АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Рождаемость в РК: о «казахском феномене» и демографических вызовах: часть 2-я

Рождаемость в РК: о «казахском феномене» и демографических вызовах: часть 2-я

Сегодня, 06:28, автор Сауле Исабаева.

RU KZ EN
На прошлой неделе вместе с казахстанскими демографами Жанной Аубакировой и Александром Алексеенко из международного научно-исследовательского центра Digital social research ВКТУ имени Д.Серикбаева мы рассмотрели казахстанские особенности этнодемографического развития. В продолжение темы они расскажут о том, как создавалась новая демографическая система на основе казахского этноса, и поделятся своими прогнозами относительно рождаемости в стране.

Эффект отложенных рождений

- Каковы особенности этой новой демографической системы?

- Изменения, во многом ставшие следствием политических решений, произошли очень быстро - в течение трех десятилетий. 2010-й, на наш взгляд, можно назвать условной точкой отсчета становления репродуктивных установок, определяемых представительницами казахского этноса. В том году казахи обеспечили число рождений в нашей стране на 72,5%, а естественный прирост – на 93,3%. Статистическим отражением этнодемографических эволюций стало то, что в 2010–2021 годах число рождений увеличилось на 21,4% (367,7 тысячи в 2010-м и 446,5 тысячи в 2021-м). При этом динамика роста в городах в 7,1 раз превышала динамику роста в сельской местности (36,3% и 5,1% соответственно). Во многом это объясняется тем, что, по данным переписи населения 2021 года, удельный вес казахов в городах Казахстана составил 67,0%, более половины их были городскими жителями.

То есть казахский этнос все более явно определяет демографические процессы в Казахстане. В некоторой степени это проявляется через призму показателя «очередность рождения». Если в 2010-м среди 367,7 тысячи рожденных первенцы составляли 40,7%, а появившиеся на свет четвертыми и более – 13,5%, то в 2021-м ситуация кардинально изменилась – среди 446,5 тысячи появившихся на свет доля первенцев была 26,8%, а четвертых и более детей - уже 28,0%. Особенно отчетливо эта динамика наблюдалась в городах, где удельный вес рождений четвертого и более детей в семье в 2021 году в сравнении с 2010-м увеличился в 2,8 раза (с 8,5% до 23,8%), тогда как в сельских поселениях – в 1,8 раза (с 19,0% до 34,0%).


Столь существенные изменения очередности рождений в течение десятилетия вряд ли объясняются лишь особенностями демографических установок казашек, доминирующих в репродуктивно активной группе населения. Большое влияние на процесс имеют эволюции возрастной структуры в 2010–2021 годах. За этот период количество женщин в возрасте 20–29 лет сократилось на 17,9%, 15–19-летних стало меньше на 19,7%. Вследствие малочисленности поколения в возрасте до 30 лет, в основном появившегося на свет в кризисные 1990-е годы, снизился удельный вес рождений первого и второго ребенка (с 69,7% в 2010-м до 49,7% в 2021-м).

Тенденцию становления многодетности во многом определяет многочисленное поколение, появившееся на свет в основном в 1980-е. В 2010 году, когда им было 20–29 лет, удельный вес рождений первого и второго ребенка составлял 69,7% от всех случаев. Затем, по мере взросления этого поколения, постепенно увеличивалась доля детей, рожденных третьими (с 16,7% в 2010-м до 21,0% в 2021-м), четвертыми и более (с 13,5% до 28,0%). Суммарный коэффициент рождаемости увеличился на 27,2% и составил в 2021 году 3,32. При этом в городах динамика роста, за редким исключением, выражена более явно.

Таким образом, современные демографические эволюции в значительной мере являются следствием эффекта отложенных рождений. Тенденции многодетности во многом определяют женщины, репродуктивное поведение которых формировалось под влиянием недавнего советского прошлого.

Репродуктивная пустота

- Какие изменения в этом плане ожидаются в ближайшем будущем?

- В скором времени процессы и тенденции рождаемости в Казахстане станут полностью зависеть от поколений, которые появились на свет в период независимости и на которых инерция предшествующих репродуктивных установок оказывает небольшое влияние.

Демографическая ситуация, формирующаяся на новой, суверенной, основе, имеет ряд особенностей. С одной стороны, численность представительниц поколения, появившегося на свет в 1990-е годы, невелика. Поэтому в перспективе число рождений будет уменьшаться, что уже и происходит. Если в 2021 году в Казахстане на свет появились 446,5 тысячи детей, то в 2022-м – 403,5 тысячи, в 2023-м – 388,0 тысячи. Но это не означает, что снижаются и возрастные коэффициенты рождаемости – в 2010–2021 годах они росли во всех группах, за исключением 15–19-летних, особенно в городских поселениях.

Другими словами, если на сто женщин в возрасте 20–24 года в 2010-м приходилось 73 рождения, то в 2021-м – 90. На сто 25–29-летних женщин в 2010 году приходилось 78 рождений, в 2021-м – 101. Как видим, в 2021 году коэффициенты рождаемости у представительниц «нового поколения» (20–29 лет) были существенно выше, чем у поколения 20–29-летних в 2010-м, особенно в городах. А это говорит о том, что в перспективе рождаемость в стране может значительно увеличиться.

- Но ведь и суммарный коэффициент снижается…

- Снижение СКР (3,32 в 2021-м; 3,05 в 2022-м; 2,93 в 2023-м) еще не свидетельствует о становлении тенденции к «европейскому варианту рождаемости». Ситуацию во многом определяет уменьшение численности женщин, находящихся в активном репродуктивном возрасте. Так, поколение 1980-х годов рождения в основном уже исчерпало свой репродуктивный потенциал, их вклад в СКР уменьшился. Поколение 1990-х, в значительной мере определяющее процессы рождаемости в настоящее время, немногочисленно. Представительницы же поколения 2000-х только начинают реализовывать свои репродуктивные возможности, и очень сложно прогнозировать, какими будут их установки на рождаемость. Особенно это касается многочисленного поколения, рожденного после 2010 года.

Сейчас образовалась временная «репродуктивная пустота». В течение нескольких лет процессы воспроизводства будут находиться в «подвешенном» состоянии. И не следует эту временную ситуацию считать точкой отсчета новой тенденции, разрабатывать на ее основе стратегию демографического развития Казахстана. Можно лишь констатировать, что казахи «вобрали в себя» весь диапазон социокультурных представлений современного мира – от традиционных до модернизационных. Но этот набор пока не сложился в какую-то внятную логическую конструкцию. Тем не менее, идет поиск взаимодействия идентичностей, что способно обогатить казахстанский социум.


В целом же, на наш взгляд, объединяющей основой казахского этноса является культурный код, традиционное наследие, не потерянное в советское время и активно поддержанное национально-патриотической риторикой в суверенный период. Важно увидеть, каким образом этот культурный код, в той или иной степени представленный в различных слоях казахского общества, реагирует на динамичные социально-экономические эволюции. Более наглядно эти вариации демонстрирует городское население, формирующее будущие тенденции рождаемости в Казахстане. При этом большое значение имеет то, что сельско-городское пространство страны функционирует как единое целое, переплетенное массой социально-экономических, семейно-культурных нитей. Связывает это пространство не потерявшая своего значения большая традиционная семья.

Три взгляда на материнство и отцовство

- Какие тенденции, связанные с рождаемостью, станут главными в казахской среде в обозримой перспективе?

- Нашим центром проведено социологическое исследование, которое выявило три группы, определяющие, в большей или меньшей мере, процессы рождаемости в современном казахском обществе. Первая из них – так называемая «традиционная», которая дает значительное число рождений. У многих ее представителей отсутствует рациональное объяснение высокой рождаемости, а соответствующие установки основаны на национально-патриотической риторике. Проще говоря, люди считают, что выполняют поставленную государством задачу увеличения численности казахов, за что оно обязано оказывать многодетным семьям всестороннюю поддержку.

То есть данное явление до сих пор актуально, но вполне возможно, что ситуация рано или поздно изменится, и инерция факторов, определяющих рождаемость в данной группе, иссякнет. Причем вместе с этим могут нейтрализоваться и все составные так называемого «казахстанского демографического феномена». Впрочем, перспективы демографического развития страны будет определять не этот, пусть и еще многочисленный, слой казахского социума.

- Следующая группа, надо полагать, более рационально подходит к этому вопросу?

- Да, поэтому условно назовем ее «рациональная рождаемость». Представителей данной группы можно охарактеризовать следующими социальными параметрами: городские, во втором или третьем поколениях, казашки репродуктивного возраста, в большинстве своем имеющие высшее образование. Отношение к числу детей в семье у этих женщин разное, зачастую полярное, поэтому разделим их на две подгруппы.

Первые не планируют большое число рождений и к казахстанским особенностям многодетности в целом относятся отрицательно. Характерными для них являются высокая социальная автономность, отсутствие влияния родственников, а также этнических и религиозных традиций на демографическое поведение.

У вторых отношение к количеству детей в семье тоже исходит из жесткой прагматики, но перспектива стать многодетной матерью допускается. Соответствующее решение эти женщины принимают в результате анализа экономического положения семьи, собственных реальных возможностей. При планировании рождаемости большое значение для них имеет будущее детей: обязательное проживание в городе, качественное образование (в том числе за пределами Казахстана), занятия в платных кружках, услуги репетиторов, изучение языков. И, если средства позволяют, многие планируют рождение трех, четырех и более детей. При этом на помощь государства большинство таких женщин не рассчитывает.

- А кто входит в третью группу?

- Это немногочисленный слой населения, представляющий политический, экономический, культурный истеблишмент современного Казахстана и не испытывающий никаких материальных проблем. В основном это довольно молодые мужчины и женщины, социализировавшиеся в постсоветское время, многие из них получили образование в статусных университетах мира и достигли значительного социального успеха. Нередко они имеют европейское мышление и ведут соответствующий образ жизни. В то же время именно среди них многодетные семьи встречаются наиболее часто (достаточно проанализировать опубликованные биографические данные). Эта новая элита реализует важную функцию – демонстрирует модернизированный эталон казахской семьи.

По нашему мнению, источник формирования этого эталона лежит в этнокультурной сфере. Массовая урбанизация казахов, городской образ жизни во многом размывают межэтнические границы, сформированные в аграрный период истории. Поэтому элитой создается новый фрейм (границы), позволяющий сохранить этническую суть в стандартизированном городском пространстве. Пограничной линией является демографический фактор. Многодетная семья становится неким символом этничности, «казахскости», частью национально-патриотической идеи. Такое демографическое поведение может стать способом адаптации традиций к модернизированным социально-экономическим условиям.


Микс традиций и модерна

- Есть ли вообще будущее у традиционной демографической культуры в современном Казахстане?

- Особенность демографического развития современного Казахстана заключается в сочетании традиции и модерна. В эпоху суверенитета значительное число казахов вошло на основе традиционной культуры, получившей активную поддержку со стороны политического руководства страны. В результате эта культура, в том числе ее демографическая составляющая, стала неким символом этничности, независимости. Поэтому до сегодняшнего дня традиционное сознание, сформированное многовековым аграрным бытием, во многом определяет «бытие модернизационное». То есть одновременно существуют и традиционные, и модернизационные представления о жизни, присутствуют различные социокультурные воззрения, порождающие немалое число динамично меняющихся промежуточных вариантов, часто регионально дифференцированных.

Демографическое настоящее казахов в значительной мере определяется не только в контексте социально-экономических, но и социокультурных, национально-патриотических эволюций. Именно в этом многообразии и формируется демографическая перспектива Казахстана. И очень важно не потерять эту полифонию.

А опасность такого сценария существует. В воздухе витает идея ограничения рождаемости. Все чаще звучат мнения, в которых высокий ее уровень характеризуется как вызов, даже угроза. Думаем, во многом они возникают потому, что социально-экономические возможности государства не соответствуют темпам демографического развития. Плюс демография являлась инструментом для решения других проблем, прежде всего, геополитических, этнокультурных, но при этом находилась вне социально-экономического контекста. Теперь же именно экономико-демографическое сочетание становится наиболее конфликтогенным.


- Как можно разрешить это противоречие?

- Разрешить его можно будет тогда, когда детерминирующей идеей государственного развития станет не экономика, а демография, а точнее, когда первая будет подстраиваться под вторую. Впрочем, демография уже стала играть самостоятельную роль в историческом суверенном процессе и во многом его определять.

Важно, чтобы государство адекватно реагировало на эти демографические вызовы, перестраивая свою социально-экономическую и социокультурную стратегию. К примеру, сложившаяся возрастная структура населения требует срочного и существенного увеличения количества учебных и рабочих мест, а в близкой перспективе ситуация еще более усугубится. Поэтому необходимо создание системы индикаторов (возрастно-половая структура, воспроизводство населения, миграционные тенденции и т.д.), через призму которых будет оцениваться и прогнозироваться социально-экономическая ситуация.

И очень важно сохранить именно культурный фон. Вариант развития, когда демография являлась следствием социально-экономических тенденций, сегодня демонстрируют многие страны (почти вся Европа, Китай, Южная Корея, Япония и другие успешные экономики). Принятые в свое время меры по снижению рождаемости, явные или опосредованные, привели к острым демографическим (старение, депопуляция, сокращение численности населения), социально-экономическим (нехватка трудовых ресурсов), этнополитическим (миграционный кризис) проблемам. Все попытки восстановить прежнюю рождаемость, тесно связанную с социокультурным наследием, пока к успеху не привели. Вернуть утерянную семейную культуру, традиции очень сложно, если вообще возможно.

К счастью, в Казахстане они еще сохранились. Имеется возможность создания некоего конструкта, позволяющего успешно сочетать социокультурные и модернизационные тенденции развития. И это должно быть основой, сутью суверенной демографической политики.

Похожие статьи

Рождаемость в РК: природа «казахского феномена» и демографические вызовы
27.09.2024, автор Сауле Исабаева.
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
26.09.2024, автор Spik.kz.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Экономика Казахстана: под властью неоклассической теории. Часть 5-я, финальная
23.09.2024, автор Spik.kz.
Чем отличается аннексия от колонизации. Снова об угрозе китаизации Казахстана
15.12.2020, автор Гульнар Муканова.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Рождаемость в РК: о «казахском феномене» и демографических вызовах: часть 2-я