12.06.2024, автор Виктор Долгов.
Предложения «второй свежести»: зачем ВАП лоббирует дробление КТЖ?
18.07.2024, автор Виктор Долгов.
RU
KZ
EN
Высшая аудиторская палата (ВАП) продавливает идею дробления НК «Казахстан Темир Жолы». Рост обязательств национальной компании перед кредиторами заставляет искать варианты реформирования всей отрасли. Пока в качестве основной рабочей модели обсуждается схема с выделением двух независимых операторов: компании-перевозчика, которая будет оказывать транспортно-логистические услуги, и компании-оператора инфраструктуры.
В рамках аудита НК «Казахстан Темир Жолы» руководство ВАП сделало выводы о рисках дефолта компании и предложило ввести внешнее управление с целью раздробить национального оператора железных дорог под предлогом формирования конкурентной среды для грузоперевозок и, в конечном счете, повышения доходов государства. При этом оператор инфраструктуры, наоборот, будет сокращать расходы – по замыслу, целесообразно сохранить только те маршруты, которые востребованы у компании-перевозчика и могут генерировать прибыль.
Однако опыт дробления активов НК КТЖ уже есть:
• Еще согласно Программе реструктуризации железнодорожного транспорта на 2004-2006 годы, пассажирское хозяйство КТЖ было разделено на отдельные предприятия: АО «Пригородные перевозки», ТОО «Компания «ЖолаушыларТранс», АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания», АО «Багажные перевозки», АО «Вагон-сервис», АО «Вокзал-сервис» и т.п. В конкурентный сектор были переданы ремонтные предприятия, в частную собственность и на баланс местных исполнительных органов отошли объекты водо- и теплоснабжения. Таким образом, некогда единая железнодорожная система оказалась раздроблена на отдельные предприятия – как частные, так и государственные. Тем не менее, улучшения сервиса в перевозках не произошло.
• Кроме того, в 2011 году из структуры КТЖ решением экс-председателя правления Ерлана Атамкулова был выведен актив АО «КеденТрансСервис». Мы не утверждаем, но, по некоторым слухам, актив был приобретен на 50% самим Атамкуловым, а вторые 50% - Тимуром Кулибаевым. Впоследствии его продали российской ПАО «ТрансКонтейнер». В 2018 году уже НК КТЖ была вынуждена проводить обратный выкуп АО «КеденТрансСервис» у российских собственников по рыночной цене. Тем самым интересам Казахстана был нанесен ущерб.
Позднее вскрылись отдельные коррупционные эпизоды. Часть зарубежных грузоотправителей и экспедиторов заявляла, что их вынуждали переоформлять свои заявки на транзит грузов через аффилированные с КТЖ организации АО «КеденТрансСервис» и АО KTZ Express.
Таким образом, предложение руководства ВАП относительно дробления НК КТЖ и последующей приватизации привлекательных активов не является обоснованной бизнес-моделью, да и в более широком смысле – свежей экономической идеей.
Однако информационная атака ВАП на НК КТЖ потенциально формирует вокруг компании негативный информационный фон и подспудно подталкивает политическое руководство страны к стратегически неправильному решению о дроблении и приватизации структуры, обеспечивающей транспортную безопасность Казахстана.
Дробление крупных системообразующих национальных компаний в целом не отвечает задачам поддержания национальной безопасности страны. Политическое руководство Казахстана теряет рычаги управления ключевыми отраслями хозяйства, в данном конкретном случае – железнодорожным транспортом, пассажирскими и грузовыми перевозками.
Аудиторы не принимают во внимание тот факт, что нацкомпании играют важную неэкономическую, стабилизирующую роль в экономике страны, зачастую субсидируя целые ее сегменты. Например, сегмент пассажирских железнодорожных перевозок: если его не субсидировать, то стоимость поездок будет просто «неподъемной» для основной массы рядовых граждан.
ВАП вменяет в вину НК КТЖ низкую долю рентабельности на полученные государственные вложения и субсидии. Но определение нормы рентабельности – прерогатива правления и советов директоров компаний, а не аудиторов. В конце концов – отраслевого ведомства. Складывается впечатление, что менеджмент ВАП просто пытается показать, что мог бы лучше управлять активами.
Возникает вопрос: а зачем ВАП лоббирует дробление национального оператора? «Расчленение» нацкомпаний с последующей приватизацией наиболее ликвидных активов содержит большие риски умышленных коррупционных действий (как и показал прецедент с приватизацией АО «КеденТрансСервис»).
Смысл аудита как внешнего финансового консультирования заключается не в подрыве репутации проверяемых структур, а, наоборот, в оказании консультационной помощи, совместном поиске «узких мест» в работе компаний аудиторами и менеджментом. Именно так работают ведущие мировые аудиторские компании – так называемая «большая четверка». Их задача – не подрыв репутации, а повышение эффективности внутреннего управления исследуемых структур.
Высшая аудиторская палата, будучи государственным органом, чрезмерно широко трактует свои полномочия, и не несет ответственности за последующий коммерческий ущерб, нанесенный субъектам бизнеса.
Можно говорить о том, что ВАП стала инструментом борьбы элитных групп за перераспределение экономических активов и сфер влияния.
В рамках аудита НК «Казахстан Темир Жолы» руководство ВАП сделало выводы о рисках дефолта компании и предложило ввести внешнее управление с целью раздробить национального оператора железных дорог под предлогом формирования конкурентной среды для грузоперевозок и, в конечном счете, повышения доходов государства. При этом оператор инфраструктуры, наоборот, будет сокращать расходы – по замыслу, целесообразно сохранить только те маршруты, которые востребованы у компании-перевозчика и могут генерировать прибыль.
Однако опыт дробления активов НК КТЖ уже есть:
• Еще согласно Программе реструктуризации железнодорожного транспорта на 2004-2006 годы, пассажирское хозяйство КТЖ было разделено на отдельные предприятия: АО «Пригородные перевозки», ТОО «Компания «ЖолаушыларТранс», АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания», АО «Багажные перевозки», АО «Вагон-сервис», АО «Вокзал-сервис» и т.п. В конкурентный сектор были переданы ремонтные предприятия, в частную собственность и на баланс местных исполнительных органов отошли объекты водо- и теплоснабжения. Таким образом, некогда единая железнодорожная система оказалась раздроблена на отдельные предприятия – как частные, так и государственные. Тем не менее, улучшения сервиса в перевозках не произошло.
• Кроме того, в 2011 году из структуры КТЖ решением экс-председателя правления Ерлана Атамкулова был выведен актив АО «КеденТрансСервис». Мы не утверждаем, но, по некоторым слухам, актив был приобретен на 50% самим Атамкуловым, а вторые 50% - Тимуром Кулибаевым. Впоследствии его продали российской ПАО «ТрансКонтейнер». В 2018 году уже НК КТЖ была вынуждена проводить обратный выкуп АО «КеденТрансСервис» у российских собственников по рыночной цене. Тем самым интересам Казахстана был нанесен ущерб.
Позднее вскрылись отдельные коррупционные эпизоды. Часть зарубежных грузоотправителей и экспедиторов заявляла, что их вынуждали переоформлять свои заявки на транзит грузов через аффилированные с КТЖ организации АО «КеденТрансСервис» и АО KTZ Express.
Таким образом, предложение руководства ВАП относительно дробления НК КТЖ и последующей приватизации привлекательных активов не является обоснованной бизнес-моделью, да и в более широком смысле – свежей экономической идеей.
Опыт показывает другое. Железнодорожный комплекс – вертикально интегрированная система, которая не может эффективно работать в раздробленном формате. Государственному оператору впоследствии все равно приходится проводить обратный выкуп активов. А сама чехарда с «приватизацией-национализацией и обратной приватизацией» сильно напоминает коррупционную схему.
Однако информационная атака ВАП на НК КТЖ потенциально формирует вокруг компании негативный информационный фон и подспудно подталкивает политическое руководство страны к стратегически неправильному решению о дроблении и приватизации структуры, обеспечивающей транспортную безопасность Казахстана.
Дробление крупных системообразующих национальных компаний в целом не отвечает задачам поддержания национальной безопасности страны. Политическое руководство Казахстана теряет рычаги управления ключевыми отраслями хозяйства, в данном конкретном случае – железнодорожным транспортом, пассажирскими и грузовыми перевозками.
Аудиторы не принимают во внимание тот факт, что нацкомпании играют важную неэкономическую, стабилизирующую роль в экономике страны, зачастую субсидируя целые ее сегменты. Например, сегмент пассажирских железнодорожных перевозок: если его не субсидировать, то стоимость поездок будет просто «неподъемной» для основной массы рядовых граждан.
ВАП вменяет в вину НК КТЖ низкую долю рентабельности на полученные государственные вложения и субсидии. Но определение нормы рентабельности – прерогатива правления и советов директоров компаний, а не аудиторов. В конце концов – отраслевого ведомства. Складывается впечатление, что менеджмент ВАП просто пытается показать, что мог бы лучше управлять активами.
Возникает вопрос: а зачем ВАП лоббирует дробление национального оператора? «Расчленение» нацкомпаний с последующей приватизацией наиболее ликвидных активов содержит большие риски умышленных коррупционных действий (как и показал прецедент с приватизацией АО «КеденТрансСервис»).
Но даже если информационные атаки ВАП не приводят к приватизации актива, в любом случае они оказывают давление на курс акций компании, ухудшают ее публичный имидж в глазах акционеров и потенциальных инвесторов. А тем самым подрывают и экономические интересы Казахстана в данном хозяйствующем субъекте.
Смысл аудита как внешнего финансового консультирования заключается не в подрыве репутации проверяемых структур, а, наоборот, в оказании консультационной помощи, совместном поиске «узких мест» в работе компаний аудиторами и менеджментом. Именно так работают ведущие мировые аудиторские компании – так называемая «большая четверка». Их задача – не подрыв репутации, а повышение эффективности внутреннего управления исследуемых структур.
Высшая аудиторская палата, будучи государственным органом, чрезмерно широко трактует свои полномочия, и не несет ответственности за последующий коммерческий ущерб, нанесенный субъектам бизнеса.
Можно говорить о том, что ВАП стала инструментом борьбы элитных групп за перераспределение экономических активов и сфер влияния.
Похожие статьи
«Казахстан Темир Жолы»: системный кризис грозит дефолтом
Казахстан-Россия-Запад: возможна ли нефтяная «сделка века», и что мы от неё получим?
3.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Стресс-тест регионов Казахстана: макрорегион Юго-Восток
7.06.2024, автор Spik.kz.
На рынке топлива в Казахстане имеет место картельный сговор?
29.06.2024, автор Виктор Долгов.