АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Как в КТЖ выполняют поручение главы государства?

Как в КТЖ выполняют поручение главы государства?

Сегодня, 09:46, автор Виктор Долгов.

RU KZ EN
В июле 2022 года Касым-Жомарт Токаев поручил новому на тот момент руководству АО «Казахстан Темир Жолы» создать на базе компании Транспортно-логистический холдинг. Идея более чем актуальная, особенно с учетом складывающихся геополитических реалий и транзитного потенциала Казахстана. Президент увидел открывающееся «окно возможностей» в развернувшейся санкционной войне и оперативно предложил всем странам-соседям активизировать работу по выстраиванию транспортных коридоров «Восток-Запад» и «Север-Юг». Однако ключевое звено всех коридоров – инфраструктура АО «Казахстан Темир Жолы». Поэтому реформированию компании и было придано стратегическое значение.

В качестве дедлайна выполнения поручения главы государства обозначен декабрь текущего года. Так как же обстоят дела на текущий момент?

Нужно сказать, что сама идея создания транспортно-логистического холдинга на базе АО «Казахстан Темир Жолы» не нова. Соответствующее поручение прорабатывалось на уровне правительства РК еще в 2011 году. При этом было анонсировано превращение АО КТЖ в «интегрированного транспортно-логистического оператора» с расширением функционала, который будет включать «вопросы совершенствования и ускорения процедур контроля на пограничных переходах, улучшение таможенных процедур, выработку четкой схемы прохождения товаров и грузов по территории страны и в целом создание благоприятного логистического климата».

Однако в те годы создание интегрированного транспортно-логистического оператора по понятным причинам не сложилось. АО КТЖ было превращено в «кормушку» «старой элиты». И в 2022-м второму президенту страны пришлось актуализировать тему транспортно-логистического холдинга уже в новых условиях.


В чем же заключается суть? В создании вертикально интегрированной транснациональной компании, обеспечивающей всю линейку транспортно-логистических услуг не только на территории Казахстана, но и, как минимум, на территории непосредственных стран-соседей.

Упрощенно говоря, чтобы малый и средний бизнес, скажем, в Шанхае мог обратиться в местный офис «Казахстан Темир Жолы» и отправить контейнер с товарами, например, в Азербайджан или Белоруссию через территорию Казахстана. А транспортно-логистический холдинг смог бы сделать это быстрее и дешевле, чем если бы перевозки осуществлялись по морю через Суэцкий канал. В ином случае это просто теряло бы свой изначальный смысл. Внешние потребители транспортных услуг не будут ждать выполнения своей заявки на транзит груза неделями, как, например, вынуждены ждать казахстанские горнодобывающие и угольные компании.

Под трансформацию в интегрированного транспортно-логистического оператора АО «Казахстан Темир Жолы» создало сеть совместных и дочерних предприятий как внутри страны, так и за рубежом. Но само по себе их создание еще нельзя рассматривать как формирование холдинга – они все должны быть связаны в рамках общих экономических и производственных процессов, что повысит их отдачу за счет синергетического эффекта.

Вот именно этой связности проектов пока добиться и не удалось. Функционирование дочерних и совместных предприятий не приводит к увеличению прибыли АО КТЖ, а по целому ряду направлений, наоборот, поглощает ресурсы. Ранее Spik.kz уже отмечал странный формат взаимодействия АО КТЖ со своим формально дочерним АО «Транстелеком», созданным за счет бюджета
.

Сейчас руководство АО КТЖ пытается решить ряд проблем с оформлением и логистикой грузов через цифровые продукты. И вновь начинает создавать дочерние предприятия, дальнейшая судьба которых остается под вопросом. Тренд на цифровизацию понятен и задан президентом. Но имеется и общий государственный оператор этого процесса (МЦРИАП), который в данный момент только определяет общие стандарты и требования к используемым в государстве системам искусственного интеллекта.

При этом руководство АО КТЖ уже заявило о разработке и внедрении собственной системы искусственного интеллекта. Не бежит ли в данном конкретном случае кое-кто «впереди паровоза»? А предстоящее сопряжение этого отраслевого ИИ с другими государственными цифровыми системами потребует дополнительного бюджетного финансирования? И не создается ли тут откровенно коррупционная ниша, когда под видом нового программного обеспечения вновь будут «осваиваться средства»? Пока очевидно, что дорожная карта цифровых проектов КТЖ реализуется в отрыве от только прорабатываемой государственной политики в области цифровизации и искусственного интеллекта. Это во-первых.

Во-вторых, цифровизация как таковая не должна рассматриваться в качестве самоцели. Цифровые проекты должны отвечать текущим производственным потребностям железнодорожной отрасли. Например, помогать пресекать хищения дизельного топлива, проводить диагностику путей, вагонов и локомотивов. В таком случае цифровые проекты будут иметь вполне осязаемую коммерческую отдачу. При условии, что будут оставаться в собственности компании и не станут выводиться на приватизацию.

Пока постановка стратегических целей и задач в рамках создания транспортно-логистического холдинга вызывает массу вопросов. И с этими не до конца выверенными приоритетами многие наблюдатели связывают тяжелое финансовое положение компании, зафиксированное аудиторами ВАП в текущем году.

Наличие национального транспортно-логистического холдинга позволило бы решить целый ряд задач, стоящих перед экономикой страны. Однако уровень компетенций исполнителей недостаточен для грамотного исполнения поручения, данного главой государства. Своими непродуманными действиями они обесценивают стратегически верные решения Ак-орды и, в конечном счете, подрывают доверие к власти как таковой.

Похожие статьи

Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
ГЧП в Казахстане: игра в наперстки?
29.10.2024, автор Асем Избасарова.
«Казахстан Темир Жолы»: системный кризис грозит дефолтом
12.06.2024, автор Виктор Долгов.
Экономические фантазии: каким видят будущее Казахстана наши «стратеги»?
19.08.2024, автор Spik.kz.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Как в КТЖ выполняют поручение главы государства?