24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Россия, Казахстан или Европа: что выберут мигранты из Средней Азии?
30.07.2024, автор Сауле Исабаева.
RU
KZ
EN
После теракта в «Крокус Сити Холле» власти России начали рассматривать возможность ужесточения своей миграционной политики, которая и без того была рестриктивной. На этом фоне появились разговоры о том, что немалая часть гастарбайтеров из региона, прежде именовавшегося Средней Азией, может уже в ближайшие месяцы переориентироваться на Казахстан. Вероятность такого сценария и его последствия для нашей страны мы решили снова обсудить с экспертами по миграции.
Почему снова? Потому что буквально за месяц до теракта SPIK уже поднимал эту тему. Помимо роста антимигрантских настроений в РФ (что стало устойчивой тенденцией), в качестве довода называлось ослабление рубля, из-за чего средние зарплаты в России и Казахстане почти сравнялись – около 800 долларов США. По логике, данный фактор мог бы стимулировать приток в РК трудовых мигрантов из других государств Центральной Азии, расположенных южнее, ведь им наша страна ближе территориально, удобнее в плане схожести языков. Кроме того, пребывание здесь обойдется приезжающим дешевле.
Однако тогда опрошенные нами эксперты опровергли прогнозы относительно массового наплыва гастарбайтеров в РК. По их мнению, серьезным ограничителем по-прежнему служит слабость отечественной экономики и, как следствие, низкая привлекательность казахстанского рынка труда.
Тем временем на рассмотрение Госдумы поступили 25 законопроектов, касающихся контроля за миграцией, о чем на днях сообщил ее спикер Вячеслав Володин, назвавший эту тему «приоритетной». Как пишут российские СМИ, по сути, власти подменили борьбу с терроризмом борьбой с мигрантами. На данный момент уже десятки регионов РФ ввели запреты на использование труда иностранцев. Плюс продолжаются проверки на улицах, рейды на предприятиях, увольнения, развороты на границе, отправка на войну в Украине под угрозой выдворения и т.д. Вследствие такого давления с начала апреля только в Санкт-Петербурге число соискателей рабочих мест из Таджикистана сократилось на 60%, из Узбекистана — на 40%. По прогнозам экспертов, сотни тысяч выходцев из ЦА поедут на заработки в другие страны Азии, а десятки тысяч — в Европу.
А как же Казахстан? Способен ли он стать альтернативным рынком для трудовых мигрантов?
Елена Садовская, международный эксперт по миграции:
«РФ подает нам пример того, какой не должна быть миграционная политика»
- Более высокие зарплаты, чем на родине, возможность посылать денежные переводы своим родным – это важный, но не главный фактор, способный привлечь трудовых мигрантов из стран Центральной Азии в Казахстан. Да и не мне вам объяснять, что «средняя зарплата в РК составляет 800 долларов» - миф. Не менее важную роль в выборе Казахстана играют географическая близость; дешевизна проезда; возможность посещать родственников во время сезонной работы; наличие этнических диаспор и уже сформировавшихся экономических ниш и анклавов, готовых принять мигрантов; мигрантские сети и т.д. С точки зрения «внутренней географии» главный магнит для мигрантов – это, конечно, Алматы, затем Астана, города на западе и в других регионах, где оплата труда действительно выше.
Я уже не упоминаю такие факторы, как этнокультурная близость, включая религиозную, схожесть языков, распространенность русского языка для межличностных коммуникаций. Немаловажно и то, что технические и рабочие стандарты, скажем, в строительстве, сельском хозяйстве, других отраслях не сильно изменились с советских времен, особенно в сегменте малоквалифицированного труда, где заняты мигранты. Поэтому они продолжат приезжать в нашу страну на работу. Кстати, Казахстан привлекает не только не- и малоквалифицированную рабочую силу, но и высококвалифицированных специалистов и менеджеров среднего и высшего звена, а также иностранный бизнес.
В России же «работают» несколько причин и факторов. Самым главным притягивающим из них является острая потребность в рабочей силе на фоне убыли трудоспособного населения (и депопуляции населения в целом), которая в ближайшие годы будет только нарастать. На начало 2024 года дефицит кадров в РФ составил 4,8 млн работников. Его испытывают 9 из каждых 10 российских компаний. Высок спрос на водителей, продавцов, операторов, рабочих в строительстве. Как предсказывают экономисты, нехватка работников будет нарастать в сельском хозяйстве, строительстве, жилищно-коммунальном секторе. А это как раз те отрасли, где занято много трудовых мигрантов из ЦА, несмотря на низкую оплату, тяжелые и небезопасные условия труда.
Основным же «выталкивающим» фактором в РФ остается драконовская миграционная политика, особенно в отношении таджикских и других центральноазиатских мигрантов (граждан Казахстана она затрагивает в меньшей степени), которая ужесточилась после теракта в «Крокус Сити Холле». Доказательством тому служат в том числе многочисленные видео, слитые в сеть, о рейдах и задержаниях.
Что касается законопроекта о регулировании миграции, то в России он разрабатывался уже несколько лет и никогда не был направлен на либерализацию правил пребывания трудовых мигрантов и защиту их прав. В нынешнем его варианте резко усиливается контроль за ними: вводятся «реестр» контролируемых лиц (нарушивших правила пребывания в стране) и процедура «режим высылки». Кроме того, расширяется перечень причин, по которым иностранным гражданам могут отказать во въезде; они должны будут проходить дактилоскопию, а срок их пребывания в РФ составит всего до 90 суток в год.
На протяжении многих лет российские ученые, общественные деятели, правозащитники ратовали за то, чтобы регулированием миграции, в том числе трудовой, занималось гражданское ведомство - Минтруда или специально созданный уполномоченный орган. Но оно продолжает оставаться в ведении МВД, представители которого могут в любой момент проверить любого мигранта и самостоятельно принять решение о его высылке, хотя раньше это происходило только по решению суда. Очевидно, что такая политика может привести к беспрецедентному росту в России коррупции, которая в сфере миграции и ранее была очень высокой.
Важно также отметить, что правительства центральноазиатских стран сделали и делают очень многое (по сравнению с предшествующим периодом) для того, чтобы наладить легальный экспорт своей рабочей силы в страны Европы, Ближнего Востока, Северной Америки и тем самым хоть как-то снизить давление на внутренний рынок труда. К примеру, в прошлом году около четверти всех сезонных рабочих, занятых на уборке урожая в Великобритании, приехали из ЦА...
Ключевые направления миграционной политики в РК – это законодательное и институциональное, в том числе развитие широкого круга посреднических служб по трудоустройству, частных агентств занятости. Они помогают в предвыездной подготовке мигрантов, легальном трудоустройстве как казахстанских трудовых эмигрантов, так и трудящихся - иммигрантов из-за рубежа. Важно, чтобы трудовая миграция в РК была организованной и в рамках закона, а для этого необходим целый комплекс мер, которые можно назвать системными, но это уже тема отдельного разговора.
Тогжан Кизатова, правозащитница:
«Они соглашаются работать даже на оккупированных территориях»
- Считаю, что Казахстану наплыв мигрантов не угрожает. Да, страна испытывает дефицит рабочей силы. Но 800 долларов в месяц - недосягаемая зарплата даже для местных рабочих, не говоря уже о приезжающих из других стран Центральной Азии. Не платят им такие деньги наши работодатели. Поэтому мигранты продолжат делать выбор в пользу России. Тем более что после паводков там очень много работы и платят несравнимо выше, чем у нас.
А антимигрантская риторика в России звучит давно, принимаются соответствующие законы. Однако это страна, в которой они не исполняются. Как говорится, если нельзя, но очень хочется, то можно... Работать-то некому. Гастарбайтеров не останавливает даже вероятность того, что их могут забрать на войну с Украиной. Многие соглашаются поехать на заработки в том числе на оккупированные территории, поскольку там платят существенно больше, чем в самой РФ.
Почему снова? Потому что буквально за месяц до теракта SPIK уже поднимал эту тему. Помимо роста антимигрантских настроений в РФ (что стало устойчивой тенденцией), в качестве довода называлось ослабление рубля, из-за чего средние зарплаты в России и Казахстане почти сравнялись – около 800 долларов США. По логике, данный фактор мог бы стимулировать приток в РК трудовых мигрантов из других государств Центральной Азии, расположенных южнее, ведь им наша страна ближе территориально, удобнее в плане схожести языков. Кроме того, пребывание здесь обойдется приезжающим дешевле.
Однако тогда опрошенные нами эксперты опровергли прогнозы относительно массового наплыва гастарбайтеров в РК. По их мнению, серьезным ограничителем по-прежнему служит слабость отечественной экономики и, как следствие, низкая привлекательность казахстанского рынка труда.
Плюс у нас действуют квоты на привлечение иностранной рабочей силы, что тоже сдерживает ее приток. Хотя на практике это требование часто игнорируется, если судить по многочисленным случаям задержания нелегальных мигрантов. По некоторым данным, более половины граждан соседних стран ЦА работают здесь без договоров с работодателями. И сегодня у нашего государства нет эффективных инструментов для регулирования этих теневых процессов.
Тем временем на рассмотрение Госдумы поступили 25 законопроектов, касающихся контроля за миграцией, о чем на днях сообщил ее спикер Вячеслав Володин, назвавший эту тему «приоритетной». Как пишут российские СМИ, по сути, власти подменили борьбу с терроризмом борьбой с мигрантами. На данный момент уже десятки регионов РФ ввели запреты на использование труда иностранцев. Плюс продолжаются проверки на улицах, рейды на предприятиях, увольнения, развороты на границе, отправка на войну в Украине под угрозой выдворения и т.д. Вследствие такого давления с начала апреля только в Санкт-Петербурге число соискателей рабочих мест из Таджикистана сократилось на 60%, из Узбекистана — на 40%. По прогнозам экспертов, сотни тысяч выходцев из ЦА поедут на заработки в другие страны Азии, а десятки тысяч — в Европу.
А как же Казахстан? Способен ли он стать альтернативным рынком для трудовых мигрантов?
Елена Садовская, международный эксперт по миграции:
«РФ подает нам пример того, какой не должна быть миграционная политика»
- Более высокие зарплаты, чем на родине, возможность посылать денежные переводы своим родным – это важный, но не главный фактор, способный привлечь трудовых мигрантов из стран Центральной Азии в Казахстан. Да и не мне вам объяснять, что «средняя зарплата в РК составляет 800 долларов» - миф. Не менее важную роль в выборе Казахстана играют географическая близость; дешевизна проезда; возможность посещать родственников во время сезонной работы; наличие этнических диаспор и уже сформировавшихся экономических ниш и анклавов, готовых принять мигрантов; мигрантские сети и т.д. С точки зрения «внутренней географии» главный магнит для мигрантов – это, конечно, Алматы, затем Астана, города на западе и в других регионах, где оплата труда действительно выше.
Я уже не упоминаю такие факторы, как этнокультурная близость, включая религиозную, схожесть языков, распространенность русского языка для межличностных коммуникаций. Немаловажно и то, что технические и рабочие стандарты, скажем, в строительстве, сельском хозяйстве, других отраслях не сильно изменились с советских времен, особенно в сегменте малоквалифицированного труда, где заняты мигранты. Поэтому они продолжат приезжать в нашу страну на работу. Кстати, Казахстан привлекает не только не- и малоквалифицированную рабочую силу, но и высококвалифицированных специалистов и менеджеров среднего и высшего звена, а также иностранный бизнес.
В России же «работают» несколько причин и факторов. Самым главным притягивающим из них является острая потребность в рабочей силе на фоне убыли трудоспособного населения (и депопуляции населения в целом), которая в ближайшие годы будет только нарастать. На начало 2024 года дефицит кадров в РФ составил 4,8 млн работников. Его испытывают 9 из каждых 10 российских компаний. Высок спрос на водителей, продавцов, операторов, рабочих в строительстве. Как предсказывают экономисты, нехватка работников будет нарастать в сельском хозяйстве, строительстве, жилищно-коммунальном секторе. А это как раз те отрасли, где занято много трудовых мигрантов из ЦА, несмотря на низкую оплату, тяжелые и небезопасные условия труда.
Москвичи, жители других больших городов не очень-то стремятся занять эти непрестижные рабочие места. Но кому-то ведь придется убирать улицы, строить дома, собирать урожай… Это как раз тот случай, когда объективные экономические и социальные потребности пробивают себе дорогу через любые преграды. Поэтому привлечение рабочей силы из-за рубежа все равно сохранится, и часть ее будет из стран Центральной Азии. Хотя, истины ради, война сделала этот фактор поливариантным.
Основным же «выталкивающим» фактором в РФ остается драконовская миграционная политика, особенно в отношении таджикских и других центральноазиатских мигрантов (граждан Казахстана она затрагивает в меньшей степени), которая ужесточилась после теракта в «Крокус Сити Холле». Доказательством тому служат в том числе многочисленные видео, слитые в сеть, о рейдах и задержаниях.
Что касается законопроекта о регулировании миграции, то в России он разрабатывался уже несколько лет и никогда не был направлен на либерализацию правил пребывания трудовых мигрантов и защиту их прав. В нынешнем его варианте резко усиливается контроль за ними: вводятся «реестр» контролируемых лиц (нарушивших правила пребывания в стране) и процедура «режим высылки». Кроме того, расширяется перечень причин, по которым иностранным гражданам могут отказать во въезде; они должны будут проходить дактилоскопию, а срок их пребывания в РФ составит всего до 90 суток в год.
На протяжении многих лет российские ученые, общественные деятели, правозащитники ратовали за то, чтобы регулированием миграции, в том числе трудовой, занималось гражданское ведомство - Минтруда или специально созданный уполномоченный орган. Но оно продолжает оставаться в ведении МВД, представители которого могут в любой момент проверить любого мигранта и самостоятельно принять решение о его высылке, хотя раньше это происходило только по решению суда. Очевидно, что такая политика может привести к беспрецедентному росту в России коррупции, которая в сфере миграции и ранее была очень высокой.
Важно также отметить, что правительства центральноазиатских стран сделали и делают очень многое (по сравнению с предшествующим периодом) для того, чтобы наладить легальный экспорт своей рабочей силы в страны Европы, Ближнего Востока, Северной Америки и тем самым хоть как-то снизить давление на внутренний рынок труда. К примеру, в прошлом году около четверти всех сезонных рабочих, занятых на уборке урожая в Великобритании, приехали из ЦА...
Какие могут быть риски для Казахстана в связи с ужесточением миграционных законов в России? У нас нет таких острых демографических проблем и нехватки трудовых ресурсов, как там, хотя потребность в высококвалифицированных специалистах велика. Трудовые мигранты приезжают к нам, как правило, из бедных стран, чтобы заработать деньги и отослать родным. По возможности легально. И главная задача принимающей страны – создать для этого правовое поле. Все страшилки про «нелегальную миграцию» (кроме реальной угрозы экспорта криминала в страну), чрезмерная секьюритизация миграции за счет увеличения проверок, оперативных рейдов и тому подобного должны быть переосмыслены. И РФ подает нам всем пример того, как не должна осуществляться миграционная политика.
Ключевые направления миграционной политики в РК – это законодательное и институциональное, в том числе развитие широкого круга посреднических служб по трудоустройству, частных агентств занятости. Они помогают в предвыездной подготовке мигрантов, легальном трудоустройстве как казахстанских трудовых эмигрантов, так и трудящихся - иммигрантов из-за рубежа. Важно, чтобы трудовая миграция в РК была организованной и в рамках закона, а для этого необходим целый комплекс мер, которые можно назвать системными, но это уже тема отдельного разговора.
Тогжан Кизатова, правозащитница:
«Они соглашаются работать даже на оккупированных территориях»
- Считаю, что Казахстану наплыв мигрантов не угрожает. Да, страна испытывает дефицит рабочей силы. Но 800 долларов в месяц - недосягаемая зарплата даже для местных рабочих, не говоря уже о приезжающих из других стран Центральной Азии. Не платят им такие деньги наши работодатели. Поэтому мигранты продолжат делать выбор в пользу России. Тем более что после паводков там очень много работы и платят несравнимо выше, чем у нас.
А антимигрантская риторика в России звучит давно, принимаются соответствующие законы. Однако это страна, в которой они не исполняются. Как говорится, если нельзя, но очень хочется, то можно... Работать-то некому. Гастарбайтеров не останавливает даже вероятность того, что их могут забрать на войну с Украиной. Многие соглашаются поехать на заработки в том числе на оккупированные территории, поскольку там платят существенно больше, чем в самой РФ.
Похожие статьи
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
Не будет ли наплыва в Казахстан гастарбайтеров из Средней Азии?
21.02.2024, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Приговор Бишимбаеву: был ли он политически мотивированным?
17.05.2024, автор Сауле Исабаева.