26.09.2024, автор Spik.kz.
Сверка часов в Евразийском союзе: к итогам визита Владимира Путина
29.11.2024, автор Виктор Долгов.
RU
KZ
EN
Государственный визит президента РФ в Астану проходил в быстро меняющемся геополитическом контексте – на фоне формирования второй администрации Дональда Трампа и ожидающейся смены приоритетов внешней политики США. Заявленный курс новой/старой американской администрации – расширение торговых войн с Китаем – напрямую затрагивает внешнеэкономические интересы стран Евразийского союза, поскольку КНР является ключевым внешнеторговым партнером и для РК, и для РФ. При этом если Москва экономическим давлением со стороны Штатов может пренебречь, то об Астане этого сказать нельзя.
Масса факторов неопределенности относительно дальнейшей динамики мировой экономики привела к тому, что собственно двусторонняя повестка визита была дежурной, особых прорывных инициатив президентами не было заявлено.
Из двадцати заключенных сторонами соглашений десять – это лишь декларации и меморандумы о сотрудничестве между правительственными структурами двух стран. Шесть подписанных документов затрагивают вопросы приграничного сотрудничества между регионами. И лишь остальные четыре потенциально могут иметь серьезное экономическое значение:
1. Протокол о продлении действия соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Республики Казахстан в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан;
2. Соглашение о стратегическом сотрудничестве между ОАО «Российские железные дороги» и АО «НК «Казақстан темiр жолы»;
3. Соглашение о реализации проекта между АО «Славтранс-Сервис», АО «НК «Казакстан темiр жолы» и Xi’an Free Trade Port Construction and Operation Co., Ltd;
4. Меморандум о намерениях между ООО «ФинИнвест» и АО «НК «Казакстан темiр жолы».
Новая вашингтонская администрация уже анонсировала 60-процентный рост таможенных пошлин на товары из КНР. Понятно, что Пекин ответит встречным пакетом торговых ограничений, например, в сфере ужесточения экспорта редкоземельных металлов. Европейские партнеры с высокой долей вероятности поддержат позицию США. А потому весь мир столкнется с новым витком санкционных войн, параллельным снижением внешнеторговой активности и ростом цен на товары. Что уже напрямую затрагивает вопросы транзита грузов: меньше внешней торговли – меньше транзита.
Однако государственный визит пока оставил без ответа некоторые долгосрочные вопросы в экономических отношениях Казахстана и России.
• Ключевая двусторонняя экономическая тема – выбор подрядчика строительства АЭС в Казахстане. Астана заявила, что АЭС будет строить международный консорциум. Однако для всех очевидно, что никакие западные компании не будут участвовать в консорциуме, если в него будет включен «Росатом». За примером далеко ходить не надо – недавно немецкий концерн «Сименс» сорвал поставки распределительного оборудования на АЭС «Аккую» в Турции. Такие же срывы поставок будут и в отношении казахстанской АЭС.
• Интересной темой переговоров могла бы стать схема оплаты строительства АЭС за счет встречных поставок урановой руды – более чем выгодная для Казахстана. «Казатомпром» в таком случае получил бы гарантированный рынок сбыта урановой руды на десятилетия вперед. Нужно признать, что у «Росатома» имеется большое количество собственных запасов урана (в том числе и благодаря совместным предприятиям в Казахстане), но с учетом постепенного ввода новых реакторов на зарубежных станциях, возводимых «Росатомом», потребность в нем будет расти опережающими темпами. И казахстанской руде тоже могло бы найтись место.
• Перспективным направлением сотрудничества двух стран представляется использование трубопроводной инфраструктуры (нефте- и газопроводов) в направлении Европы. По понятным причинам российские добывающие компании не могут использовать их в полной мере. Для казахстанских же компаний таких санкционных ограничений нет: так, по нефтепроводу «Дружба» в Германию уже экспортируется небольшое количество нашей нефти. Перспективы же просто огромны:
Во-первых, сухопутный нефтепровод «Дружба» мог бы быть загружен казахстанской нефтью полностью – 40 млн. тонн в год.
Во-вторых, аналогичные схемы транзита могут быть задействованы и применительно к газопроводам – в частности, «Ямал-Европа» (проектная мощность – 33 млрд. кубометров газа), который в данный момент не используется.
Нарастающая геополитическая конкуренция России, Китая и США будет все больше влиять на экономические параметры даже периферийных стран, таких, как Казахстан. Это будет выражаться в росте цен на импорт, снижении потребности ведущих игроков в сырье из-за разбалансировки мировой экономики и в конечном счете в девальвации валют развивающихся экономик.
Поэтому усиление региональной интеграции может рассматриваться как один из немногих шансов на смягчение приближающегося экономического кризиса. И возможности в плане расширения двустороннего экономического сотрудничества в рамках Евразийского союза еще не исчерпаны.
Масса факторов неопределенности относительно дальнейшей динамики мировой экономики привела к тому, что собственно двусторонняя повестка визита была дежурной, особых прорывных инициатив президентами не было заявлено.
Из двадцати заключенных сторонами соглашений десять – это лишь декларации и меморандумы о сотрудничестве между правительственными структурами двух стран. Шесть подписанных документов затрагивают вопросы приграничного сотрудничества между регионами. И лишь остальные четыре потенциально могут иметь серьезное экономическое значение:
1. Протокол о продлении действия соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Республики Казахстан в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан;
2. Соглашение о стратегическом сотрудничестве между ОАО «Российские железные дороги» и АО «НК «Казақстан темiр жолы»;
3. Соглашение о реализации проекта между АО «Славтранс-Сервис», АО «НК «Казакстан темiр жолы» и Xi’an Free Trade Port Construction and Operation Co., Ltd;
4. Меморандум о намерениях между ООО «ФинИнвест» и АО «НК «Казакстан темiр жолы».
При этом обращает на себя внимание то, что последние три документа касаются вопросов транзита грузов из Китая в Россию через территорию Казахстана. То есть в рамках этого проекта и Астана, и Москва оказываются в зависимости от настроений китайской стороны. Равно как и в зависимости от позиции будущей администрации США по вопросам ограничения внешнеэкономической активности Китая.
Новая вашингтонская администрация уже анонсировала 60-процентный рост таможенных пошлин на товары из КНР. Понятно, что Пекин ответит встречным пакетом торговых ограничений, например, в сфере ужесточения экспорта редкоземельных металлов. Европейские партнеры с высокой долей вероятности поддержат позицию США. А потому весь мир столкнется с новым витком санкционных войн, параллельным снижением внешнеторговой активности и ростом цен на товары. Что уже напрямую затрагивает вопросы транзита грузов: меньше внешней торговли – меньше транзита.
Однако государственный визит пока оставил без ответа некоторые долгосрочные вопросы в экономических отношениях Казахстана и России.
• Ключевая двусторонняя экономическая тема – выбор подрядчика строительства АЭС в Казахстане. Астана заявила, что АЭС будет строить международный консорциум. Однако для всех очевидно, что никакие западные компании не будут участвовать в консорциуме, если в него будет включен «Росатом». За примером далеко ходить не надо – недавно немецкий концерн «Сименс» сорвал поставки распределительного оборудования на АЭС «Аккую» в Турции. Такие же срывы поставок будут и в отношении казахстанской АЭС.
Даже если консорциум будет создаваться с участием только китайских и западных компаний – нет гарантий, что в ходе строительства атомной станции (а это 10-12 лет) такие же санкции не будут введены против китайских подрядчиков. Поэтому строить АЭС будет либо российско-китайский консорциум, либо консорциум западных компаний. Смешать их в одну кучу не получится по геополитическим причинам. Именно эту мысль Москва пытается донести до казахстанских политических элит.
• Интересной темой переговоров могла бы стать схема оплаты строительства АЭС за счет встречных поставок урановой руды – более чем выгодная для Казахстана. «Казатомпром» в таком случае получил бы гарантированный рынок сбыта урановой руды на десятилетия вперед. Нужно признать, что у «Росатома» имеется большое количество собственных запасов урана (в том числе и благодаря совместным предприятиям в Казахстане), но с учетом постепенного ввода новых реакторов на зарубежных станциях, возводимых «Росатомом», потребность в нем будет расти опережающими темпами. И казахстанской руде тоже могло бы найтись место.
• Перспективным направлением сотрудничества двух стран представляется использование трубопроводной инфраструктуры (нефте- и газопроводов) в направлении Европы. По понятным причинам российские добывающие компании не могут использовать их в полной мере. Для казахстанских же компаний таких санкционных ограничений нет: так, по нефтепроводу «Дружба» в Германию уже экспортируется небольшое количество нашей нефти. Перспективы же просто огромны:
Во-первых, сухопутный нефтепровод «Дружба» мог бы быть загружен казахстанской нефтью полностью – 40 млн. тонн в год.
Во-вторых, аналогичные схемы транзита могут быть задействованы и применительно к газопроводам – в частности, «Ямал-Европа» (проектная мощность – 33 млрд. кубометров газа), который в данный момент не используется.
Все эти схемы потенциально интересны казахстанской стороне. Но могут быть реализованы только при встречных уступках со стороны Москвы. Астана видит «геополитическое окно возможностей», но пока не может использовать его в полной мере для торгово-экономического роста. Возможно, поэтому накануне визита казахстанская сторона заявила о 50-процентном снижении тарифов на транзит грузов по восточной ветке транспортного коридора «Север-Юг» и о заинтересованности в строительстве газопровода из Западной Сибири в Западный Китай через территории Восточного Казахстана.
Нарастающая геополитическая конкуренция России, Китая и США будет все больше влиять на экономические параметры даже периферийных стран, таких, как Казахстан. Это будет выражаться в росте цен на импорт, снижении потребности ведущих игроков в сырье из-за разбалансировки мировой экономики и в конечном счете в девальвации валют развивающихся экономик.
Поэтому усиление региональной интеграции может рассматриваться как один из немногих шансов на смягчение приближающегося экономического кризиса. И возможности в плане расширения двустороннего экономического сотрудничества в рамках Евразийского союза еще не исчерпаны.
Похожие статьи
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за»
25.09.2024, автор Spik.kz.
Войти в одну реку дважды: чем второй срок Трампа чреват для Казахстана?
7.11.2024, автор Виктор Долгов.
ГЧП в Казахстане: игра в наперстки?
29.10.2024, автор Асем Избасарова.