АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Who is Mr. Sauranbayev? Честен ли перед президентом глава крупнейшей в стране нацкомпании?

Who is Mr. Sauranbayev? Честен ли перед президентом глава крупнейшей в стране нацкомпании?

27.01.2025, автор Гульнар Муканова.

RU KZ EN
Ключевую роль в развитии экономики Казахстана играют не только соответствующие министерства и ведомства, но и национальные компании – это аксиома. Их развитие, в свою очередь, во многом зависит от руководящих ими топ-менеджеров, что тоже очевидно. Поэтому именно на эти личности должны обращать внимание все – и общество, и парламентарии, и высшее руководство страны, требуя от них четкого и всестороннего отчета о деятельности. Обратим на них внимание и мы, тем более что за реальными докладами «об успехах» порой скрываются, мягко говоря, манипуляции и откровенные приписки. Начнем же, наверное, с самой крупной в стране по валовому продукту, количеству сотрудников и, что очень важно, по потенциальной роли в развитии экономики республики – АО «Қазақстан темір жолы», а точнее, с председателя его правления Нурлана Сауранбаева.

Вместо введения

Почему наш выбор пал именно на КТЖ, наверное, особо объяснять не надо. Хотя бы потому, что эта компания, помимо прочего, лидирует среди всех других по числу жалоб со стороны граждан (причем не только пассажиров, но и предпринимателей и даже самих сотрудников), количеству скандалов и… размерам долгов, которые ставят всю отрасль на грань банкротства. Напомним, об этом в прошлом году прямо заявил председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов, подчеркнув, что задолженность КТЖ приблизилась к 3-м триллионам тенге. Для сравнения (чтобы был понятен масштаб цифр): в том же 2024-м на всю систему здравоохранения страны из бюджета выделили на 500 млрд тенге меньше.

Но сегодня мы не станем развивать эту тему, так как, во-первых, там слишком много нюансов и отдельных направлений, а во-вторых, хотелось бы, прежде всего, обратить внимание на нынешнего главу компании – так, для общего понимания. В любом случае нужно просто запомнить приведенную выше цифру с 12-ю нулями и вспоминать ее каждый раз, когда КТЖ будет рапортовать о каких-то достижениях. Впрочем, про «достижения» тоже отдельный разговор, так как реального «выхлопа» от них особо нет.

К слову, о рапортах. Пару недель назад председатель правления НК «АО «Қазақстан темір жолы» Нурлан Сауранбаев был на докладе в Акорде. О том, что он сказал, какие его цифры и выкладки можно поставить под сомнение, мы тоже поговорим как-нибудь в следующий раз, а пока отметим, что до этого на приеме у президента Токаева он был в феврале прошлого года, и если сопоставить то, что глава КТЖ говорил тогда и сейчас, то даже у несведущего в экономике человека возникнет множество вопросов.

Масса вопросов к нему накопилась также у мажилисменов, не говоря уже о простых казахстанцах, у независимых СМИ и, возможно, у правоохранительных органов. При этом господин Сауранбаев ни разу(!) не был на правительственном часе в парламенте: то отправлял вместе себя заместителя, то вообще игнорировал приглашения. Например, в самом конце прошлого года он должен был предстать перед депутатами вместе с министром транспорта, но опять не появился. А вот от приема у главы государства, по всей видимости, увильнуть никак не мог.


Но это так, к слову. Хотя следует отметить, что Сауранбаев может составить серьезную конкуренцию другим государственным мужам по степени закрытости и нежеланию отвечать на вопросы. А, может, ему есть что скрывать?

С места в карьер

Не секрет, что всем институтам власти нужны новые лица – молодые, креативные, способные в корне изменить существующую систему, а главное – вызывающие доверие в обществе. При этом мы отчетливо понимаем, что быстро добиться такого положения вещей невозможно. Потому неудивительно, что на многих ключевых позициях находятся руководители, которые сделали свою карьеру «при Назарбаеве», – многие из них действительно знают дело и имеют большой опыт. Но плюс ко всему этому необходимы еще и понимание необходимости реформ в курируемых ими отраслях, а также следование новой концепции перестройки экономики.

Нет, мы не говорим о преданности действующему президенту страны, хотя сложилось мнение, что это чуть ли не основной пункт в резюме претендентов на включение в государственный топ-менеджмент. Речь идет о приверженности реформам, в том числе через отход от старых, изживших себя методов, когда эти самые топ-менеджеры работали не на страну, а на себя и на свои команды. Именно связи с теми, кого отодвинули от ключевых позиций в государстве, мягко говоря, смущают многих. Никто не оспаривает тот факт, что в «старом Казахстане» практически во всех отраслях экономики ключевые должности были заняты «своими людьми», но ведь пора уже менять ситуацию и меняться самим. Между прочим, тех, кто действительно «перестроился», как говорили при Горбачеве, не так мало. Однако нашему сегодняшнему герою это, похоже, не грозит, и на такой вывод наталкивает его трудовая биография.

Родился Нурлан Ермекович в Джамбуле (ныне Тараз) в мае 1967 года. Перед самым распадом Советского Союза он окончил КазГУ имени Кирова (сейчас КазНУ имени аль-Фараби) с дипломом экономиста, после чего сразу стал гендиректором компании «Енбек». Сейчас трудно с точностью сказать, что это была за фирма, но, по всей видимости, для Сауранбаева она стала мощным трамплином – уже в 30 лет он занял должность исполнительного директора Конгресса предпринимателей Казахстана. Тогда это было нужным и важным делом, которое курировал сам первый президент, и оттуда вышло немало как талантливых бизнесменов, так и «удачливых» олигархов.

Впрочем, проработал наш герой там всего год, а затем внезапно объявился в кресле руководителя АО «Пассажирские перевозки». Отметим, что именно тогда (31 января 1998 года) путем слияния различных структур железнодорожного транспорта было образовано РГП «Қазақстан темір жолы», а его «дочка» монополизировала весь пассажирский поток. Во главе КТЖ тогда, напомним, находился Абылай Мырзахметов. Да-да, тот самый, который немногим позже был осужден на условный срок за хищения в особо крупном размере. И тогда, и потом поговаривали, что столь мягкое наказание стало следствием заступничества со стороны Тимура Кулибаева, второго зятя первого президента страны.

Заметим, что Мырзахметов всегда считался человеком Тимура Аскаровича и даже особо это не скрывал. Правда, в прошлом году некогда влиятельный зять, по всей видимости, не смог (или не захотел) в очередной раз спасти Абылая Исабековича от тюрьмы – Мырзахметова лишили свободы на 5 лет за мошенничество. Кстати, пока мы не отошли далеко от темы, скажем, что совсем недавно, в начале января 2025-го, президентом АО «Пассажирские перевозки» стал теперь уже бывший заместитель Сауранбаева на нынешней должности Ануар Ахмеджанов. К нему мы, наверное, тоже еще вернемся, а пока отметим, что трудовой путь Ахмеджанова во многом перекликается с биографией его шефа.

Из команды Тимура

Но продолжим рассказ о карьере Нурлана Ермековича. В год миллениума он перешел из «железки» в «нефтянку», причем тоже стремительно и резко – стал первым вице-президентом ОАО «Атырауский нефтеперерабатывающий завод». Наверное, здесь совершенно необязательно напоминать, что в то время Кулибаев как раз стал наращивать свои нефтяные активы, а заодно внедрять близких ему людей в госструктуры, так или иначе связанные с добычей, транспортировкой и переработкой углеводородного сырья. А позиция «первого зама» в этом плане была очень важной – она позволяла контролировать предприятие, не давая шансов на утечку информации и, в данном случае, самой нефти. Впрочем, это касается (или касалось) практически любой сферы и любого ведомства.

На АНПЗ Сауранбаев тоже проработал всего два года, а потом стал директором Департамента инжиниринговых и сервисных услуг только что образованного АО «КазМунайГаз». Догадайтесь, кто был первым вице-президентом новорожденной национальной компании? Правильно – Тимур Кулибаев, который ранее занимал такую же должность в «Казахойле» (предшественнике КМГ). Между прочим, соседний кабинет отдали Кайрату Сатыбалдыулы, ставшему директором Департамента по социальным вопросам, стратегическому планированию и телекоммуникациям.


Как впоследствии отмечалось, именно в то время была заложена основа системы распределения нефтяных богатств между приближенными Нурсултана Назарбаева, а заодно – коррупционные схемы, позволявшие нефтедолларам течь мимо государственной казны в частные руки (и мы знаем, в чьи). Очередным шагом, направленным на укрепление позиций в этой сфере, стало создание инфраструктуры освоения казахстанского сектора Каспийского нефтяного шлейфа, для чего (ну и для других целей) было образовано ТОО «ТенизСервис». Если «погуглить» это название, то поисковик непременно выдаст фамилию «Кулибаев», а из последних новостей, касающихся компании, – публикации международных журналистов-расследователей и сообщения нидерландских блюстителей закона. Так вот, Нурлан Сауранбаев был гендиректором «ТенизСервиса» в период с 2005-го по 2007-й. Потом он вернулся в «материнскую» компанию – сначала заведовал транспортировкой нефти, а затем был назначен управляющим директором по сервисным проектам «КазМунайГаза».

На этой позиции, согласно официальной биографии, он пробыл до 2010-го, после чего его следы ненадолго затерялись, а в мае 2011-го он вдруг (опять «вдруг») появился в правительстве в роли вице-министра индустрии и новых технологий РК. То есть снова оказался в очень удобном кресле заместителя, заодно, возможно, блюдя интересы своей команды. По всей вероятности, на госслужбе он проявил себя неплохо (по крайней мере, в глазах «своих»), хотя и тогда особой публичностью не отличался. Как, впрочем, и на следующей должности – с 2014-го по 2016-й годы Сауранбаев был вице-министром обороны. Этот, казалось бы, военный пост он занял при министре Серике Ахметове (впоследствии осужденном за коррупцию), большую часть отведенного ему времени прослужил при Имангали Тасмагамбетове (который, как и Ахметов, был гражданским главой оборонного ведомства), а закончил вскоре после прихода в МО РК Сакена Жасузакова.

Что там делал Нурлан Ермекович? Нам тоже интересно было бы это узнать, поскольку в тот период (как, впрочем, и во все предыдущие, да и в некоторые последующие) он на публике не появлялся, ничем значимым себя не проявил. Возможно, занимался делами, которые «любят тишину». Кстати, как раз тогда Сауранбаев возглавил совет директоров АО «Казахстан инжиниринг», которое ранее было передано в доверительное управление Министерству обороны, – именно через эту компанию планировалось проводить весь гособоронзаказ. Эта тоже отдельная тема, изначально «пахнущая» коррупционной составляющей, если судить по последующим событиям и недавним разоблачениям.

Есть вопросы и относительно кратковременной деятельности Сауранбаева в роли руководителя оргкомитета Штаба по вопросам подготовки и проведения выставки ЭКСПО-2017. Зато потом Сауранбаев наконец-то получил более серьезную должность – в ноябре 2017-го ему доверили руководство третьим в стране по численности населения городом. Даже нейтральная пресса давала сообщения об этом назначении под заголовками вроде «Новый аким Шымкента — один из богатейших и влиятельных людей Казахстана». Правда, не уточняя, почему его отнесли к числу «богатейших», сколько он «весит» в миллионах долларов и в чем заключается его влиятельность. Нам это тоже интересно, а потому в другой раз мы, возможно, вернемся к данной теме.


Но в акимате самого южного мегаполиса нашей страны Сауранбаев пробыл недолго – лишь семь с половиной месяцев. Затем он вновь пропал на полгода из поля зрения, чтобы в самом начале 2019-го оказаться прямо в Администрации президента РК – на должности заведующего отделом госконтроля и организационно-территориальной работы. То есть он курировал деятельность акиматов, причем «пересидел» сразу нескольких руководителей АП. А в апреле 2021-го его назначили председателем правления АО «НК «Қазақстан темір жолы».

Продолжение следует…

При внимательном изучении биографии нашего героя, причем даже тех сведений, которые содержатся в открытых источниках, на поверхность всплывает очень много интересного. Например, анализируя опубликованные в недавнем прошлом материалы, включая интервью предшественников Нурлана Ермековича, начинаешь все больше сомневаться в «победных реляциях» КТЖ и задумываться над тем, что скрывает от внимания общественности руководство национальной компании.

Мы ни в коем случае не хотим оспаривать решение президента страны назначить Сауранбаева на занимаемый им сегодня пост. Но тут есть два (пока два) момента. Во-первых, как вы заметили, это решение было принято без малого четыре года назад, до событий Кантара. А ведь сразу после январской трагедии 2022-го глава государства инициировал широкие реформы, объявил о деприватизации и, что имеет непосредственное отношение к рассматриваемой сегодня теме, не раз подвергал критике ситуацию, сложившуюся в железнодорожной отрасли. Во-вторых, президента могут вводить в заблуждение, оперируя заманчивыми цифрами и еще более заманчивыми обещаниями, приводя в качестве аргумента необходимость использования стальных магистралей Казахстана для транзита грузов из Китая в Европу и обратно.


Впрочем, об этом мы поговорим в следующий раз, а пока давайте задумаемся: есть ли альтернатива Сауранбаеву на нынешней его должности? Думается, есть. Мы сами пока не знаем, кто это, да и не советчики в таких делах. Однако в том, что другой действовал бы более решительно и, главное, честно перед президентом и народом Казахстана, почти не сомневаемся.

Продолжение следует…

Похожие статьи

Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Как изменилось отношение общества и политической элиты к первому президенту РК?
28.11.2024, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Как казахи теряют духовное наследие, и можно ли его восстановить?
30.09.2024, автор Сауле Исабаева.
Экономика Казахстана: под властью неоклассической теории. Часть 5-я, финальная
23.09.2024, автор Spik.kz.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Who is Mr. Sauranbayev? Честен ли перед президентом глава крупнейшей в стране нацкомпании?