить знаменитой семье или в целом творческой интеллигенции. В любом случае решение государственных мужей я считаю политически недальновидным. И полагаю, что процесс переименований требует более ответственных подходов со стороны госорганов и чиновников. Техническая же сторона здесь является второстепенной.
Что же касается восстановления забытых казахских названий городов на севере, востоке и западе нашей страны, то по прошествии десятилетия, особенно двух последних лет, мое историческое мировосприятие изменилось. В частности, я допускаю такие шаги по истечении определенного времени и по итогам качественной историко-пропагандисткой работы отечественных ученых и СМИ, но при благоприятных социально-экономических и политических условиях. Другими словами, сейчас гораздо важнее сохранить общественно-политическую стабильность и наполнить различные сферы жизни указанных регионов отечественным содержанием.
Арман Кудабай, журналист, преподаватель КазНУ им. аль-Фараби:
«Власти не будут «мелочиться», если что-то всерьез задумали»
– Начну с того, что не все так просто с обсуждаемыми платформами: будь то онлайн-приемные различных ведомств или тот же официальный сервис для подачи петиций «ePetition». Их крайне трудно назвать удобными для простого обывателя, не обремененного особыми техническими познаниями. Чтобы подать самую простую жалобу, необходимо пройти несколько сложных этапов для ее оформления, а потом еще ждать, когда примут. Я вообще не представляю, как с этим может справиться, к примеру, бабушка-пенсионерка. А ведь государством, как мы все знаем, поставлена цель - перевести на онлайн максимум услуг.
Невольно создается ощущение, что все эти процедуры задуманы таким образом, чтобы, наоборот, уменьшить количество жалоб и петиций. Допустим, свое обращение с предложением соорудить памятный мемориал и сквер имени Юрия Алексеевича Гагарина в Алматы я сначала оформил на «ePetition», но уведомление о регистрации пришло мне только через два дня, когда я уже успел разместить такой же текст на сайте alash.online (на который и обратили внимание журналисты). Еще несколько дней никто из моих знакомых не мог там проголосовать: петицию видели, но подписать ее не получалось. А эти люди, поверьте, не из простого десятка. И до сих пор под моим обращением на «ePetition» стоит всего один голос «за». Это при том, что о нем написали не менее пяти известных казахстанских СМИ.
Тем временем на сайте alash.online случился двухдневный сбой – аккурат тогда, когда наша петиция стала быстро набирать голоса в свою поддержку. Владельцы сайта связали блокировку с другой петицией - с требованием исключить монополию в «Сергек», но я в этом сомневаюсь, поскольку голосование под ней на тот момент шло весьма вяло (всего один голос «против»). Самое интересное, что когда alash.online заработал, в течение каких-то 3-4 часов резко возросло количество противников моей петиции (в девять раз!), и, похоже, это был организованный процесс (голоса добавлялись чуть ли не ежеминутно). Правда, вскоре активность оппонентов, опять же как по команде, прекратилась...
Надо признать, что, несмотря на преимущества, все эти платформы - всего лишь технические средства, причем по большей части даже не прямые, а опосредованные. Сколько бы нас ни заверяли в том, что они защищены от манипуляций, всегда будет возможность вмешаться в «электронное голосование», подключить к нему «административный ресурс» (чиновников, преподавателей, студентов) либо удаленно корректировать результаты. Поэтому я прохладно отношусь к таким сервисам и не рассчитываю на особый резонанс, хотя и была некоторая надежда, что власти обратят внимание на нашу петицию, что есть другое, отличное от их, мнение.
Что касается результатов голосования на сайте «Открытые НПА» (190 человек «за» и 50 «против»), то для такого ресурса эти цифры - мизер, ссылаться на которые даже как-то несолидно. Я уже не говорю о том, что на фоне общей численности горожан они - ничто. Как можно по ним судить о мнении всех алматинцев?!
Теперь о финансовой стороне процедуры переименований улиц или населенных пунктов. Надо понимать, что власти не будут «мелочиться», если что-то всерьез задумали. Вопрос в другом: зачем прикрывать свои инициативы «обращениями самих граждан» и электронным голосованием?! Ведь очевидно, что казахстанцы до сих пор не имеют даже простой возможности свободно и, главное, доступно высказывать свое мнение…
Похожие статьи
Страсть к переименованиям: неказахским названиям объявлена война?
Переименование проспекта Гагарина в Алматы: что за этим стоит?
15.05.2024, автор Баян Ахмет.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.