22.11.2024, автор Виктор Долгов.
Какова экономическая целесообразность совместных предприятий с участием АО КТЖ?
30.11.2024, автор Виктор Долгов.
RU
KZ
EN
Одним из ключевых соглашений, подписанных в ходе недавнего визита президента России Владимира Путина в Астану, стал договор между АО «Славтранс-Сервис», АО «НК «Казахстан темир жолы» и Xi’an Free Trade Port Construction and Operation Co. о реализации проекта по строительству транспортно-логистического центра на станции Селятино Московской области. Несколько ранее аналогичные совместные предприятия были созданы и в других странах. Насколько эффективна их работа с точки зрения интересов Казахстана?
Международное экономическое право предполагает, что в основе создания любых совместных предприятий лежит принцип соблюдения баланса экономических интересов участников. При этом баланс интересов должен формироваться таким образом, чтобы в конечном итоге обеспечить достижение целей каждого из участников.
Само по себе строительство железнодорожного хаба дает ряд преимуществ по перевалке и обработке грузов, положительно отражается на сроках их доставки. В рассматриваемом проекте казахстанская сторона получает загрузку северного транзитного коридора, Россия снижает нагрузку на Восточный железнодорожный полигон, уже не справляющийся с резко возросшим объемом грузоперевозок, а Китай прочнее привязывает к себе сырьевые экономики России и Казахстана, получает упрощенный доступ на новые рынки сбыта для своих потребительских товаров.
Мы видим, что экономический эффект для казахстанской стороны оказывается наименьшим в сравнении с эффектами для Китая и России – лишь доходы от оказания услуг по транспортировке грузов. Тогда как оформление грузов, их хранение и распределение остаются в ведении других участников СП.
Подобные распределительные хабы созданы и в других значимых для казахстанского транзита странах. Вот неполный список других СП с участием АО КТЖ:
• Азербайджан – свободная экономическая зона Алят;
• ОАЭ – совместное предприятие AD Ports Group (расширение порта Халифа).
• Китай – ООО «Китайско-казахстанская международная логистическая компания г. Ляньюньган (доля АО КТЖ – 49%), сухой порт Сиань, сухой порт Хоргос.
• Турция – СП «Middle Corridor» (доля КТЖ 33,33%).
• Аналогичные проекты совместных хабов имеются с Венгрией и Россией.
Всего за два предстоящих года АО КТЖ намерено построить 9 транзитных терминалов. И везде казахстанское участие ограничивается миноритарными пакетами акций, не позволяющими определять стратегии развития данных СП. И если в зарубежных проектах, реализуемых АО КТЖ, это еще можно объяснить, то в отношении проектов, реализуемых на территории самого Казахстана, – нет. Между тем, пакет акций Актауского морского торгового порта, например, вообще передан в доверительное управление.
Таким образом, возникает вопрос соблюдения баланса экономических интересов Казахстана и стран-партнеров. Есть мировые аналоги – например, создание сети свободных экономических зон в районе Суэцкого канала используется Египтом для привлечения инвестиций в размещение производств на территории страны. Казахстан, выполняющий такую же транзитную функцию в рамках сухопутного маршрута Экономического пояса Шелкового пути, а также коридора «Север-Юг», аналогичных требований иностранным партнерам не предъявляет, ограничиваясь лишь перевозкой грузов.
Между тем, имеется поручение Касым-Жомарта Токаева к АО КТЖ о необходимости пересмотра подходов к системным вопросам, касающимся возврата собственности, борьбы с олигополией, демонополизации и обеспечения интересов государства. И во всех этих вопросах АО КТЖ должно, согласно предписанию Президента страны, занимать позицию активного участника.
В конечном счете, стратегия развития транспортно-логистического потенциала должна была стать составной частью более глобальной стратегии промышленного развития Казахстана. Отсутствие такой внутренней взаимосвязи и является индикатором недоработок на уровне нацкомпаний и профильных правительственных ведомств, когда каждая из структур решает только свои узкоспециализированные вопросы и не стремится встать на одну ступень выше – оценить, как то или иное действие повлияет на общую ситуацию в экономике страны.
Международное экономическое право предполагает, что в основе создания любых совместных предприятий лежит принцип соблюдения баланса экономических интересов участников. При этом баланс интересов должен формироваться таким образом, чтобы в конечном итоге обеспечить достижение целей каждого из участников.
Само по себе строительство железнодорожного хаба дает ряд преимуществ по перевалке и обработке грузов, положительно отражается на сроках их доставки. В рассматриваемом проекте казахстанская сторона получает загрузку северного транзитного коридора, Россия снижает нагрузку на Восточный железнодорожный полигон, уже не справляющийся с резко возросшим объемом грузоперевозок, а Китай прочнее привязывает к себе сырьевые экономики России и Казахстана, получает упрощенный доступ на новые рынки сбыта для своих потребительских товаров.
Мы видим, что экономический эффект для казахстанской стороны оказывается наименьшим в сравнении с эффектами для Китая и России – лишь доходы от оказания услуг по транспортировке грузов. Тогда как оформление грузов, их хранение и распределение остаются в ведении других участников СП.
Можно ли говорить, что в данном случае соблюдено требование достижения интересов нашей страны? Скорее всего, нет, поскольку проект не предполагает развития производственной базы в самом Казахстане, трансфера новых технологий и компетенций. Казахстан выступает лишь в качестве транзитного коридора.
Подобные распределительные хабы созданы и в других значимых для казахстанского транзита странах. Вот неполный список других СП с участием АО КТЖ:
• Азербайджан – свободная экономическая зона Алят;
• ОАЭ – совместное предприятие AD Ports Group (расширение порта Халифа).
• Китай – ООО «Китайско-казахстанская международная логистическая компания г. Ляньюньган (доля АО КТЖ – 49%), сухой порт Сиань, сухой порт Хоргос.
• Турция – СП «Middle Corridor» (доля КТЖ 33,33%).
• Аналогичные проекты совместных хабов имеются с Венгрией и Россией.
Всего за два предстоящих года АО КТЖ намерено построить 9 транзитных терминалов. И везде казахстанское участие ограничивается миноритарными пакетами акций, не позволяющими определять стратегии развития данных СП. И если в зарубежных проектах, реализуемых АО КТЖ, это еще можно объяснить, то в отношении проектов, реализуемых на территории самого Казахстана, – нет. Между тем, пакет акций Актауского морского торгового порта, например, вообще передан в доверительное управление.
Таким образом, возникает вопрос соблюдения баланса экономических интересов Казахстана и стран-партнеров. Есть мировые аналоги – например, создание сети свободных экономических зон в районе Суэцкого канала используется Египтом для привлечения инвестиций в размещение производств на территории страны. Казахстан, выполняющий такую же транзитную функцию в рамках сухопутного маршрута Экономического пояса Шелкового пути, а также коридора «Север-Юг», аналогичных требований иностранным партнерам не предъявляет, ограничиваясь лишь перевозкой грузов.
Между тем, имеется поручение Касым-Жомарта Токаева к АО КТЖ о необходимости пересмотра подходов к системным вопросам, касающимся возврата собственности, борьбы с олигополией, демонополизации и обеспечения интересов государства. И во всех этих вопросах АО КТЖ должно, согласно предписанию Президента страны, занимать позицию активного участника.
Однако пока национальная компания не демонстрирует подобной активности в отстаивании интересов государства. Проекты, реализуемые на территории Казахстана, не предполагают оказания мультипликативного эффекта на развитие промышленности. Хотя, по логике, именно транспортные коридоры и должны выступать в качестве каркаса промышленного развития.
В конечном счете, стратегия развития транспортно-логистического потенциала должна была стать составной частью более глобальной стратегии промышленного развития Казахстана. Отсутствие такой внутренней взаимосвязи и является индикатором недоработок на уровне нацкомпаний и профильных правительственных ведомств, когда каждая из структур решает только свои узкоспециализированные вопросы и не стремится встать на одну ступень выше – оценить, как то или иное действие повлияет на общую ситуацию в экономике страны.
Похожие статьи
Как в КТЖ выполняют поручение главы государства?
Сверка часов в Евразийском союзе: к итогам визита Владимира Путина
29.11.2024, автор Виктор Долгов.
«Казахстан Темир Жолы»: системный кризис грозит дефолтом
12.06.2024, автор Виктор Долгов.
Предложения «второй свежести»: зачем ВАП лоббирует дробление КТЖ?
18.07.2024, автор Виктор Долгов.