АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЧП в Казахстане: игра в наперстки?

ГЧП в Казахстане: игра в наперстки?

29.10.2024, автор Асем Избасарова.

RU KZ EN
Консорциум казахстанских EdTech-компаний инициировал целый ряд судебных процессов по нарушениям условий договоров ГЧП и госзакупок со стороны государственных партнеров, а также направил несколько открытых писем Президенту и Правительству с просьбой защитить рынок от искусственной монополизации. Сегодня у нас в гостях один из представителей данных компаний - директор ТОО «Күнделік» Мухтар Ильясов, которого мы попросили подробнее раскрыть детали возникшего спора. Мы решили начать именно с него как одного из подписантов открытого письма на имя Президента.

- Мухтар Максутович, в своем письме Президенту вы с коллегами сообщаете о том, что казахстанские EdTech-компании оказались на грани уничтожения из-за проводимой Министерством просвещения монополизации отрасли в угоду интересам Freedom Holding Corp. Речь идет о подписанном между ними в июне этого года Меморандуме о сотрудничестве по развитию Единой национальной образовательной платформы (ЕНОП). Почему вы считаете «сделку» между Минпросвещения и Freedom Holding незаконной?

- Согласно казахстанскому законодательству, Freedom Holding (как и любая другая компания) и его дочерние структуры должны были участвовать в открытом конкурсе госзакупок или работать по договору государственно-частного партнерства. Тем более что речь идет о цифровизации стратегической отрасли и развитии национальной (!) образовательной платформы.

Однако ничего этого не было сделано: стороны ограничились лишь подписанием декларативного документа – Меморандума, тем самым частный холдинг избавили от прохождения необходимых законодательных процедур. Таким образом, нарушены законы «О государственных закупках» и «О государственно-частном партнерстве», да и в целом правила честной конкуренции, о которой постоянно говорит Президент нашей страны. Конечно, такая политика вызывает возмущение остальных игроков на рынке, а это, как минимум, 30 небольших, средних и даже больших казахстанских компаний. Все эти годы они следовали букве закона, строго выполняли свои обязательства перед государством.


При этом все понимают, что одному игроку, даже такому серьезному, как Freedom Holding, не под силу обеспечить стопроцентное покрытие всех услуг в рамках единой образовательной платформы. Во всяком случае, нам это удавалось делать сообща/синхронно, пусть даже где-то интересы EdTech-компаний пересекались. В итоге мы создали постоянно развивающуюся цифровую интеграционную экосистему, которая, по сути, и является Еединой образовательной платформой страны.

Увы, вместо поддержки и благодарности Министерство просвещения нам теперь просто указывает на дверь. Своим избирательным подходом оно фактически лишает рынок единых справедливых правил игры и убивает здоровую конкуренцию. Ничем хорошим, уверен, для системы образования это не закончится. Мы увидим впоследствии ее деградацию, что негативно отразится на развитии всей страны.

- Инициатива создать Единую национальную образовательную платформу принадлежит Президенту. Как она в идеале должна была реализовываться?

- Действительно, такое поручение Глава государства давал еще в сентябре 2020 года, и заметьте, давал не кому-нибудь, а конкретно Правительству и соответственно, уполномоченному Министерству. И тем более в его указе не говорилось о лоббировании интересов некой частной компании. Напротив, Касым-Жомарт Токаев всегда призывал искоренять искусственные монополии, усиливать честную конкуренцию и инвестиционный климат в стране.

По идее, Министерство вначале должно было разработать концепцию, в которой изложить свое видение, цели и задачи Единой платформы. Затем утвердить госпрограмму, в которой расписать, как она будет реализовываться (в дошкольном, школьном и среднем профессиональном образовании). Плюс продумать и представить архитектуру взаимодействия государства, инвесторов (бизнеса) и общества, то, как должны соблюдаться интересы всех сторон. Ну и, наконец, провести открытые конкурсы по проекту.

Однако за четыре года ничего из перечисленного сделано не было, а теперь Министерство просто выбрало одного поставщика услуг и заключило с ним Меморандум о намерениях, тем самым отдав ему все карты в руки. Причем за этим решением даже не последовало каких-то аргументированных пояснений, почему выбор пал именно на эту компанию, что она может привнести в область образования, каковы ее технико-экономическая и финансовая составляющие, меры ответственности, да и как вообще будет обеспечиваться информационная безопасность. Странно, что государство не задается этими принципиальными вопросами.


Разумеется, мы готовы к конкуренции, но нас беспокоят недобросовестные методы борьбы, которые при этом используются. Конкретно в сфере образования сейчас наблюдается откровенное рейдерство с грубым нарушением ряда законов Казахстана. И негласное добро на это дало само Минпросвещения, которое пролоббировало интересы олигархической структуры и фактически передало в ее руки государственные функции и полномочия.

Теперь начинается самое интересное: центральный меморандум между Министерством просвещения и Freedom Holding Corp. теперь распространяется как «раковая опухоль» в регионах на уровне акиматов. Там, уже в регионах, подписываются такие же меморандумы с весьма интересным названием – цитирую дословно – «Меморандум о сотрудничестве по вопросам реализации потенциального государственно-частного партнерства», причем где-то подписываются даже задним числом, и при этом не соблюдается ни один пункт Закона «О государственно-частном партнерстве». Слово «потенциального» особенно вызывает вопросы…

Например, бывший руководитель Управления образования Северо-Казахстанской области подписал такой же меморандум, а через некоторое время устроился и работает в том же ТОО «Bilim Land», а через некоторое время устроился и работает в том же ТОО «Bilim Land», дочерней компании Turlov Private Holding (собственник которой является еще и главным исполнительным директором Freedom Holding), и уже как сотрудник Bilim Land лоббирует интересы этой же компании. По крайней мере, именно его видят в управлениях образования ряда городов и областей, где он презентует и прорабатывает вопросы внедрения проектов Bilim Land. Конечно, законом это не запрещено, но все же вызывает большие вопросы. Это мы выяснили лишь путем судебных исков в регионах. При этом ни акиматы, ни сами суды никоим образом не хотят ВООБЩЕ что-либо рассматривать в виде даже предварительного слушания, потому что интуитивно даже судьи понимают, что «дело пахнет жареным».

Получается, что система образования как на уровне центрального государственного органа, так и на уровне некоторых акиматов работает не по закону, а «по понятиям».

Если внимательно прочитать эти меморандумы, то ТОО «Bilim Land» как компания, принадлежащая в том числе Тимуру Турлову, ни за что не отвечает, нет никакой ответственности сторон, закрепленной в виде юридически значимого документа. Таким образом, завтра данные тысяч школ и персональные данные несовершеннолетних детей из законно работающих ИТ-систем перейдут в абсолютно частные руки частной компании, которые ни акиматы, ни министерство не будут как-то регулировать и контролировать. А самое интересное вот в чем: декларируя, что все бесплатно, и утверждая, что у нас есть реклама, в их же меморандумах напрямую говорится о праве предоставлять платные сервисы и делать точно такое же рекламное информирование…


При этом есть депутаты-популисты, которые ловко играют на этой теме, говоря о государственных интересах, о правильной национальной идентификации, но «набирая в рот воды», когда дело касается монопольного проекта bilimclass.kz от ТОО «Bilim Land», которое не соблюдает (от слова СОВСЕМ) законы «О персональных данных», «О государственном частном партнерстве», «О государственных закупках», принятые самим же Парламентом.

- Как этот передел рынка отразился конкретно на вашей компании?

- Для начала отмечу, что Kundelik.kz – первый инфраструктурный образовательный проект в Казахстане, реализуемый в рамках модели государственно-частного партнерства. На прохождение всех процедур по ГЧП и их согласование с уполномоченными государственными органами у нас ушло 1,5 года, и сам Договор ГЧП был подписан в январе 2018-го на 12 лет (до 2029 года).

Начинали мы с электронных дневников и журналов, но в процессе значительно расширили функционал и автоматизировали почти все учебные процессы с предоставлением цифрового образовательного контента. Плюс обеспечили аналитикой (необходимыми данными по всем показателям сферы образования) Минпросвещения, акиматы и другие госорганы. По состоянию на август 2023-го проектом были охвачены около 6 млн. пользователей (свыше 30% населения), Kundelik.kz стал самым посещаемым сайтом в стране.

Также, наверное, надо вспомнить, что в период пандемии (два учебных года) именно наша система Kundelik.kz использовалась большей частью населения страны при дистанционном обучении в школах страны в той или иной форме хотя бы для фиксирования академической успеваемости и отчетности. И мы имеем право гордиться нашим вкладом в образование Казахстана в тот тяжелый период, как и ряд других образовательных проектов той же Карагандинской или Мангистауской областей, работающих в среднем образовании. А в это же самое время карантина ТОО «Bilim Land», та самая компания, за которую «топят» некоторые депутаты и чиновники из акиматов и Министерства просвещения, продавала контент по цене от 250 до 850 тыс. тенге на школу, следуя принципу «кому война, а кому мать родна».

Мы же как Күнделік, повторюсь, работали на безвозмездной основе – из госбюджета на создание и реализацию электронной платформы ТОО «Күнделік» не получило ни одного тенге. Более того, государство за счет отмены бумажной отчетности экономило ежегодно, как минимум, 3,5 млрд. тенге. Мы же со своей стороны вложили в проект серьезные трудовые и финансовые ресурсы, при этом неукоснительно выполняли свои обязательства по его сопровождению, технической и методологической поддержке.


Возврат этих инвестиций начался только на седьмой год жизни Kundelik.kz. Это происходит путем заключения информационно-рекламных контрактов с казахстанскими бизнес-компаниями, а также предоставления дополнительных необязательных коммерческих сервисов для родителей по freemium модели, что никак не противоречит требованиям закона о ГЧП. То есть дополнительные платные сервисы мы давали на выбор конечному пользователю: хочешь воспользоваться – бери в виде подписки, не хочешь пользоваться подпиской – пользуйся абсолютно бесплатно всей полной веб-версией системы на компьютере, планшете или через браузер смартфона.

К сожалению, теперь все эти договоренности грубо нарушаются, наши контракты на уровне местных исполнительных органов один за другим отменяются. Только за текущий год в системе Kundelik.kz перестали работать шесть областей (Костанайская, Северо-Казахстанская, Жамбылская, Жетысуская, Абайская, Алматинская, Шымкент), хотя мы с ними вполне успешно работали в рамках ГЧП с 2018-го до 2024-го. И у всех составленный как под копирку один и тот же новый юридически незначимый документ -– Меморандум.

Очевидно, что если так пойдет и дальше, то снизится экономическая рентабельность нашего проекта, и нам как инвесторам придется принимать решение о целесообразности его дальнейшей работы. При этом государственный партнер де-юре не задумывается об этом. И кто тогда покроет наши убытки?

С похожей ситуацией столкнулись и другие EdTech-компании, имеющие действующие законные договора по предоставлению образовательных услуг на основании сервисной модели сотрудничества, действующих государственных контрактов, которые они действительно честно выиграли путем тендеров и госзакупок через официальные конкурсы. Действия же Министерства просвещения, а точнее, отдельных его лиц фактически толкают нас всех к банкротству.


В системе среднего образования сейчас насчитывается порядка 400 тысяч преподавателей, и чтобы перевести их на другую информационную систему, потребуется, как минимум, год. У нас, к примеру, ушло три года, чтобы учителя более-менее освоили Kundelik.kz, причем мы лично ходили по школам и обучали их цифровой грамотности.

Спрашивается, зачем ломать то, что хорошо работает? Чтобы построить то же самое с одной лоббируемой компанией?!

Может, уже хватит впустую реформировать и вносить хаос в деятельность сотен тысяч преподавателей. Боюсь, такими экспериментами Министерство просвещения рано или поздно просто получит социальное недовольство педагогов и родителей учащихся, а это в совокупности около 8 млн. человек. Кстати, возможно, «бунта» как такового не будет – мы понимаем, что людям «закроют рты». Но зато какая возможность появится теперь у чиновников и выбранной ими компании ежегодно продавать свой контент, доступ в систему посредством обязательной подписки через управления образования!

А схема-то вполне «коррупционно-рабочая». В стране есть, грубо говоря, 7500 школ. Только представьте, что со временем, когда «зачистят поле» от всех других поставщиков и останется только одна компания, каждая школа напрямую или через управления образования купит годовую подписку за 1 млн. тенге в год – а это 7,5 млрд. тенге в руки только одной компании ежегодно. «Шикарные условия для успешного бизнеса», который просто будет высасывать деньги из государственный бюджета.

- Какие, на ваш взгляд, будут последствия у всей этой истории?

- При такой постоянной смене правил игры, несоблюдении законов страны в сфере образования сложно будет в принципе говорить о долгосрочных инвестициях в нее со стороны бизнеса. Я подчеркиваю: именно со стороны правильного и законопослушного бизнес-сообщества. Ведь бизнесмены, как и чиновники, бывают разные. Есть достойные предприниматели, как и достойные государственные деятели, которые работают ежедневно в интересах страны. Так вот, ни один серьезный и законопослушный предприниматель в подобных условиях не станет подвергать себя риску и вкладываться в страну. Будь то местный или зарубежный инвестор.

Кстати, такое поведение государства в части несоблюдения законов, которые оно само же издает, приведет к тому, что предприниматели в массе своей будут реализовывать только короткие проекты с целью только «срубить деньжат» одномоментно, а не делать структурные, правильные инвестиции. В итоге возникает риск взращивания нецивилизованного бизнес-сообщества, которое не станет реализовывать проекты в интересах страны, общества и бизнеса.

А если наши худшие опасения подтвердятся, и на рынке цифровизации будет доминировать лишь один игрок, то элементарно не останется стимулов для развития, что, разумеется, негативно отразится на качестве всей системы образования и его дальнейшем развитии. И самое интересное: у кого будет копировать решения ТОО «Bilim Land»? Ведь своих "мыслей" уже не будет. Плюс будут потеряны сотни рабочих мест, начнется отток толковых кадров, в том числе IT-специалистов, за рубеж.


К слову, совместно с нашими узбекскими партнерами мы реализуем аналогичный проект в Узбекистане – платформу Kundalik (emaktap.uz), которая охватывает более 9 тысяч узбекских школ. И там проект идет вполне успешно в интересах государства, населения и частных инвестиций. Видимо, эти успехи нашей компании вызывают зависть у недобросовестных конкурентов в Казахстане, которые пытаются дискредитировать нашу деятельность. Кстати, возможно, именно на рынки ближнего и дальнего зарубежья уйдут и все оставшиеся EdTech-проекты.

Надо понимать, что только совместными усилиями общества, власти и бизнеса можно поднять цифровое развитие образования на высокий и современный уровень. Мы все-таки верим в «Справедливый Казахстан», в то, что нас услышат.

Похожие статьи

Почему цифровизация образования Казахстана оказалась на грани срыва?
15.10.2024, автор Асем Избасарова.
Чем опасна монополизация больших цифровых данных?
30.09.2024, автор Асем Избасарова.
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Как казахи теряют духовное наследие, и можно ли его восстановить?
30.09.2024, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Аналитика » ГЧП в Казахстане: игра в наперстки?