АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Почему президент РК публично поддержал народного писателя?

Почему президент РК публично поддержал народного писателя?

29.01.2025, автор Бауыржан Маханов.

RU KZ EN
Недавно произошло крайне редкое и даже, возможно, уникальное для нашей страны событие: глава государства направил одному из казахстанцев телеграмму по случаю не юбилея, не какого-то достижения, не получения той или иной престижной награды, как это обычно бывает, – он выразил признательность за мысли, которыми адресат его послания поделился в своем интервью.

Президент РК решил в такой форме поддержать позицию писателя Толена Абдика в вопросах, касающихся ценностных установок, культурных и духовных ориентиров современного казахского социума, межэтнических отношений, роли современной литературы во всем этом. А заодно, смеем предположить, как бы подтолкнуть общественность, особенно представителей национальной интеллигенции, к внимательному прочтению интервью, опубликованного 10 января с.г. в газете ««Егемен Қазақстан», к широкому обсуждению затронутых в нем тем.

Толен Абдик входит в число старейших среди ныне живущих в нашей стране литераторов. Его первые прозаические произведения увидели свет шесть десятилетий назад, в середине 1960-х годов. А в 2023-м, когда после четвертьвекового перерыва реанимировали звание «Народный писатель Казахстана», его был удостоен в том числе и наш сегодняшний герой, который к этому моменту перешагнул 80-летний рубеж.

Возрождение упомянутого выше звания – лишь один из шагов, предпринятых действующим руководством РК с целью повышения роли художественной литературы и представителей писательского цеха в жизни общества. Последнее сегодня оказалось под сильнейшим влиянием социальных сетей и порожденных ими самозваных «лидеров мнений», очень часто крикливых, уверенных в том, что они всё знают и что им всё позволено, не обременяющих себя соблюдением элементарных этических норм. Тогда как литераторы, которых когда-то считали моральными авторитетами, а в советский период даже называли «инженерами человеческих душ», в массе своей либо отмалчиваются, либо, что еще хуже, пытаются потакать настроениям толпы, быть, как говорится, в тренде – иными словами, занимаются модным ныне популизмом.


Ценность интервью, которое Толен Абдик дал ведущему казахскоязычному изданию, в том и заключается, что он не побоялся пойти «против течения», поставить под сомнение нарративы и оценки, доминирующие сейчас в сознании значительной части казахского общества и становящиеся серьезным препятствием на пути его модернизации, превращения в сильную, способную адекватно реагировать на современные вызовы нацию. Конечно, он не первый, кто решился на это, но когда такие вещи говорит народный писатель, слова приобретают дополнительный вес.

В частности, Абдик высказался по поводу активно насаждаемого представления о казахах как об этносе-жертве колониального, а затем и советского режима. Да, в эпоху перестройки, в первые годы после обретения суверенитета оно, наверное, было актуальным. Но мы уже более 33-х лет живём в независимом Казахстане, его титульный этнос и де-юре, и де-факто является государствообразующим, оказывающим ключевое влияние на положение дел в стране. Поэтому стоит ли и дальше жить старыми обидами, бесконечно вспоминать былые унижения, плакаться? Прошлое уже не изменишь, а современная действительность полна проблем, требующих решения сегодня, сейчас, – и именно они должны быть в центре нашего внимания. А значит, настало время начать замещение психологии этноса-жертвы психологией этноса-созидателя, строящего государство под названием «Казахстан» и несущего за это главную ответственность.

С другой стороны, в казахской литературе и публицистике очевидна тенденция к идеализации, героизации более далекого прошлого нашего народа. По этому поводу Толен Абдик с некоторой иронией замечает: «Если почитать исторические произведения казахских писателей, то создается впечатление, что никогда не было столь смелого и мудрого народа, как наш. Но поневоле возникает вопрос: как наши храбрые, бесконечно умные предки могли допустить, что казахская земля на три столетия стала колонией?». И вообще, по его мнению, чрезмерное увлечение архаикой, даже преклонение перед ней – вовсе не то, в чем нуждается современное казахстанское общество. «Потому что кем бы ни были ваши предки, они не могут ничего добавить к вашей личности, статусу или образу жизни. То, кем вы являетесь, определяется вашим настоя¬щим днем», – резюмирует народный писатель.

Неприятие у него вызывает и другой тренд – на возвеличивание завоевателей (они в интервью не названы, но, видимо, имелись в виду Аттила, Чингисхан с его потомками и прочие исторические фигуры такого рода, чьи имена в нынешнем Казахстане возведены чуть ли не в культ): «В наши дни, когда мы являемся свидетелями актов агрессии, в результате которых гибнут люди и разрушаются города, превозносить тех, кого человечество помнит как ещё более кровавых агрессоров, гордиться ими считаю в корне неверным. Напротив, надо продвигать идеи гуманизма, мирного и цивилизованного сосуществования народов».


Не может согласиться Толен Абдик и с ныне популярной – даже среди молодёжи – ностальгией по кочевому образу жизни, с его чрезмерной романтизацией. По словам писателя, это был лишь один из переходных периодов в истории (добавим от себя, что для нашего народа в силу целого ряда причин он просто затянулся на слишком долгий срок). Абдик считает, что кочевое общество, жившее за счёт природы, было обречено на технологическое отставание от оседлого, что его развитие было сродни черепашьим шагам. А потому не стоит ни гордиться тем, что вплоть до окончания первой четверти 20-го века казахи оставались номадами, ни идеализировать тот образ жизни. Тем более что, только перейдя на оседлость, наш народ получил доступ к благам цивилизации, шанс стать образованной, культурной во всех отношениях нацией, имеющей свои театры, музеи, библиотеки, университеты, Академию наук и т.д. И снова дополнение от себя к словам писателя: те, кто воспевает в книгах, статьях, в том числе научных, кочевой быт, сами вряд ли согласны к нему вернуться.

Также Толен Абдик предостерегает от нездорового национального эгоизма и самолюбования, от мыслей и заявлений об исключительности своего этноса, о неких его преимуществах над остальными. В год 80-летия окончания Второй мировой войны, самой страшной и самой кровопролитной в истории человечества, он напоминает, что именно подобные идеи стали питательной почвой, взрастившей известные политические режимы в Германии и Японии, которые впоследствии принесли страдания всему миру и привели к катастрофе собственные народы.

Писатель не приемлет казахский национализм, равно как и любой другой. Ведь если все этносы, проживающие в нашей стране, начнут проявлять такого рода настроения, то что от нее останется? Он выступает и против насаждаемой сегодня в общественную повестку темы «чистоты крови». По его словам, даже в древности казахи женили сыновей на девушках из соседних стран и выдавали дочерей замуж за представителей других народов. А сегодня, в эпоху глобализации, тем более не стоит устанавливать какие-то преграды.

Касаясь признаков, характеризующих культурного в современном понимании человека, он ставит на первое место уважение к другим людям вне зависимости от их этнической, религиозной или языковой принадлежности. А еще, по его мнению, культура личности должна проявляться в том, чтобы признавать права и ценности представителей иных этнических групп в такой же степени, что и права и ценности своего этноса.

Обобщая, можно сказать, что писатель призывает меньше смотреть назад, в прошлое, пытаясь найти там (а чаще придумывая) какие-то образцы идеального общества, и больше думать над решением сегодняшних проблем, над тем, как сделать Казахстан по-настоящему цивилизованным и динамично развивающимся государством, избавляться от национального чванства во всех его проявлениях, культивировать общечеловеческие гуманистические ценности.

Многие из мыслей, озвученных Толеном Абдиком, наверняка не вызовут понимания (и это еще мягко сказано) у той части казахского общества, которая называет себя национал-патриотической и считает, что именно она вправе выражать глубинные интересы и чаяния самого многочисленного в стране этноса. В то же время размышления писателя перекликаются с тем, что говорит в своих публичных выступлениях, адресованных казахстанцам, сам глава государства. Скорее всего, как раз таки эти два обстоятельства побудили Касым-Жомарта Токаев публично поддержать Толена Абдика.


А что, интересно, скажут по поводу интервью, опубликованного в «Егемен Қазақстан», другие литераторы, да и вообще те, кто относит себя к национальной интеллигенции? Или же они ограничатся привычным брюзжанием в своем кругу?

Похожие статьи

Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
26.09.2024, автор Spik.kz.
Who is Mr. Sauranbayev? Честен ли перед президентом глава крупнейшей в стране нацкомпании?
27.01.2025, автор Гульнар Муканова.
Что должно быть в приоритете – знание казахского языка или профессионализм?
5.07.2024, автор Сауле Исабаева.
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Почему президент РК публично поддержал народного писателя?