1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Почему в Казахстане все чаще кумирами становятся шарлатаны и популисты?
11.09.2024, автор Сауле Исабаева.
RU
KZ
EN
Считается, что об уровне цивилизованности общества можно судить по тому, кого оно выбирает себе в кумиры, то есть в ком видит ориентир с точки зрения правильных взглядов и поведения. Казахстан в этом плане, увы, становится не самым лучшим примером, ведь роль моральных авторитетов у нас все чаще достается шарлатанам и популистам, а не, скажем, талантливым ученым, героям труда, людям, занимающимся полезной для страны подвижнической деятельностью.
На прошлой неделе Казнет облетело видео с визитом в одно из сел Жамбылской области «целительницы» Гульсары Суазкызы, которую в народе называют «царицей Томирис». Оно вызвало широкий резонанс в соцсетях, причем комментаторов возмутила не столько сама его героиня, вышедшая к своим почитателям в царском одеянии и с личной свитой из школьников, певцов, журналистов (психопортрет этой якобы целительницы требует отдельного разбора), а сколько то, как ее чествовали местные жители - с цветами, овациями, концертом и пышным застольем.
И ведь это далеко не первый подобный случай. Можно вспомнить, как менее года назад в Атырауской и других областях страны восторженно, с возгласами «Аллаху акбар!» встречали молодого проповедника Нурсултана Рысмаганбетулы (его уже называют “устазом” – наставником), нередко в своих уагызах ходящего, что называется, на грани, за которой начинается радикальный ислам. Или как продолжают превозносить небезызвестного Сары-аулие (якобы святого и целителя) – даже после публичных откровений его дочери о, мягко говоря, недостойных поступках, которые он совершал.
Напрашиваются вопросы. Откуда это в современных казахах? Почему для нас моральными авторитетами становятся подобные персонажи, и мы слепо доверяем им? Что стало причиной такой нашей трансформации? Есть ли смысл с этим бороться или уже бесполезно? И если да, то кто должен возглавить эту борьбу и какие методы использовать? Поразмышлять об этом мы попросили наших экспертов.
Марат Толибаев, общественный деятель, бизнесмен, инвестор:
«Нужно больше просвещать людей»
- Не думаю, что такое поведение характерно только для казахов и только для тех, кто живет в наши дни. Человеческой натуре вообще свойственно искать некие примеры для подражания и поклонения. Так было всегда на протяжении истории человечества.
Например, я считаю, что так называемые пророки Иисус и Мухаммед идеализированы людьми. Даже не их современниками, а больше потомками. На самом деле любой человек имеет слабости и недостатки, может ошибаться и даже совершать грехи. Но толпа жаждет кумиров, хочет видеть идеальную картинку, то есть человека, лишенного недостатков, чтобы потом его боготворить. И такие идолы время от времени появляются в любом обществе. Имеющие разную степень влияния, представляющие разные сферы деятельности. Это могут быть воины, политики, спортсмены, артисты, духовные лидеры и так далее.
Как с этим бороться? На мой взгляд, нужно просто больше просвещать население. Чем граждане образованнее, тем менее они падки на подражание и поклонение другим людям и тем труднее сподвигнуть их на слепую веру в какую-либо идею.
Конечно, в обществе должны быть яркие личности, лидеры мнений, моральные авторитеты. Но доверие и уважение к ним нельзя превращать в слепое поклонение. Необходимо всегда сохранять трезвый ум и критическое мышление, не принимать на веру любое слово или действие пусть даже уважаемой персоны. Если такой человек ошибается, то нужно иметь здравый рассудок, чтобы понять это и подвергнуть критике его высказывания или поведение.
Только образованное, просвещенное и здравомыслящее общество может достичь прогресса и процветания.
Мурат Абулгазин, независимый аналитик-международник:
«Природа не терпит пустоты»
Выражение древнегреческого философа Аристотеля «природа не терпит пустоты» уже давно, и тем более в современном мире, приобрело иносказательный характер и используется в различных жизненных ситуациях. Его применение наиболее верным видится при оценке социально-экономического и морального состояний обществ, переживающих смену этапов исторического развития (в марксизме - «общественно-политических формаций») и теряющих традиционные экономические источники и нравственные ориентиры.
Мировая история свидетельствует, что именно в такие транзитные периоды общества подвергаются наибольшим экономическим и военным потрясениям, а их естественные потребности из-за ослабления или вовсе отсутствия внимания со стороны властей обостряются до крайности и удовлетворяются любыми нечистоплотными – в прямом и переносном смыслах – предложениями. Это аксиома, которая не опровергается даже самой изощренной пропагандой и показухой.
Можно поискать примеры из истории самых разных стран, но наиболее понятными и близкими нам являются события, сопровождавшие крах Российской империи и возникновение советского государства, а позже и распад СССР. На обоих этих переломных этапах вследствие войн и обострения социально-экономических проблем вкупе с идеологической дезориентацией резко и повсеместно активизировались религиозные деятели различного толка, народные целители, колдуны и экстрасенсы, формировались новые направления в искусстве и науке, политике и культуре, усиливались нетрадиционные модели поведения, множились случаи спекулятивного и мошеннического предпринимательства.
К примеру, в относительно спокойное для СССР время государственные органы всегда находили время и силы, чтобы преследовать или пресекать альтернативные проявления в политике, экономике, идеологии, культуре. Тогда как начавшийся в конце 1980-х транзитный период характеризовался ослаблением государственного контроля над всеми сферами жизнедеятельности. Происходило это под лозунгами демократических и рыночных реформ, но в реальности главной подоплекой была развернувшаяся между правящими группами борьба за власть и за контроль над госсобственностью. Население же оказалось предоставлено само себе, что и привело к соответствующим последствиям.
Сегодня мы видим, что казахстанская «транзитная история» явно тянется с того времени, при этом сохраняются все те же проблемы, связанные с политической борьбой и коррупцией, социально-экономическими процессами и, естественно, морально-нравственным состоянием общества. Падение доверия к государству, низкое качество жизни, особенно на селе, неуверенность людей в завтрашнем дне продолжают создавать благоприятную почву для деятельности разного рода проходимцев и мошенников, увлечения наших соотечественников нетрадиционными верованиями и псевдо-учениями. Иными словами, спрос рождает предложения.
Бороться с подобными проявлениями должны совместно государство и гражданское общество. Только их объединенные усилия и системная работа «по всем фронтам» позволят переломить негативную тенденцию.
На прошлой неделе Казнет облетело видео с визитом в одно из сел Жамбылской области «целительницы» Гульсары Суазкызы, которую в народе называют «царицей Томирис». Оно вызвало широкий резонанс в соцсетях, причем комментаторов возмутила не столько сама его героиня, вышедшая к своим почитателям в царском одеянии и с личной свитой из школьников, певцов, журналистов (психопортрет этой якобы целительницы требует отдельного разбора), а сколько то, как ее чествовали местные жители - с цветами, овациями, концертом и пышным застольем.
Самое печальное, что в роли организаторов торжественного приема выступили в том числе учителя, люди, призванные нести свет просвещения и прогресса, а состоялся он в стенах школы – государственного, светского учреждения, где, по идее, должны быть под запретом любые мероприятия, пропагандирующие религию и тем более оккультизм.
И ведь это далеко не первый подобный случай. Можно вспомнить, как менее года назад в Атырауской и других областях страны восторженно, с возгласами «Аллаху акбар!» встречали молодого проповедника Нурсултана Рысмаганбетулы (его уже называют “устазом” – наставником), нередко в своих уагызах ходящего, что называется, на грани, за которой начинается радикальный ислам. Или как продолжают превозносить небезызвестного Сары-аулие (якобы святого и целителя) – даже после публичных откровений его дочери о, мягко говоря, недостойных поступках, которые он совершал.
Напрашиваются вопросы. Откуда это в современных казахах? Почему для нас моральными авторитетами становятся подобные персонажи, и мы слепо доверяем им? Что стало причиной такой нашей трансформации? Есть ли смысл с этим бороться или уже бесполезно? И если да, то кто должен возглавить эту борьбу и какие методы использовать? Поразмышлять об этом мы попросили наших экспертов.
Марат Толибаев, общественный деятель, бизнесмен, инвестор:
«Нужно больше просвещать людей»
- Не думаю, что такое поведение характерно только для казахов и только для тех, кто живет в наши дни. Человеческой натуре вообще свойственно искать некие примеры для подражания и поклонения. Так было всегда на протяжении истории человечества.
Например, я считаю, что так называемые пророки Иисус и Мухаммед идеализированы людьми. Даже не их современниками, а больше потомками. На самом деле любой человек имеет слабости и недостатки, может ошибаться и даже совершать грехи. Но толпа жаждет кумиров, хочет видеть идеальную картинку, то есть человека, лишенного недостатков, чтобы потом его боготворить. И такие идолы время от времени появляются в любом обществе. Имеющие разную степень влияния, представляющие разные сферы деятельности. Это могут быть воины, политики, спортсмены, артисты, духовные лидеры и так далее.
Нужно ли с этим бороться? Считаю: да, нужно. Потому что любое идеализирование кого бы то ни было и идолопоклонство приводят, в конце концов, к слепой вере и манипулированию толпой. А слепую толпу можно направить в любое русло, в том числе и в деструктивное.
Как с этим бороться? На мой взгляд, нужно просто больше просвещать население. Чем граждане образованнее, тем менее они падки на подражание и поклонение другим людям и тем труднее сподвигнуть их на слепую веру в какую-либо идею.
Конечно, в обществе должны быть яркие личности, лидеры мнений, моральные авторитеты. Но доверие и уважение к ним нельзя превращать в слепое поклонение. Необходимо всегда сохранять трезвый ум и критическое мышление, не принимать на веру любое слово или действие пусть даже уважаемой персоны. Если такой человек ошибается, то нужно иметь здравый рассудок, чтобы понять это и подвергнуть критике его высказывания или поведение.
Только образованное, просвещенное и здравомыслящее общество может достичь прогресса и процветания.
Мурат Абулгазин, независимый аналитик-международник:
«Природа не терпит пустоты»
Выражение древнегреческого философа Аристотеля «природа не терпит пустоты» уже давно, и тем более в современном мире, приобрело иносказательный характер и используется в различных жизненных ситуациях. Его применение наиболее верным видится при оценке социально-экономического и морального состояний обществ, переживающих смену этапов исторического развития (в марксизме - «общественно-политических формаций») и теряющих традиционные экономические источники и нравственные ориентиры.
Мировая история свидетельствует, что именно в такие транзитные периоды общества подвергаются наибольшим экономическим и военным потрясениям, а их естественные потребности из-за ослабления или вовсе отсутствия внимания со стороны властей обостряются до крайности и удовлетворяются любыми нечистоплотными – в прямом и переносном смыслах – предложениями. Это аксиома, которая не опровергается даже самой изощренной пропагандой и показухой.
Можно поискать примеры из истории самых разных стран, но наиболее понятными и близкими нам являются события, сопровождавшие крах Российской империи и возникновение советского государства, а позже и распад СССР. На обоих этих переломных этапах вследствие войн и обострения социально-экономических проблем вкупе с идеологической дезориентацией резко и повсеместно активизировались религиозные деятели различного толка, народные целители, колдуны и экстрасенсы, формировались новые направления в искусстве и науке, политике и культуре, усиливались нетрадиционные модели поведения, множились случаи спекулятивного и мошеннического предпринимательства.
К примеру, в относительно спокойное для СССР время государственные органы всегда находили время и силы, чтобы преследовать или пресекать альтернативные проявления в политике, экономике, идеологии, культуре. Тогда как начавшийся в конце 1980-х транзитный период характеризовался ослаблением государственного контроля над всеми сферами жизнедеятельности. Происходило это под лозунгами демократических и рыночных реформ, но в реальности главной подоплекой была развернувшаяся между правящими группами борьба за власть и за контроль над госсобственностью. Население же оказалось предоставлено само себе, что и привело к соответствующим последствиям.
Сегодня мы видим, что казахстанская «транзитная история» явно тянется с того времени, при этом сохраняются все те же проблемы, связанные с политической борьбой и коррупцией, социально-экономическими процессами и, естественно, морально-нравственным состоянием общества. Падение доверия к государству, низкое качество жизни, особенно на селе, неуверенность людей в завтрашнем дне продолжают создавать благоприятную почву для деятельности разного рода проходимцев и мошенников, увлечения наших соотечественников нетрадиционными верованиями и псевдо-учениями. Иными словами, спрос рождает предложения.
Таким образом, появление в публичном пространстве Казахстана всевозможных целителей, равно как и аферистов всех мастей, стало, пусть и нездоровой, но естественной реакцией общества на положение дел в стране. К примеру, преклонение перед персонажами вроде «царицы Томирис» в Жамбылской области – вполне типичное для нашего «смутного» времени явление. Особенно в сельской местности, где острее стоят проблемы, связанные с качеством медицинских услуг, ниже уровень школьного образования (и воспитания), слабее контроль со стороны госорганов, в чьей компетенции находится регулирование такого рода процессов.
Бороться с подобными проявлениями должны совместно государство и гражданское общество. Только их объединенные усилия и системная работа «по всем фронтам» позволят переломить негативную тенденцию.
Похожие статьи
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Что должно быть в приоритете – знание казахского языка или профессионализм?
5.07.2024, автор Сауле Исабаева.