АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Транзит власти в Казахстане. Часть 2-я: отбор и подготовка преемника

Транзит власти в Казахстане. Часть 2-я: отбор и подготовка преемника

18.11.2024, автор Виктор Долгов.

RU KZ EN
В первой части статьи разговор шёл о прогнозах относительно сроков и сценариев будущей передачи президентских полномочий. Сегодня же мы решили порассуждать о потенциальных действующих лицах транзита власти. Кто может попасть в круг претендентов на высший в стране пост, по каким критериям ныне действующий глава государства будет отбирать их, какую проверку им предстоит пройти?

Кто может попасть в предварительный список потенциальных преемников Касым-Жомарта Токаева? Чтобы получить представление на этот счёт, нужно взять за основу тот круг чиновников, которых различные политологические и социологические службы, а также отдельные «элитологи» регулярно включают в свои рейтинги влиятельности, авторитетности, эффективности и т.д. (вопрос о том, насколько такие рейтинги заслуживают доверия, – отдельный и не имеющий отношения к рассматриваемой теме).

Затем из этого расширенного перечня политических госслужащих необходимо «выбраковать» тех, кому на момент завершения срока полномочий действующего президента страны исполнится не менее чем 55 лет и чей стаж пребывания на госслужбе превышает два десятилетия. Все они, за исключением выходцев из Министерства иностранных дел и кое-кого из числа отодвинутых на задний план либо «обиженных» при первом президенте (эти две категории чиновников, входящих в возрастную категорию «55 лет и старше», надо оставить в списке возможных преемников), – ставленники «старой элиты», полагаться на которых Токаев поостережётся хотя бы из чувства самосохранения.

Итак, мы выделили две группы чиновников «не первой молодости», которые могут претендовать на высший в стране пост. Это, во-первых, вышедшие из «МИДовской шинели» и, во-вторых, имеющие претензии к Назарбаеву или к его ближайшему окружению. Но более многочисленной является третья группа потенциальных «сменщиков» Токаева – это политики, условно говоря, новой волны, которым сегодня 40-50 лет и карьерный подъём которых начался именно при втором президенте.


Однако, как уже было сказано ранее, они в большинстве своём не набрали достаточного политического веса и даже не нажили необходимого управленческого опыта. А значит, главе государства предстоит сначала проверить их в разных ролях и ситуациях, дабы убедиться в том, что они в состоянии взвалить на себя груз ответственности за страну и при этом твёрдо намерены вести её по тому курсу, который считает правильным сам Касым-Жомарт Кемелевич.

Можно смело прогнозировать, что большинство их не пройдет такое испытание. Одни элементарно не справятся с теми направлениями, которые им поручат (случаев, когда «новые управленцы» не сдюжили, а то и откровенно провалили тот или иной фронт работ, за последнее время было немало). Другие неминуемо проявят человеческую слабость и окажутся уязвимыми перед теми соблазнами, прежде всего, материальными, которые возникают перед любым назначенцем на мало-мальски высокую государственную должность. Вспомните, сколько чиновников, занимавших министерские посты, были уличены в коррупционных преступлениях за тридцать лет независимости – как минимум, на два состава правительства наберётся. И думать, что представители следующих поколений более честны и порядочны, было бы верхом наивности.

Поэтому вряд ли ошибёмся, если скажем, что к «часу икс», то есть к 2029-му, в «обойме» Токаева останутся от силы четверо-пятеро кандидатов. Из них ему и придётся делать выбор. И хорошо, если они (или хотя бы один, тот самый, на которого будет сделана главная ставка) к тому моменту будут достаточно узнаваемыми и, что важно, положительно воспринимаемыми населением фигурами.


Как минимум, за год до начала президентской гонки Ак-орда должна приступить к информационной «раскрутке» преемника – причём даже в том случае, если он будет занимать пост, стоящий очень высоко во властной иерархии и предполагающий публичность: скажем, главы правительства, председателя верхней или нижней палат парламента. В идеале желательно иметь определённый временной запас для того, чтобы кандидат успел (получил возможность) ярко проявить себя – в отстаивании интересов страны, в «разруливании» какой-то чрезвычайной ситуации, в разрешении серьёзного трудового конфликта или в чём-то ещё. То есть он должен предстать в образе «героя нашего времени».

Описанный выше «размеренно-плановый» сценарий транзита может быть реализован в том случае, если в период до начала 2028-го в стране сохранится внутриполитическая стабильность, если в экономике, в социальной сфере сложится относительно благоприятная ситуация. Но представим чисто гипотетически, что ближайшие годы окажутся в этом плане сложными и что данным обстоятельством решат воспользоваться представители «старой элиты», жаждущие реванша, или некие новые силы, которые пока никак себя не проявили. При таком раскладе Ак-орде придётся пойти на досрочные президентские выборы, инициировав очередное изменение известной нормы Конституции и повторив то, что мы видели в 2022-м, с тем же результатом. Соответственно транзит власти будет отложен до лучших времён.

Впрочем, это что-то вроде форс-мажора. А если всё пойдёт по плану, то выборы, как и намечено, состоятся в 2029-м. Нельзя исключать вероятности участия в них политиков, очень близких к «старой элите», или даже самих её представителей. В таком случае Ак-орда вряд ли устоит перед соблазном включить административный ресурс – мало того, при необходимости он может быть задействован более активно, чем прежде. «Новый Казахстан», «Справедливый Казахстан» – эти словосочетания, конечно, звучат привлекательно, но в борьбе за власть им нет места.

Если будет реализован сценарий с преемником, то его позиции необходимо заранее усилить, создав ему достаточную «ресурсную базу», которая позволит новому президенту страны быть независимым от олигархических групп. Это может быть обеспечено за счёт передачи ему контроля над ключевыми государственными активами.

Другое условие – получение преемником гарантий лояльности и к себе как к новому лидеру страны, и к заявленному им политическому курсу (унаследованному от второго президента) со стороны внутриэлитных групп. Одно из двух – либо они «присягают ему на верность», либо становятся добровольными изгнанниками из страны по примеру известных представителей «старой элиты», обосновавшихся в Европе, Эмиратах и прочих заграницах.


Ну, и, конечно, действующему главе государства необходимо «предъявить» преемника лидерам стран, являющихся ключевыми мировыми акторами. Во-первых, затем, чтобы заручиться с их стороны неофициальной поддержкой своего выдвиженца на будущее, когда сам он уйдёт на «политический покой». Во-вторых, чтобы тот ещё до вступления в должность получил возможность наладить неформальные контакты. Иными словами, преемник ещё при президенте Токаева должен «засветиться» на мероприятиях, проводимых в рамках большой дипломатии, в качестве фигуры, с которой основным геополитическим игрокам придётся иметь дело после транзита власти в Казахстане. Всё это очень важно с точки зрения преемственности курса на многовекторность, в формировании которого Токаев сыграл значительную роль и который он рассматривает как единственно приемлемый для нашего государства…

Похожие статьи

Транзит власти в Казахстане: когда и по какому сценарию он пройдет?
15.11.2024, автор Виктор Долгов.
Можно ли заставить казахстанских чиновников и их близких быть скромнее?
21.10.2024, автор Сауле Исабаева.
Акимы: должны ли они быть политиками, и почему исчезли «тяжеловесы»?
21.06.2024, автор Замир Каражанов.
Президентские выборы в США: перспективы и риски для элиты Казахстана
31.07.2024, автор Виктор Долгов.
Политические реформы Токаева: что они дали и почему поставлены «на паузу»?
10.06.2024, автор Замир Каражанов.
SPIK.KZ » Аналитика » Транзит власти в Казахстане. Часть 2-я: отбор и подготовка преемника