24.05.2024, автор Spik.kz.
Стресс-тест регионов Казахстана: макрорегион Юго-Восток
7.06.2024, автор Spik.kz.
RU
KZ
EN
Юго-Восток Казахстана – это город Алматы, Алматинская, Жамбылская области, область Жетысу. Площадь – 369 тысяч кв. км. Население – 5.650 тыс. человек. При этом 40% населения макрорегиона проживают в Алматинской агломерации. Специализация: развитый третичный сектор (сфера услуг), транзит грузов из Китая и в Китай, многопрофильное сельское хозяйство.
Макрорегион развит неравномерно: Алматы обеспечивает в масштабах страны 22,5% ВВП, 25% в общем объеме услуг, более 20% налоговых поступлений, более 54% финансовых и страховых услуг, 47% розничного и оптового товарооборота и 15% внешнеторгового оборота, 7,5% инвестиций в основной капитал. Тогда как прилегающие области – преимущественно аграрные и дотационные.
Долгосрочные риски для макрорегиона:
1. Макрорегион привлекателен как для внутренних, так и для внешних мигрантов. Вследствие чего темпы создания рабочих мест не успевают за темпами миграционного прироста населения. Концентрация безработных, с одной стороны, позволяет работодателям минимизировать затраты на фонд оплаты труда, но, с другой, сохраняет постоянные риски трудовых конфликтов и стихийных акций протеста.
2. Макрорегион относится к энергодефицитным. Дефицит генерации накладывает ограничения на развитие производств. В долгосрочной перспективе должен быть решен вопрос со строительством атомной электростанции в пос. Улькен. Но на это потребуется порядка 10-12 лет, в течение которых ограничения по электроэнергии будут сдерживать развитие Юго-Востока страны.
3. Агропромышленный комплекс макрорегиона – один из самых развитых в стране (климат, качество почв, избыток рабочих рук). Однако в последние годы наблюдается ухудшение водоснабжения сельхозпроизводителей. Значительная часть поливной воды приходит из трансграничных рек – Или, Чу, Тараза. Увеличение водозабора в странах-соседях несет риски для устойчивого аграрного производства. Стратегически макрорегион должен переходить к возделыванию засухоустойчивых сельскохозяйственных культур.
4. Высокая концентрация населения в Алматинской агломерации постепенно обостряет проблему, связанную с ветхим жилым фондом. Она будет усиливаться по мере вывода в категорию аварийного жилья многочисленных «хрущевок», построенных в 50-80-е годы прошлого века. По СНиПам времен СССР период их безопасной эксплуатации оценивался в 50 лет и сейчас практически полностью исчерпан.
5. Макрорегион логистически изолирован от остальной части Казахстана: связь возможна только по трем железным дорогам и трем республиканским автомагистралям. Это накладывает ограничения на расширение транзита грузов через Юго-Восток страны – из Китая/в Китай.
Текущая ситуация
Юго-Восток Казахстана (г. Алматы, Алматинская, Жамбылская области, область Жетысу) во втором квартале 2024 года продемонстрировал самый минимальный уровень социальной напряженности и протестности.
г. Алматы
Алматы остается самым проблемным из городов республиканского значения и в целом подтверждает статус протестного региона с большой долей политизированного населения. Главной его проблемой горожане считают рост цен на товары первой необходимости, а также аренду жилья. В результате значительная часть населения, не имеющего собственной крыши над головой, фактически вынуждена работать «за квартплату и еду». В подобной ситуации на второй план отходят вопросы качественного образования для детей, медицинского обслуживания, отдыха – на все это у основной массы алматинцев просто не остается средств.
Восемь районов города значительно различаются по площади, плотности заселенности и качеству жизни. И перед каждым из них стоят собственные задачи по развитию территорий. Администрация Алатауского района слабыми его сторонами называет плохую транспортную связанность, неблагоприятные экологические условия, самовольную застройку, низкий уровень доступа к образовательным услугам. В Наурызбайском районе не решены многие вопросы водо- и теплоснабжения. Перед Турксибским районом стоят свои вызовы, в числе которых большое количество промзон и значительная доля ветхого жилья.
Алматинская область
Практически все трудоспособное население Алматинской области так или иначе связано с экономическими процессами в городе Алматы, зависит от них. Одна только ежесуточная трудовая миграция (утром – в город на работу, вечером – из города домой) оценивается экспертами по транспортным потокам в 400 тысяч человек. Это около 50% трудоспособного населения области.
Других крупных центров экономического притяжения в регионе нет – они либо только создаются (город Конаев, город Алатау), либо экономически не оправдались (обслуживание трассы Западная Европа – Западный Китай). Крупные месторождения полезных ископаемых, которые бы стали источником рабочих мест, в регионе тоже отсутствуют.
Решение властей о строительстве нового города Алатау вызывает множество вопросов. В качестве основной специализации данного проекта обозначены индустриальный сектор, а также транспортно-логистические услуги. При этом развитие индустриального кластера сдерживается недостатком энергетической базы.
Пока проект не обеспечен энергетикой, качественными трудовыми ресурсами (будущими работниками индустриальных производств), коммунальной инфраструктурой. Существует риск, что на практике Алатау станет не индустриальным центром области, а еще одним спальным районом Алматы.
Второе проблемное направление работы для местных властей – формирование на базе города Конаев полноценного областного центра. Особенно с учетом планов по переносу большого количества алматинских вузов и строительства многопрофильного студенческого кампуса. Пока местные власти запаздывают с работой по формированию кампуса «Академический городок Конаев» к 2024-2027 годам.
Жамбылская область
Регион отличается большим количеством самозанятых, а потому споры трудовых коллективов не привлекают повышенного внимания. Главный триггер протестов – подорожание стоимости жизни на фоне нестабильности доходов.
Ключевой проблемой области ее жители считают нехватку рабочих мест. Нет региональных проектов, которые могли бы генерировать их создание. А потому свое социальное благополучие население может связывать только с миграцией в более динамично развивающиеся области, либо в города республиканского значения.
В регионе зафиксирована акция протеста дорожных рабочих на трассе Мерке – Бурылбайтал с требованием повысить заработную плату на 80%. Предложение работодателя (китайской компании «Синьсин») об индексации зарплат на 20% рабочих не устраивает.
Область Жетысу
В области остро стоит проблема изношенности коммунальных сетей. В районах постоянно возникают трудности с электро- и водоснабжением. Вместе с повышением тарифов на коммунальные услуги это обстоятельство вызывает существенный рост социальной напряженности, особенно у малообеспеченных семей.
В 2019-2022 годах была проведена большая работа по ремонту дорог местного значения, благоустройству прилегающих территорий. Однако по прошествии двух-трех лет асфальтовое покрытие пришло в неудовлетворительное состояние даже на тех участках, которые были недавно отремонтированы. Причина – низкое качество дорожных работ, несоблюдение стандартов строительства, хищения стройматериалов.
8 мая в селе Бостан прошла стихийная акция: её участники потребовали проверить местных предпринимателей, занятых в сфере сельского хозяйства, и вернуть переданные им жителями земельные паи. Также протестующие призвали провести ревизию прибыли, которую скрыли предприниматели. Налицо признаки попытки мошенничества, тем более что судебное расследование по факту растраты чужого имущества в отношении предпринимателей было открыто еще в 2020 году.
Основные кризисные тенденции второго квартала обошли макрорегион стороной. По сравнению с другими областями Казахстана он практически не пострадал от наводнений. Службы спасателей из Алматы были привлечены к ликвидации последствий паводков в других областях.
В целом причины протестности на Юго-Востоке несколько отличаются от общереспубликанских. Высокая стоимость жизни приводит к чрезмерной закредитованности населения. Отсюда проистекают и социальные проблемы: низкий уровень оплаты труда, завышенные ставки по государственным ипотечным программам, недостаточный охват населения государственными программами поддержки и льготным кредитованием.
Не решена проблема самозанятых, которые в отдельных юго-восточных регионах составляют до 40-45% от общего количества трудоспособных граждан. Применительно к большинству из них самозанятость – это, по сути, скрытая форма безработицы, когда граждане перебиваются случайными заработками в таких сферах услуг, как частный извоз, доставка товаров, ремонт жилья. Главная проблема – сезонный, нестабильный характер подобного трудоустройства, неофициальная занятость (не предполагающая пенсионных отчислений и медицинской страховки).
У безработицы и неофициальной занятости – в основном молодежное лицо. Большинство безработных составляют именно молодые люди в возрасте до 30 лет. Что дополнительно повышает риски массовых стихийных выступлений, а также возможных эксцессов с провокациями и насилием в отношении сотрудников правоохранительных органов. Значительная часть такой молодежи не имеет профессионального образования (т.е. попросту неконкурентоспособна на рынке труда). В большинстве своем это выходцы из сельской местности, райцентров и моногородов. Найти работу по месту постоянного проживания они не могут, а потому стекаются в крупные города (Алматы) и областные центры, в которых и дестабилизируют обстановку.
В свою очередь город Алматы становится точкой социального раскола. С одной стороны, он испытывает все возрастающее давление внутренних мигрантов, которых уже не может адаптировать. С другой, местное население начинает сомневаться в способности власти поддерживать приемлемое качество жизни в городе. Пока это проявляется в недоверии к правительству и к местному акимату, но в случае ухудшения социального климата будет сказываться и на уровне поддержки президента.
Для макрорегиона Юго-Восток ключевое значение имеет качество управленческой вертикали. Концентрация ресурсов – 28% населения страны, 22,5% ВВП и более 20% всех налоговых поступлений – позволяет оперативно решать все возникающие региональные проблемы. А потому на первое место выходит способность госаппарата к стратегическому планированию и риск-менеджменту.
Макрорегион развит неравномерно: Алматы обеспечивает в масштабах страны 22,5% ВВП, 25% в общем объеме услуг, более 20% налоговых поступлений, более 54% финансовых и страховых услуг, 47% розничного и оптового товарооборота и 15% внешнеторгового оборота, 7,5% инвестиций в основной капитал. Тогда как прилегающие области – преимущественно аграрные и дотационные.
Долгосрочные риски для макрорегиона:
1. Макрорегион привлекателен как для внутренних, так и для внешних мигрантов. Вследствие чего темпы создания рабочих мест не успевают за темпами миграционного прироста населения. Концентрация безработных, с одной стороны, позволяет работодателям минимизировать затраты на фонд оплаты труда, но, с другой, сохраняет постоянные риски трудовых конфликтов и стихийных акций протеста.
2. Макрорегион относится к энергодефицитным. Дефицит генерации накладывает ограничения на развитие производств. В долгосрочной перспективе должен быть решен вопрос со строительством атомной электростанции в пос. Улькен. Но на это потребуется порядка 10-12 лет, в течение которых ограничения по электроэнергии будут сдерживать развитие Юго-Востока страны.
3. Агропромышленный комплекс макрорегиона – один из самых развитых в стране (климат, качество почв, избыток рабочих рук). Однако в последние годы наблюдается ухудшение водоснабжения сельхозпроизводителей. Значительная часть поливной воды приходит из трансграничных рек – Или, Чу, Тараза. Увеличение водозабора в странах-соседях несет риски для устойчивого аграрного производства. Стратегически макрорегион должен переходить к возделыванию засухоустойчивых сельскохозяйственных культур.
4. Высокая концентрация населения в Алматинской агломерации постепенно обостряет проблему, связанную с ветхим жилым фондом. Она будет усиливаться по мере вывода в категорию аварийного жилья многочисленных «хрущевок», построенных в 50-80-е годы прошлого века. По СНиПам времен СССР период их безопасной эксплуатации оценивался в 50 лет и сейчас практически полностью исчерпан.
5. Макрорегион логистически изолирован от остальной части Казахстана: связь возможна только по трем железным дорогам и трем республиканским автомагистралям. Это накладывает ограничения на расширение транзита грузов через Юго-Восток страны – из Китая/в Китай.
Текущая ситуация
Юго-Восток Казахстана (г. Алматы, Алматинская, Жамбылская области, область Жетысу) во втором квартале 2024 года продемонстрировал самый минимальный уровень социальной напряженности и протестности.
г. Алматы
Алматы остается самым проблемным из городов республиканского значения и в целом подтверждает статус протестного региона с большой долей политизированного населения. Главной его проблемой горожане считают рост цен на товары первой необходимости, а также аренду жилья. В результате значительная часть населения, не имеющего собственной крыши над головой, фактически вынуждена работать «за квартплату и еду». В подобной ситуации на второй план отходят вопросы качественного образования для детей, медицинского обслуживания, отдыха – на все это у основной массы алматинцев просто не остается средств.
Восемь районов города значительно различаются по площади, плотности заселенности и качеству жизни. И перед каждым из них стоят собственные задачи по развитию территорий. Администрация Алатауского района слабыми его сторонами называет плохую транспортную связанность, неблагоприятные экологические условия, самовольную застройку, низкий уровень доступа к образовательным услугам. В Наурызбайском районе не решены многие вопросы водо- и теплоснабжения. Перед Турксибским районом стоят свои вызовы, в числе которых большое количество промзон и значительная доля ветхого жилья.
Алматинская область
Практически все трудоспособное население Алматинской области так или иначе связано с экономическими процессами в городе Алматы, зависит от них. Одна только ежесуточная трудовая миграция (утром – в город на работу, вечером – из города домой) оценивается экспертами по транспортным потокам в 400 тысяч человек. Это около 50% трудоспособного населения области.
Других крупных центров экономического притяжения в регионе нет – они либо только создаются (город Конаев, город Алатау), либо экономически не оправдались (обслуживание трассы Западная Европа – Западный Китай). Крупные месторождения полезных ископаемых, которые бы стали источником рабочих мест, в регионе тоже отсутствуют.
Решение властей о строительстве нового города Алатау вызывает множество вопросов. В качестве основной специализации данного проекта обозначены индустриальный сектор, а также транспортно-логистические услуги. При этом развитие индустриального кластера сдерживается недостатком энергетической базы.
Пока проект не обеспечен энергетикой, качественными трудовыми ресурсами (будущими работниками индустриальных производств), коммунальной инфраструктурой. Существует риск, что на практике Алатау станет не индустриальным центром области, а еще одним спальным районом Алматы.
Второе проблемное направление работы для местных властей – формирование на базе города Конаев полноценного областного центра. Особенно с учетом планов по переносу большого количества алматинских вузов и строительства многопрофильного студенческого кампуса. Пока местные власти запаздывают с работой по формированию кампуса «Академический городок Конаев» к 2024-2027 годам.
Жамбылская область
Регион отличается большим количеством самозанятых, а потому споры трудовых коллективов не привлекают повышенного внимания. Главный триггер протестов – подорожание стоимости жизни на фоне нестабильности доходов.
Ключевой проблемой области ее жители считают нехватку рабочих мест. Нет региональных проектов, которые могли бы генерировать их создание. А потому свое социальное благополучие население может связывать только с миграцией в более динамично развивающиеся области, либо в города республиканского значения.
В регионе зафиксирована акция протеста дорожных рабочих на трассе Мерке – Бурылбайтал с требованием повысить заработную плату на 80%. Предложение работодателя (китайской компании «Синьсин») об индексации зарплат на 20% рабочих не устраивает.
Область Жетысу
В области остро стоит проблема изношенности коммунальных сетей. В районах постоянно возникают трудности с электро- и водоснабжением. Вместе с повышением тарифов на коммунальные услуги это обстоятельство вызывает существенный рост социальной напряженности, особенно у малообеспеченных семей.
В 2019-2022 годах была проведена большая работа по ремонту дорог местного значения, благоустройству прилегающих территорий. Однако по прошествии двух-трех лет асфальтовое покрытие пришло в неудовлетворительное состояние даже на тех участках, которые были недавно отремонтированы. Причина – низкое качество дорожных работ, несоблюдение стандартов строительства, хищения стройматериалов.
8 мая в селе Бостан прошла стихийная акция: её участники потребовали проверить местных предпринимателей, занятых в сфере сельского хозяйства, и вернуть переданные им жителями земельные паи. Также протестующие призвали провести ревизию прибыли, которую скрыли предприниматели. Налицо признаки попытки мошенничества, тем более что судебное расследование по факту растраты чужого имущества в отношении предпринимателей было открыто еще в 2020 году.
Основные кризисные тенденции второго квартала обошли макрорегион стороной. По сравнению с другими областями Казахстана он практически не пострадал от наводнений. Службы спасателей из Алматы были привлечены к ликвидации последствий паводков в других областях.
В целом причины протестности на Юго-Востоке несколько отличаются от общереспубликанских. Высокая стоимость жизни приводит к чрезмерной закредитованности населения. Отсюда проистекают и социальные проблемы: низкий уровень оплаты труда, завышенные ставки по государственным ипотечным программам, недостаточный охват населения государственными программами поддержки и льготным кредитованием.
Не решена проблема самозанятых, которые в отдельных юго-восточных регионах составляют до 40-45% от общего количества трудоспособных граждан. Применительно к большинству из них самозанятость – это, по сути, скрытая форма безработицы, когда граждане перебиваются случайными заработками в таких сферах услуг, как частный извоз, доставка товаров, ремонт жилья. Главная проблема – сезонный, нестабильный характер подобного трудоустройства, неофициальная занятость (не предполагающая пенсионных отчислений и медицинской страховки).
У безработицы и неофициальной занятости – в основном молодежное лицо. Большинство безработных составляют именно молодые люди в возрасте до 30 лет. Что дополнительно повышает риски массовых стихийных выступлений, а также возможных эксцессов с провокациями и насилием в отношении сотрудников правоохранительных органов. Значительная часть такой молодежи не имеет профессионального образования (т.е. попросту неконкурентоспособна на рынке труда). В большинстве своем это выходцы из сельской местности, райцентров и моногородов. Найти работу по месту постоянного проживания они не могут, а потому стекаются в крупные города (Алматы) и областные центры, в которых и дестабилизируют обстановку.
В свою очередь город Алматы становится точкой социального раскола. С одной стороны, он испытывает все возрастающее давление внутренних мигрантов, которых уже не может адаптировать. С другой, местное население начинает сомневаться в способности власти поддерживать приемлемое качество жизни в городе. Пока это проявляется в недоверии к правительству и к местному акимату, но в случае ухудшения социального климата будет сказываться и на уровне поддержки президента.
Для макрорегиона Юго-Восток ключевое значение имеет качество управленческой вертикали. Концентрация ресурсов – 28% населения страны, 22,5% ВВП и более 20% всех налоговых поступлений – позволяет оперативно решать все возникающие региональные проблемы. А потому на первое место выходит способность госаппарата к стратегическому планированию и риск-менеджменту.
Похожие статьи
Стресс-тест регионов Казахстана: макрорегион Запад
Стресс-тест регионов Казахстана: макрорегион Восток
16.05.2024, автор Spik.kz.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Стресс-тест регионов Казахстана: макрорегион Центр
31.05.2024, автор Spik.kz.
Не будет ли наплыва в Казахстан гастарбайтеров из Средней Азии?
21.02.2024, автор Сауле Исабаева.