АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Целинный край Казахстана: какую судьбу готовил ему Хрущев?

Целинный край Казахстана: какую судьбу готовил ему Хрущев?

Сегодня, 09:03, автор Бахыт Жанаберген.

RU KZ EN
60 лет назад, в середине октября 1964-го, завершилась десятилетняя «хрущевская эпоха» - один из самых противоречивых и в то же время интересных, богатых на события периодов в истории СССР. И начинания Хрущёва, и его отставка с двух главных в Союзе постов – первого секретаря ЦК КПСС и главы правительства – оказали значительное влияние на политические и социально-экономические процессы в Казахстане.

Именно на время его властвования пришлись освоение целины и космоса, обострение ядерного противостояния с Западом (ко всему этому непосредственное отношение имела территория нашей республики), «оттепель» во внутриполитической жизни, начало массового переселения людей из коммуналок и бараков пусть в маленькие, но всё же отдельные квартиры… - перечислять можно долго. Для Казахстана это десятилетие стало также периодом настоящей чехарды на властном олимпе: при Хрущёве на должности первого секретаря ЦК Компартии республики успели побывать 7 человек (выходит, каждый из них проработал в среднем лишь полтора года), а председателя Совета министров меняли 6 раз.

После отставки «неугомонного Никиты» его имя предали многолетнему официальному забвению. Но во второй половине 1980-х отношение к нему резко изменилось: Хрущёва начали возводить на пьедестал, называя предтечей перестройки, человеком, который за тридцать лет до неё пытался, пусть и безуспешно, построить «социализм с человеческим лицом». Впрочем, продлилось это недолго. А в современной России он наряду с Горбачёвым входит в число самых малосимпатичных политиков прошлого. Особенно достаётся ему за Крым, который был передан Украине по его инициативе.

В Казахстане негативное отношение к Хрущёву тоже во многом объясняется его покушениями на территориальную целостность республики. Ему припоминают и передачу ряда южных районов Узбекистану (часть их уже после отставки Никиты Сергеевича вернули обратно), и якобы существовавшие планы по отторжению Целинного края и полуострова Мангышлак в пользу соответственно России и Туркмении.


Относительно последнего наличие таких намерений подтверждали в своих воспоминаниях Динмухамед Кунаев и сменивший его на посту первого секретаря ЦК КПК Исмаил Юсупов. Однако при этом каждый из них уверял, что именно он, находясь во главе республики (а значит, в разное время), отстоял Мангышлак, и данное обстоятельство снижает степень доверия к таким свидетельствам. Применительно же к Целинному краю и вовсе можно говорить об отсутствии сколько-нибудь веских доказательств того, что Хрущёв собирался отчленить его от Казахстана.

Свои мемуары оставили почти все тогдашние руководители ЦК КПК: Кунаев, ставший одновременно с ним в январе 1960-го вторым секретарём ЦК КПК Николай Родионов, преемник последнего Михаил Соломенцев (занимал эту должность до конца 1964-го), есть книга о Юсупове, содержащая его воспоминания… И никто из них даже не упомянул о существовании таких планов. Как и сам Хрущёв, который, находясь на пенсии и в опале, надиктовал много чего, что позже составило четыре тома – в них целине уделено много страниц, но нет даже намёка на планы перекройки границ Казахстана. И тем более никто до сих пор не предъявил ни одного официального документа на сей счёт. Всё, на чём основаны ныне имеющие широкое хождение разговоры и публикации о том, что мы могли потерять целинные регионы, – это чьи-то устные рассказы и их вольная интерпретация современными авторами.

…После трагических событий 1959-го в Темиртау центр решил сменить партийную верхушку Казахстана. На пленуме республиканского ЦК, состоявшемся 19 января 1960-го, первым секретарем ЦК был избран Кунаев, вторым – Родионов, присланный из Ленинграда, где он возглавлял горком, ещё одним – Тихон Соколов (будущий руководитель Целинного края), ранее командовавший Пермским обкомом. Из прежних секретарей ЦК остались только Юсупов и Георгий Козлов. На этом же пленуме Жумабека Ташенева (Ташенова) рекомендовали на должность председателя Совета министров, которую оставил Кунаев.

Вскоре Соколову доверили руководство созданным весной того же года бюро ЦК Компартии Казахстана по целинным областям, при этом он оставался секретарём Центрального комитета. А в конце 1960-го президиум Верховного совета республики издал указ «Об образовании Целинного края в составе Казахской ССР». Первым секретарём крайкома избрали всё того же Соколова, опять же сохранив за ним и пост секретаря ЦК КПК. Новый край имел двойное подчинение – союзно-республиканское. Это обстоятельство, возможно, и породило разговоры о том, что создание по настоянию центра и конкретно Хрущёва новой административно-территориальной единицы, вобравшей в себя пять целинных областей, замышлялось как первый шаг на пути отчленения их от Казахстана.

Вынашивал ли Хрущёв такие далеко идущие планы, никто доподлинно не знает. Сам он объяснял своё решение чисто финансово-экономическими соображениями: мол, это нужно было затем, чтобы средства, выделяемые из союзного бюджета на целину, то есть на его любимое детище (мало куда глава партии и правительства СССР ездил столь же часто, как на север Казахстана), шли прямиком на её нужды, чтобы у руководства республики не было соблазна перераспределить часть их в пользу других регионов или отраслей и чтобы даже союзный Госплан в это не вмешивался.


То, что целинные области находились на особом положении, подтверждал в своих воспоминаниях и Родионов: «Работая в Казахстане, приходилось бывать в Москве на пленумах ЦК, по другим делам. Мне было удивительно видеть на подмосковных полях по дороге из аэропорта Домодедово, как трактор тянет прицепной комбайн. У нас на целине работали самоходные комбайны. Всё самое лучшее отдавалось целине». При этом Родионов считал, что освоение целинных земель было «далеко не самым лучшим решением», поскольку «велось в ущерб обжитым российским просторам с устойчивыми климатическими условиями».
Целинный край Казахстана: какую судьбу готовил ему Хрущев?

Указ об образовании края датирован 26 декабря, а всего через полторы недели, 6 января 1961-го, Ташенев был снят с поста председателя Совета министров. Сегодня под влиянием многочисленных публикаций доминирующей стала версия, будто он поплатился должностью за то, что посмел перечить лидеру страны. Возможно, казахстанский премьер действительно возразил Хрущёву, но сейчас это преподносится так, будто речь шла именно об отторжении целинных областей, а не просто о создании внутри республики отдельного края с особым статусом.

Мало того, Ташеневу приписывают слова, за которые его в то время отправили бы не в заместители председателя Чимкентского облисполкома, а как злостного антисоветчика в сибирскую тундру валить лес – и он бы ещё хорошо отделался. Плюс красочно описывают, как Ташенев «ставил на место» Соколова: «Если ты не хочешь подчиняться Казахстану, то убирайся отсюда за 24 часа. Целинный край в состав России не войдёт! Так и передай своему начальству!». Но когда бы он успел сказать такое, если перестал быть главой правительства почти одновременно с созданием края, а Соколов к этому моменту только начинал осваиваться в новой для себя роли?


Известный российский историк Александр Пыжиков в своей книге «Хрущёвская оттепель», изданной в 2002-м, дал понять, что у Соколова были сепаратистские устремления. Но появились они у него позже, когда он «вошёл во вкус», почувствовал себя хозяином края. И добивался Соколов, по утверждению автора, вовсе не присоединения региона к России, а превращения его в 16-ю союзную республику. Причём при поддержке со стороны Хрущёва. Правда, конкретных фактов, доказывающих эту версию, Пыжиков не привёл. А ещё, по его словам, на такие действия Соколова жаловались в ЦК КПСС и лично Никите Сергеевичу первый и второй секретари ЦК Компартии Казахстана Юсупов и Соломенцев.

Двое последних сменили соответственно Кунаева и Родионова в последние дни 1962-го (до этого Соломенцев возглавлял Карагандинский обком и в состав руководства республики не входил). Значит, если верить российскому историку, жаловаться они стали в начале 1963-го. А уже совсем скоро, в феврале того же года, Соколова сняли с поста первого секретаря крайкома и перевели на малозначащую должность заместителя председателя исполкома Владимирского сельского областного Совета. Его сменил Фёдор Коломиец, который до этого возглавлял Западно-Казахстанский крайком партии и на новом месте никаких сепаратистских поползновений не проявлял. Выходит, не так уж сильно Хрущёв хотел создания 16-й республики, если согласился с кандидатурой человека, не собиравшегося проводить такой курс.

Совершенно иное мнение высказывается на официальном сайте Международного фонда Д.А.Кунаева: «С созданием Целинного края в кабинетах Кремля появились новые идеи по пересмотру границ Казахской ССР. Внутри республики образовались политические группы (Юсупов, Соколов, Соломенцев и другие), которые …вели прохрущёвскую линию по пересмотру как административного деления республики, так и в целом границ Казахстана в пользу передачи земель в состав других советских республик». А Димаш Ахмедович, как утверждается, им противостоял. В свою очередь почитатели Ташенева уверены в том, что именно он, а не занимавший, по их мнению, соглашательскую позицию Кунаев, был главным защитником целинных земель и в целом территориальной целостности Казахстана. При этом создавая вокруг этой фигуры (возможно, действительно достойной) мифы, в которые могут поверить только люди, не имеющие представления о нравах того времени.

Словом, большинство публикаций, касающихся Целинного края, носят предвзято-ангажированный характер, а их содержание, интерпретация событий начала 1960-х сильно зависят не только от политических пристрастий авторов, но и от их личных симпатий (антипатий) к тем или иным деятелям прошлого. Можно ли верить таким, с позволения сказать, источникам информации? Способны ли они хоть ненамного приблизить нас к истине?


14 октября 1964-го на срочно созванном пленуме ЦК КПСС Хрущёва сняли со всех постов. На должности первого человека в партии его сменил Леонид Брежнев, который уже спустя месяц во время торжеств по случаю 40-летия Узбекской ССР в Ташкенте прямо сказал Юсупову, что ему придётся уйти. Так состоялось возвращение Кунаеву на место главы республики.

Вскоре был реабилитирован и Соколов: ему доверили должность первого секретаря Орловского обкома. То же самое произошло с Родионовым, который, как и Кунаев, ушёл из руководства ЦК КПК в конце 1962-го, попав под горячую руку Хрущёва, – он проработал два с половиной года на скромной должности, но после начала «брежневской эпохи» возглавил Челябинский обком. А Соломенцев (про него Родионов в своих воспоминаниях написал так: «Работая в ЦК КП Казахстана, запятнал себя по женской линии. Спас его Брежнев») отправился командовать Ростовским обкомом, откуда потом пересел в кресло секретаря ЦК КПСС, а впоследствии стал главой правительства РСФСР, вошёл в состав союзного Политбюро.

Начавшаяся ревизия решений, принятых при Хрущёве, а также особое отношение Брежнева к Казахстану и лично к Кунаеву позволили руководству нашей республики добиться восстановления её прежнего административного деления. В октябре 1965-го все три края, включая Целинный, были упразднены…

Похожие статьи

Подъем целины в Казахстане: какими были его политические последствия?
29.02.2024, автор Бахыт Жанаберген.
Исмаил Юсупов: почему замалчивают имя бывшего главы Казахстана?
12.04.2024, автор Бахыт Жанаберген.
Желтоксан-1986 и битва за власть: почему Казахскую ССР возглавил «варяг»?
15.12.2023, автор Женис Байхожа.
Юбилеи в 2024-м: какие из них в Казахстане отметят, а какие проигнорируют?
8.01.2024, автор Бахыт Жанаберген.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Целинный край Казахстана: какую судьбу готовил ему Хрущев?