24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
На рынке топлива в Казахстане имеет место картельный сговор?
29.06.2024, автор Виктор Долгов.
RU
KZ
EN
Резонансным событием июня стала новость о высокопоставленных казахстанских туристах, для которых экипаж нанятой ими яхты решил устроить фейерверк, что привело к пожару на одном из греческих островов. Слухи донесли весть, что арендатором злополучного судна был крупный нефтетрейдер Данияр Абулгазин. Кто он и насколько влиятелен в современной казахстанской элите?
Авторитетные биржевые игроки и эксперты рынка нефтепродуктов отмечают, что Данияру Абулгазину подконтрольны целые сегменты отрасли, имеющие ключевое влияние на весь процесс ценообразования: от добычи до розничной реализации топлива. При этом отдельные предприятия и фирмы зарегистрированы на юридически независимых игроков таким образом, что Агентство по защите конкуренции (АЗК) РК ни к чему не может предъявить претензий.
Однако у администрирования столь рассредоточенного конгломерата компаний есть и свои минусы – формально подконтрольные структуры все время пытаются действовать в собственных интересах. Как же привести их к общему знаменателю?
Управляемость столь масштабного отраслевого проекта обеспечивается посредством контроля за несколькими ключевыми звеньями: во-первых, за точкой ценообразования на топливо, а, во-вторых, за логистикой поставок конечному потребителю. И в том, и в другом звене структуры, аффилированные с бизнес-партнерами Абулгазина, занимают доминирующее положение.
Что касается точки ценообразования, то таковой в Казахстане выступает топливная товарная биржа «Евразийская торговая система» (ЕТС). Её учредителями являются компании, зарегистрированные в МФЦ «Астана» через партнеров Абулгазина. Ранее, до 2022 года, площадок для торговли нефтепродуктами было больше: кроме «Евразийской торговой системы», существовали «Товарная биржа Астана», «Товарная биржа Эстау», «Товарная биржа Каспий», товарная биржа «Алан».
Такое их количество вполне соответствовало критериям обеспечения конкурентности торгов. Однако, как отмечают независимые производители сжиженного газа, накануне январских событий 2022 года Ассоциация «Казэнерджи» рекомендовала им работать по торгам газом только на площадке «Евразийской торговой системы». Позднее, расследуя обстоятельства событий января, Генеральная прокуратура РК составила 4 протокола в отношении ЕТС за злоупотребления своим доминирующим положением на рынке, а также за ограничение конкуренции. Несмотря на это, АО «КазМунайГаз» сохранило товарную биржу ЕТС в качестве основной площадки для торговли сжиженным газом.
Но помимо абсолютно непрогнозируемого характера биржевой торговли, на конечную цену топлива влияют и транспортные издержки, которые тоже могут меняться совершенно непредсказуемым образом. Мы привыкли к тому, что значительное количество отраслей подконтрольно очень небольшой группе крупных игроков. Однако мало кто знает, что и рынок нефтеперевозок точно так же монополизирован и вполне может использоваться для манипулирования ценами.
Рынок перевозок нефтепродуктов в Казахстане подконтролен компании «PTC Operator», контролирующей девять тысяч вагонов-цистерн и гарантирующей возможность их использования другими субъектами топливного комплекса на экономически равных условиях. О том, что компания-монополист ставит нефтетрейдерам равные условия доступа к своим услугам, она уведомляет Агентство по защите конкуренции. А в целом от стабильности этих поставок зависит национальная безопасность страны.
Однако монополист (как и любой экономический игрок) имеет право расторгнуть договоренности о равном доступе нефтетрейдеров к транспортной инфраструктуре с предварительным уведомлением. Чего, с учетом монополизации рынка перевозок, явно недостаточно для поиска других схем поставок топлива. Вся эта схема позволяет произвольно оказывать давление на участников рынка через доступ к транспортно-логистической инфраструктуре. Да и в целом ставит профильные государственные органы в сложное положение: все-таки на кону стоит вопрос национальной безопасности.
Основные нефтеперерабатывающие предприятия страны неоднократно поднимали эту проблему и обращались к Агентству по защите конкуренции с предложением разрешить НПЗ самостоятельно нанимать перевозчиков сырья и операторов железнодорожной инфраструктуры для стабильного снабжения. Давление монополиста привело к существенному повышению цен на рынке транспортно-логистических услуг, и, как следствие, НПЗ заинтересованы в самостоятельном выходе на этот рынок. Однако АЗК РК затягивает с ответом – на сегодняшний день нефтеперерабатывающие предприятия не получили согласия агентства на доступ к транспортно-экспедиционным услугам.
Авторитетные биржевые игроки и эксперты рынка нефтепродуктов отмечают, что Данияру Абулгазину подконтрольны целые сегменты отрасли, имеющие ключевое влияние на весь процесс ценообразования: от добычи до розничной реализации топлива. При этом отдельные предприятия и фирмы зарегистрированы на юридически независимых игроков таким образом, что Агентство по защите конкуренции (АЗК) РК ни к чему не может предъявить претензий.
Однако у администрирования столь рассредоточенного конгломерата компаний есть и свои минусы – формально подконтрольные структуры все время пытаются действовать в собственных интересах. Как же привести их к общему знаменателю?
Управляемость столь масштабного отраслевого проекта обеспечивается посредством контроля за несколькими ключевыми звеньями: во-первых, за точкой ценообразования на топливо, а, во-вторых, за логистикой поставок конечному потребителю. И в том, и в другом звене структуры, аффилированные с бизнес-партнерами Абулгазина, занимают доминирующее положение.
Что касается точки ценообразования, то таковой в Казахстане выступает топливная товарная биржа «Евразийская торговая система» (ЕТС). Её учредителями являются компании, зарегистрированные в МФЦ «Астана» через партнеров Абулгазина. Ранее, до 2022 года, площадок для торговли нефтепродуктами было больше: кроме «Евразийской торговой системы», существовали «Товарная биржа Астана», «Товарная биржа Эстау», «Товарная биржа Каспий», товарная биржа «Алан».
Такое их количество вполне соответствовало критериям обеспечения конкурентности торгов. Однако, как отмечают независимые производители сжиженного газа, накануне январских событий 2022 года Ассоциация «Казэнерджи» рекомендовала им работать по торгам газом только на площадке «Евразийской торговой системы». Позднее, расследуя обстоятельства событий января, Генеральная прокуратура РК составила 4 протокола в отношении ЕТС за злоупотребления своим доминирующим положением на рынке, а также за ограничение конкуренции. Несмотря на это, АО «КазМунайГаз» сохранило товарную биржу ЕТС в качестве основной площадки для торговли сжиженным газом.
Такая ситуация сохраняет риски спекулятивных всплесков цен на топливо в дальнейшем, при этом подобные скачки биржевого курса не будут обусловлены реальными причинами, а, скорее, станут результатом манипуляций на рынке. В декабре 2021-го и январе 2022-го именно подобное положение на оптовом рынке сжиженного газа и сыграло роль «спускового крючка» для стихийных акций протеста, впоследствии подхваченных контр-элитными группами.
Но помимо абсолютно непрогнозируемого характера биржевой торговли, на конечную цену топлива влияют и транспортные издержки, которые тоже могут меняться совершенно непредсказуемым образом. Мы привыкли к тому, что значительное количество отраслей подконтрольно очень небольшой группе крупных игроков. Однако мало кто знает, что и рынок нефтеперевозок точно так же монополизирован и вполне может использоваться для манипулирования ценами.
Рынок перевозок нефтепродуктов в Казахстане подконтролен компании «PTC Operator», контролирующей девять тысяч вагонов-цистерн и гарантирующей возможность их использования другими субъектами топливного комплекса на экономически равных условиях. О том, что компания-монополист ставит нефтетрейдерам равные условия доступа к своим услугам, она уведомляет Агентство по защите конкуренции. А в целом от стабильности этих поставок зависит национальная безопасность страны.
Однако монополист (как и любой экономический игрок) имеет право расторгнуть договоренности о равном доступе нефтетрейдеров к транспортной инфраструктуре с предварительным уведомлением. Чего, с учетом монополизации рынка перевозок, явно недостаточно для поиска других схем поставок топлива. Вся эта схема позволяет произвольно оказывать давление на участников рынка через доступ к транспортно-логистической инфраструктуре. Да и в целом ставит профильные государственные органы в сложное положение: все-таки на кону стоит вопрос национальной безопасности.
Основные нефтеперерабатывающие предприятия страны неоднократно поднимали эту проблему и обращались к Агентству по защите конкуренции с предложением разрешить НПЗ самостоятельно нанимать перевозчиков сырья и операторов железнодорожной инфраструктуры для стабильного снабжения. Давление монополиста привело к существенному повышению цен на рынке транспортно-логистических услуг, и, как следствие, НПЗ заинтересованы в самостоятельном выходе на этот рынок. Однако АЗК РК затягивает с ответом – на сегодняшний день нефтеперерабатывающие предприятия не получили согласия агентства на доступ к транспортно-экспедиционным услугам.
Складывается впечатление, что в сохранении монопольного положения «PTC Operator» на рынке нефтеперевозок заинтересовано очень много влиятельных фигур из «старой элиты», неспособных (или не желающих) работать по новым правилам игры. Но долго терпеть такую зависимость от настроений монополистов государство не имеет права – в конце концов, речь идет о поддержании социальной стабильности.
Похожие статьи
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Приговор Бишимбаеву: был ли он политически мотивированным?
17.05.2024, автор Сауле Исабаева.