АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Почему цифровизация образования Казахстана оказалась на грани срыва?

Почему цифровизация образования Казахстана оказалась на грани срыва?

15.10.2024, автор Асем Избасарова.

RU KZ EN
Как-то незаметно для общественности прошло подписание в июне этого года меморандума между Министерством просвещения и Freedom Holding Corp. о взаимном сотрудничестве по развитию Единой национальной образовательной платформы Smart Oqu-agartu. СМИ лишь коротко отрапортовали о данном событии, но не подвергли его всестороннему анализу. Хотя это решение само по себе содержит большой риск создания искусственной монополии и, как следствие, уничтожения здоровой конкуренции на рынке цифровизации образования.

Переломный момент

Поручение «срочно разработать единую образовательную онлайн-платформу с набором всех функций, необходимых для полноценного учебного процесса» президент страны дал еще в сентябре 2020 года после провалов правительства при организации дистанционного обучения в период пандемии. И вот, спустя четыре года, за которые успели смениться три министра образования, профильное ведомство фактически делегировало реализацию этой задачи Freedom Holding Corp. Казалось бы, какое отношение корпорация, занимающаяся брокерской и банковской деятельностью, имеет к сфере образования? И почему Министерство просвещения сделало выбор именно в ее пользу?

Ответ лежит на поверхности: Freedom Holding Corp. является одним из собственников ТОО BilimLand, с целью продвижения интересов которой, собственно, и была заключена данная сделка. По мнению других участников рынка, есть риски, что Единую национальную образовательную платформу (ЕНОП) будет курировать (и извлекать соответствующие выгоды) лишь эта частная компания. А остальных игроков с помощью административного ресурса постепенно вытеснят с рынка, что, по сути, уже и происходит.


Немного предыстории. Необходимостью цифровизации образования государство озадачилось около 15 лет назад. Но первый блин оказался комом – Систему электронного обучения E-learning, которую запустили в 2011-м, спустя три года со скандалом свернули. Хотя проект был сырым, к нему успели подключить 1154 школы из более чем 7500, на что из госбюджета было затрачено порядка 30 млрд. тенге.

Плюс в 2016 году Министерству образования и науки пришлось выплатить компенсацию в размере 5 млрд. тенге оператору проекта – АО «Национальные информационные технологии». Итог: E-learning потерпел полное фиаско, на ветер выброшено 35 млрд. тенге (около 220 млн. долларов США по актуальному на тот момент курсу), а сфера образования осталась без работоспособных IT-систем.

Однако кризис всегда порождает новые возможности, и пустующую нишу начали заполнять новые EdTech-компании со своими инновационными разработками. Среди них:

• Bilimland.kz, которая изначально предоставлялась как платформа цифрового контента;

• Kundelik.kz, более известная как система электронных журналов и дневников с возможностью управления академическими процессами;

• аналогичные Kundelik.kz проекты, такие, как Mektep.edus.kz, Bilimal.kz;

• проект образовательного контента Bilim-app.kz, Amansultan.kz;

• системы автоматизации дошкольного образования и подушевого финансирования Indigo24.kz;

• решения в области школьной бухгалтерии от HeliosSoft;

• платформа Platonus, которая является системой учета и управления академическими процессами уже в колледжах и вузах.

Они избавили школы, колледжи и даже вузы от бумажной волокиты (за счет электронных журналов, дневников, облачной бухгалтерии), наладили коммуникацию педагогов с родителями, педагогов со студентами. Внедрили автоматизированные системы управления учебными процессами в дошкольном, школьном, профессиональном и высшем образовании. Улучшили интерактивный образовательный контент, внедрили современные технологии с использованием больших данных (Big Data), машинного обучения (machine learning), а в последние год-полтора внедряют элементы искусственного интеллекта (AI) в собственные продукты и сервисы.


Эти перемены не произошли в одночасье, а стали результатом немалых инвестиций и многолетнего труда сотен специалистов. Причем часто функционал этих компаний пересекался, но в этом и заключался смысл здоровой конкуренции, которая толкает предпринимателей к тому, чтобы постоянно улучшать свои продукты, а потребителям дает право выбора.

К тому же в процессе работы им удалось синхронизировать свои цифровые образовательные платформы с учетом запросов целевой аудитории в разных регионах страны. В целом рынок развивался естественным эволюционным путем.

Игра без правил

Увы, достигнутый прогресс в скором времени может быть сведен на нет, поскольку своим решением (подписанием меморандума с Freedom Holding Corp) Министерство просвещения фактически поставило под угрозу функционирование EdTech-компаний. И именно тогда, когда те вывели цифровизацию образования на стабильные рельсы и начали окупать свои инвестиции.

В частности, они жалуются на то, что по регионам стали рассылаться инструктивные письма с негативной оценкой их IT-систем, происходит повсеместное нарушение, либо игнорирование действующих ГЧП-контрактов и договоров госзакупок, а в рамках новых тендеров предъявляются завышенные требования, заточенные под конкретного поставщика. И все это с молчаливого согласия профильного ведомства.

В то же время в соответствии с меморандумом между Министерством просвещения и Freedom Holding Corp. идет активное внедрение систем Bilim Land (и аффилированных с ней нескольких десятков компаний), хотя это и не подкреплено какими-либо юридическими правоотношениями с госсубъектами, утверждают участники рынка. Насколько им известно, никаких процедур через Закон «О госзакупках» и/или через механизмы государственно-частного партнерства ТОО Bilim Land в рамках данного меморандума не проходило. А потому они призывают провести открытое расследование действий Минпроса и управлений образования при акиматах регионов.


- Кулуарно декларируется, что Bilim Land – это и есть единая национальная образовательная платформа, но кто и по какому праву присвоил частной компании статус «национальной»? Подписанный меморандум – это всего лишь документ о намерениях, не имеющий юридической силы. Однако на его основании акиматы издают уже собственные приказы, которыми отменяют действующие проекты наших компаний и отдают все сферы дошкольного, среднего, средне-профессионального образования на откуп Bilim Land. Да, президент поручил создать ЕНОП, но в его указе нет ни слова о том, что этим должна заниматься одна частная компания. Напротив, он всегда призывал формировать справедливые правила игры и искоренять искусственные монополии. Получается, на местах его поручения грубо игнорируются, так же, как и нормы законов «О персональных данных», «О госзакупках», «О ГЧП» и «О госслужбе», - говорит генеральный директор ТОО «Кунделик» Мухтар Ильясов.

По его словам, в настоящее время уже в пяти областях (Костанайской, Северо-Казахстанской, Жамбылской, Жетысуской, Абайской) и в городе Шымкенте осуществляется переход с системы Kundelik.kz на систему BilimClass от ТОО «Bilim Land», хотя все эти регионы были ранее юридически закреплены в договоре ГЧП с Министерством просвещения РК, согласованном с рядом других министерств, других уполномоченных государственных органов и акиматов, и успешно работали с платформой с 2018 года, причем совершенно бесплатно, в рамках самого Kundelik.kz.

Не лишним будет упомянуть, что данный договор ГЧП был заключен на 12 лет (до 2029-го), но перед этим в течение полутора лет проект Kundelik.kz, как требует того закон, прошел все согласования и процедуры ГЧП РК (открытый конкурс, защиту концепции сотрудничества, экспертизы и т.д.) и получил положительные заключения от уполномоченных органов. А теперь, пройдя полпути, оказался на грани срыва.

В свою очередь Bilim Land удалось перепрыгнуть все эти этапы и де-факто завладеть львиной долей рынка. Впрочем, компания пользовалась привилегиями еще до подписания меморандума. Несколько лет назад, как рассказывает Мухтар Ильясов, в ее руки были переданы в большом количестве государственные цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), которые она затем продавала по 250-850 тысяч тенге, хотя, по логике, государственные школы должны получать их безвозмездно. При этом другим образовательным платформам Казахстана, готовым предоставлять ЦОР конечным пользователям бесплатно, их передавать не стали.

Кроме того, по информации Мухтара Ильясова, в настоящее время сотрудников органов образования в регионах заставляют переносить в систему Bilim Land документы строгой отчетности и персональные данные детей без уведомления их родителей. При том, что данная компания не является субъектом КВОИКИ и не имеет надлежащего уровня защиты, как это установлено законодательством. Тем самым не только нарушаются конституционные права граждан на защиту персональных данных, но и прослеживается прямая угроза национальной безопасности, заявляют эксперты:

- Спрашивается, куда смотрит государство? Почему не учитываются интересы других компаний, которые посвятили долгие годы развитию сферы образования, вложили в нее немалые финансовые ресурсы, работали на благо общества и государства в лице акиматов и Минпросвещения? Ведь они такие же инвесторы, как и Freedom Holding Corp. Но их попросту хотят списать, аннулировать. Мы отнюдь не против конкуренции, но мы за то, чтобы она была здоровой и законной, без административных барьеров и лоббирования интересов одной компании, - подчеркивает глава ТОО «Кунделик».


Один в поле не воин

Проект образовательного контента Bilim.Аpp, а также проект Bilimal.kz столкнулись с аналогичной ситуацией, что и ТОО «Кунделик».

Как рассказал основатель и директор ТОО Bilim.App Мухит Бектаев, целенаправленная кампания по дискредитации его проекта началась в марте 2024 года, а именно после признания его победителем ряда конкурсов (с предварительным квалификационным отбором и существенным понижением цены), и продолжается по сей день:

- В целях признания нашей компании недобросовестным участником государственных закупок от отдельных школ из разных регионов страны стали поступать однотипные акты несоответствия платформы Bilim.App технической спецификации, - говорит он. - Параллельно ТОО Bilim Land подает жалобы (уже около трехсот) в департаменты внутреннего государственного аудита областей и городов о пересмотре итогов этих конкурсов... Из всего этого напрашивается вывод, что мы сильно мешаем экономить бюджетные средства и нас пытаются недобросовестным образом вытолкнуть с рынка.

На все эти акты и жалобы Bilim.App предоставил обоснованные возражения и пытается отстоять свои интересы в суде.

Приведенные факты дают повод говорить о захвате рынка с целью его монополизации со всеми вытекающими из этого негативными последствиями, считают в Консорциуме казахстанских EdTech-компаний. Речь идет не только о их банкротстве, потере сотен рабочих мест и миграции квалифицированных IT-специалистов за рубеж. Главный риск – это торможение и снижение качества цифрового развития системы образования, что, естественно, не лучшим образом скажется на экономике страны в целом.


- Если цифровизацией образования (от детских садов до колледжей) будет заниматься лишь одна компания, то мы получим регресс, - уверена директор CEO Bilimal Фарида Акшолакова. - До сих пор у нас была возможность конкурировать, а значит, расти и совершенствовать свои продукты. А при той псевдоконкуренции, которую пытаются создать Bilim Land со своими аффилированными структурами с подачи Минпросвещения, стимулов для развития не будет. Мощностей монополиста просто не хватит на всех потребителей. Одна компания, как ни крути, неспособна оказать такой широкий спектр услуг, тем более качественно. Пострадают в конечном счете педагоги, учащиеся и их родители. Сколько можно на них экспериментировать?!

Самое печальное, продолжает она, что в министерстве до сих пор отсутствует четкое видение ЕНОП – нет архитектуры, нет концепции, нет технико-экономического обоснования, одна лишь дежурная презентация, которую повсюду и «крутят». Похоже на то, что этот «мега-проект» тоже будет реализован методом проб и ошибок и в итоге повторит судьбу E-learning, сетуют специалисты.

Тем временем в Консорциуме убеждены, что успех ЕНОП заключается, прежде всего, в разнообразии и сплоченности, когда несколько информационных систем интегрируются в единую сеть и работают как единый механизм.

Очевидно, что основой для этой интеграции должна служить Национальная образовательная база данных (НОБД), куда будут стекаться все сведения, которыми владеют EdTech-компании, а затем выдаваться единая аналитика, которая поможет лучше понимать потребителей и их запросы, а также эффективно управлять образовательными процессами.

К сожалению, сама НОБД (малая часть, оставшаяся от E-learning) тоже деградирует в силу разных обстоятельств. По словам экспертов, там регулярно возникают технические сбои, имеются сложности с безопасностью хранящихся персональных данных, множество «дыр» с десятками тысяч неучтенных детей, непрозрачность, низкая нагрузочная способность и другие хронические проблемы.

- А на основе этой информации принимаются стратегические государственные решения о развитии образования и выделении огромных бюджетных средств, - говорит Мухтар Ильясов. - Сейчас НОБД пытаются переделать, но опять-таки субподрядчиками планируют выступать эксперты и сотрудники ТОО BilimLand. Надеемся, нас тоже привлекут к этой работе, и мы получим возможность привнести свой опыт и знания в улучшение данной базы. Пока же обмен информацией от всех EdTech-компаний происходит в одностороннем порядке – мы только передаем в НОБД свои данные, но ничего не получаем взамен. То есть отсутствует та самая синхронизация, которая необходима для создания и нормального функционирования Единой национальной образовательной платформы.

Стоит подчеркнуть, что на все официальные претензии и запросы в рамках создания ЕНОП, направленные Министерству просвещения, EdTech-компании получают бюрократические отписки. Хотя, казалось бы, они как члены межведомственного Совета по цифровизации образования должны принимать непосредственное участие в данном процессе. Впрочем, этот Совет, созданный год назад, не проводил еще ни одного заседания, что указывает на формальный подход властей к работе данной структуры.


На взгляд участников рынка, этот пример показательно демонстрирует проводимую госорганом политику закрытости и делает бессмысленной концепцию «справедливого и слышащего государства». Курс президента и премьер-министра на максимальную открытость процесса принятия решений саботируется в глубинах бюрократической машины. В этой связи EdTech-компании вынуждены были запустить ряд судебных процессов по указанным нарушениям.

Похожие статьи

Чем опасна монополизация больших цифровых данных?
30.09.2024, автор Асем Избасарова.
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
26.09.2024, автор Spik.kz.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за»
25.09.2024, автор Spik.kz.
SPIK.KZ » Аналитика » Почему цифровизация образования Казахстана оказалась на грани срыва?