АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Бюджетный кризис в Казахстане: кто виноват и что делать?

Бюджетный кризис в Казахстане: кто виноват и что делать?

Сегодня, 08:41, автор Сауле Исабаева.

RU KZ EN
По прогнозам Всемирного банка, в 2025 году мировые цены на нефть из-за существенного превышения предложения над спросом могут упасть до пятилетних минимумов – плохой сигнал для Казахстана с его сырьевой направленностью экономики и растущим дефицитом бюджета. В этой связи мы вместе с экспертами решили поразмышлять над тем, что нас ждет впереди? Какие меры – тактические и стратегические – необходимо предпринять для увеличения доходной части бюджета? Есть ли смысл сокращать его расходную часть? И чем можно безболезненно пожертвовать?

Олжас Байдильдинов, член Общественного совета Министерства энергетики РК:
«Нужно пересмотреть контракты на разработку нефтегазовых месторождений»

- В недавно утвержденном республиканском бюджете на следующий год доходы составят 15,6 трлн тенге, а расходы - 25,8 трлн. Понятно, что разницу в 10 трлн. тенге правительство будет закрывать за счет трансфертов из Национального фонда РК и тех же займов (кредитов). Других источников пополнения бюджета у нас просто нет. При этом расходы на погашение и обслуживание госдолга составят свыше 6 трлн. тенге. Все это, разумеется, говорит о плохой тенденции нарастания бюджетного дефицита, точнее – кризиса. Уже долгое время мы фактически живем не по средствам.

Самое интересное, что в прошлом году с целью закрытия дыр в бюджете правительство использовало «нестандартную» схему. Если вкратце, то, согласно его решению, Нацфонд приобрел 20% акций НК «КазМунайГаз» на 1,3 трлн. тенге. Эту сумму в чистом виде АО «Самрук-Казына» (основной акционер КМГ) выплатило правительству. Формально НФ РК ничего не потерял, хотя денежная операция была произведена за его счет.

Что нам это дало? Ничего! Государство как владеет КМГ, так и продолжает ею владеть. Но я считаю, что парламент должен был объявить вотум недоверия правительству. Почему? Потому что президент поручил увеличить активы Национального фонда до 100 млрд. долларов, однако вместо этого мы видим подобного рода схемы. Кстати, в нынешнем году ее повторили с акциями НАК «Казатомпром». Хотя такой подход в корне неправильный. Средства НФ РК должны инвестироваться в акции и облигации иностранных компаний, а не казахстанских. В качестве примера можно посмотреть на аналогичные фонды ОАЭ и Норвегии, которые зарабатывают по всему миру, но только не за счет отечественных компаний, поскольку это двойной риск.

Как я уже неоднократно писал, нефтедобывающему государству вообще нет смысла вкладывать деньги в нефтяную отрасль, потому как в случае кризиса опять-таки упадут и акции «КазМунайГаза», и доходы госбюджета. Это первое. Во-вторых, в рамках «народного» IPO в конце 2022 года было продано всего 3% акций КМГ, в том числе иностранным инвесторам (их всего 4%). Больше интереса к этой национальной компании не наблюдалось. То есть в случае необходимости ее акции на внутреннем рынке просто некому будет продать. Да, их могут купить какие-то внешние игроки, но, понятно, что сумма будет с дисконтом.

Очевидно, что нужно думать над существенным увеличением доходной части, а это, на мой взгляд, во-первых, пересмотр контрактов на разработку нефтегазовых месторождений Тенгиз, Карачаганак и Кашаган с применением более справедливых условий по ним; во-вторых, существенное урезание расходов. В противном случае Нацфонд будет таять на глазах, а его портфель продолжит пополняться акциями казахстанских госкомпаний, которые, повторюсь, некому продавать. Но, увы, пока в этих вопросах лично я просвета не вижу.


Расул Рысмамбетов, финансовый аналитик:
«Начинать надо с повышения собираемости налогов и активной приватизации»

- В 2025 году нас ждет режим жесткой экономии. Думаю, во-первых, правительство пойдет на сокращение ненужных расходов. А, во-вторых, будут организованы проверки инфраструктурных проектов (строительство ТЭЦ, дорог и т.д.), на которые в этом году было направлено достаточно много инвестиций. И если окажется, что какие-то из них освоены неэффективно, то придется принимать, что называется, «кадровые решения».

Тех 5,4 триллиона тенге, которые планируется изъять из Нацфонда в рамках трансфертов, вероятнее всего, не хватит на бюджетные расходы и инфраструктурное строительство. Понадобится еще, как минимум, 1,5 триллиона тенге, по моим оценкам. Плюс будут иметь место большие займы. К примеру, НК «Казакстан темир жолы» уже просит денег на покупку 117 локомотивов...

В нынешней ситуации правительству придется переходить на ручной режим управления бюджетом. Главное тут – не опоздать, как было в текущем году, когда трансферты поступили позже, из-за чего сложилось ощущение, что рост экономики в первом полугодии замедлился. Поэтому государственные инвестиции на 2025 год можно направлять уже в декабре-феврале.

С начала года можно ожидать легкого ускорения инфляции. Прогнозировать на более длительный срок не берусь, поскольку еще есть надежда на рост ВВП, хотя сам по себе это не тот показатель, на который надо смотреть. Качественный экономический рост – это не размер ВВП, а его состав.

Что касается увеличения доходной части бюджета, то начинать надо с повышения собираемости налогов. Кроме того, важно отказаться от практики налоговых авансов, когда компании в начале года просят выплатить налоги на год вперед. А в рамках мер по либерализации экономики необходимо активнее заняться приватизацией. Она должна касаться не только РГП в регионах, но и крупных компаний, таких, как «КазМунайГаз» и другие, более или менее здоровые. Разумеется, не полностью, а какие-то их доли можно передать в руки хороших инвесторов с целью пополнения бюджета.



Марат Каирленов, глава Ulagat Consulting Group:
«Можно сэкономить на квазигосударственном секторе»

- Думаю, проблемы бюджета будут только нарастать, а его дефицит и далее покрываться за счет Национального фонда. Государство будет еще активнее его «проедать». Впрочем, 2024 год в этом плане уже стал знаковым – госдолг существенно превысил валютные запасы Нацфонда. Причем эта тенденция обозначилась еще в третьем квартале прошлого года, когда случился разрыв в несколько сотен миллионов долларов. Сейчас эта цифра выросла до порядка двух миллиардов долларов!

Какие меры необходимы? На мой взгляд, можно сэкономить на квазигосударственном секторе, который при низкой эффективности требует больших затрат как из республиканского бюджета, так и из Нацфонда. А если он и показывает какую-то прибыль, то она «съедается» многочисленными дочерними и внучатыми компаниями, которые наплодил данный сектор. Также наши центральные исполнительные органы любят создавать разного рода структуры, которые впоследствии просаживают госденьги...


Правда, для такого решения необходима большая политическая воля, поэтому, боюсь, оно маловероятно.

Похожие статьи

Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
26.09.2024, автор Spik.kz.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Казахстан-Россия-Запад: возможна ли нефтяная «сделка века», и что мы от неё получим?
3.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Экономика Казахстана: под властью неоклассической теории. Часть 5-я, финальная
23.09.2024, автор Spik.kz.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Бюджетный кризис в Казахстане: кто виноват и что делать?