АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Акимам Жетысуской и других южных областей слова президента не указ?

Акимам Жетысуской и других южных областей слова президента не указ?

12.08.2024, автор Бауыржан Маханов.

RU KZ EN
Много ли найдётся в мире стран, где к памятникам материальной культуры прошлого относятся столь же наплевательски, а зачастую даже варварски, как в Казахстане? С одной стороны, государство тратит немалые деньги на археологические раскопки, на поиск исторических артефактов, а с другой, мы сами разрушаем то, что наши далёкие предки оставили в качестве зримых свидетельств своего существований и что требует от нас просто бережного к ним отношения.

Речь идёт о петроглифах – изображениях на скалах и камнях, по которым можно получить представление о том, как жили и чем занимались люди за несколько тысячелетий до наступления новой эры. В Казахстане они особенно часто встречаются на юге страны – на пространстве длиной примерно в тысячу километров от начала нижнего течения Сырдарьи (западные предгорья Каратау) до границы с Китаем.

… На территории Шиелийского района, что на востоке Кызылординской области, есть урочище Сауыскандык. В своё время там обнаружили много петроглифов, в которых древние люди, населявшие эти места, отразили самые разнообразные сюжеты своей жизни и то, что их окружало. На скалах и камнях можно увидеть изображения батальных сцен, религиозных ритуалов, животных, картины быта… Причём выполнены они различными способами: одни нацарапаны, другие выбиты явно с использованием каких-то инструментов – видимо, металлических. Размеры отдельных рисунков достигают трёх-четырёх метров, что в регионе Центральной Азии встречается довольно редко.

В одной из научных статей, которая была опубликована в 2020 году, её автор утверждал: «Большая концентрация уникальных и разновременных петроглифов на участке береговой полосы протяженностью в 5 км ставит Сауыскандык в один ряд с такими выдающимися памятниками наскального искусства, как Тамгалы, Ешкиольмес и Арпаозен, поэтому представляется возможным создание на его базе историко-культурного заповедника». Здесь следует добавить, что Тамгалы (или Танбалы), расположенное на территории нынешней Алматинской области, двадцать лет назад, в 2004-м, получило статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. Что касается двух других мест, названных учёным, то Ешкиольмес находится в Жетысуской области, а Арпаозен – в Туркестанской.

Но вернёмся к урочищу Сауыскандык. Если изображения, расположенные довольно высоко от земли, остаются нетронутыми, то на других, до которых легко дотянуться, можно увидеть «автографы», оставленные нашими современниками. Хотя на въезде установлен знак, который гласит, что это памятник истории, охраняемый государством. Ладно надписи, выполненные краской, – их можно отмыть специальными растворами. Но ведь есть и немало чем-то нацарапанных, и они, скорее всего, нанесли петроглифам необратимый урон.


Аналогичная ситуация и в соседнем Жанакорганском районе, граничащем с Туркестанской областью. Там в живописном урочище, образованном горной речкой Бесарык, которая течёт с хребтов Каратау, тоже есть наскальные изображения. Одно из них представляет особый интерес: на нём человек, сопровождаемый псом, ведёт верблюда, а на них нападают два хищника, похожие на львов. К счастью, до этого рисунка вандалы пока не добрались, но на соседних, изображающих архаров (горных баранов), можно увидеть сделанные ими надписи.

В 2008-м на территории Жамбылской области был обнаружен целый комплекс наскальных рисунков, протянувшийся на несколько километров и получивший название Аккайнар. Самые древние из них учёные относят к третьему-четвёртому тысячелетиям до нашей эры. Недалеко располагается военный полигон, действующий ещё со времён существования СССР. Так вот, многие петроглифы обезображены как советскими солдатами, так и «доблестными» представителями Вооружённых сил уже независимого Казахстана – встречается немало относительно свежих надписей, причём некоторые указывают на годы службы тех, кто это сделал.

Конечно, с подобными проявлениями бескультурья и даже дикости нужно бороться, показательно наказывать виновных, делать такие факты достоянием широкой общественности, как это произошло немногим больше месяца назад в случае с казахстанским туристом, который, находясь в Италии, в Помпеях, вырезал своё имя на стене Дома Цеев в Археологическом парке. К сожалению, случаи вандализма, совершаемого нашими соотечественниками на родине, не получают должного резонанса и активного общественно порицания.

Наверняка подобные факты будут иметь место и впредь, поскольку все места концентрации петроглифов не огородишь заборами, за всеми гражданами не уследишь – а, как известно, в семье не без урода. Тем более в условиях, когда на наших глазах происходит культурная деградация общества, когда многие родители перестали объяснять своим детям, «что такое хорошо и что такое плохо», когда образовательные учреждения, по сути, не занимаются воспитательной работой.


В сложившейся ситуации остаётся уповать на «карающую силу закона». Чуть больше месяца назад президент РК завизировал законодательные новшества, которыми предусматривается в том числе усиление ответственности за «умышленное уничтожение или повреждение памятников истории, культуры и других объектов, взятых под охрану государства». Остановит ли это вандалов? Поживём-увидим.

Но одно дело, когда сохранности таких объектов угрожают отдельные индивиды, не получившие должного воспитания, и другое – когда их разрушение происходит, можно сказать, с благословения местных властей. С этой точки зрения показательной является история с петроглифами Архарлы – горного перевала на территории Кербулакского района Жетысуской области.

Наскальные изображения, в том числе относимые учёными к бронзовому веку, были обнаружены там в 2017-м. Есть предположение, что их было намного больше, чем ныне имеющиеся. Значительная часть рисунков, говорят специалисты и энтузиасты, занимающиеся защитой исторических памятников, безвозвратно исчезла в результате разработки карьеров щебня и гравия, а также взрывных работ, проводившихся ради добычи каменных плит. И хотя государство взяло эти объекты под свою защиту, хозяйственная деятельность, несущая им непосредственную угрозу, продолжается по сей день. А выдача разрешений на неё является прерогативой местных госорганов.

На протяжении шести последних лет группа неравнодушных людей, поставивших своей целью спасение древних изображений, ходатайствует перед акиматом сначала Алматинской, а с 2022-го выделившейся из её состава Жетысуской области относительно совместных усилий по созданию парка петроглифов под открытым небом и в целом по их защите. Вот что написал в социальных сетях один из активистов: «Акимы меняются, но, к сожалению, наши обращения игнорируются. Аким области Жетісу ни разу не вышел на диалог с общественностью по этой проблеме».

А ведь глава региона Бейбит Исабаев, о котором идёт речь, – гуманитарий по специальности, одно время даже занимал должность вице-министра культуры. Почему он спокойно взирает на то, что происходит с памятниками древности на вверенной ему территории? Почему даже после публикаций в СМИ о фактах их разрушения он не дал команду всерьёз заняться проблемой, не ориентировал должным образом соответствующие госорганы, находящиеся в его подчинении, а также правоохранителей? Не просматривается каких-то активных усилий в этом направлении и со стороны Министерства культуры, возглавляемого Аидой Балаевой.


Выходит, для них не указ слова главы государства? Напомним цитату из выступления Касым-Жомарта Токаева на состоявшемся весной нынешнего года третьем заседании Национального курултая: «Казахстан неслучайно называют страной петроглифов. Эти памятники наскальной живописи представляют собой тысячелетнюю летопись степной цивилизации. Но в последние годы некоторые петроглифы разрушаются под предлогом нужд строительной отрасли. Мы должны защитить от уничтожения наши уникальные исторические объекты. Поручаю компетентным органам принять все необходимые для этого меры»...

Похожие статьи

Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Политические реформы Токаева: что они дали и почему поставлены «на паузу»?
10.06.2024, автор Замир Каражанов.
Что должно быть в приоритете – знание казахского языка или профессионализм?
5.07.2024, автор Сауле Исабаева.
Что больше всего разочаровало казахстанцев в уходящем году?
29.12.2023, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Взгляд » Акимам Жетысуской и других южных областей слова президента не указ?