26.09.2024, автор Spik.kz.
Почему казахстанская элита воспринимает свою страну как вахтовый поселок?
31.01.2025, автор Виктор Долгов.
RU
KZ
EN
В ходе расширенного заседания правительства президент потребовал от министров нестандартных решений для достижения ранее поставленных целей экономического развития. И в качестве одной из таких «фишек» Кабмин предложил увеличение налога на добавленную стоимость (НДС) почти в 1,7 раза. Компенсацией бизнесу и населению должно стать параллельное снижение ставок налогов на фонд оплаты труда. В чем проблема такого подхода к пополнению бюджета?
Предложенный резкий рост НДС с 12 сразу до 20 процентов неизбежно приведет к повышению розничных цен на товары первой необходимости и, в конечном счете, подстегнет инфляцию. Компенсационный же механизм, выражающийся в снижении налогообложения фонда оплаты труда, затронет лишь официально работающую часть населения. Остальная часть населения получит только 10-процентное подорожание товаров и коммунальных услуг. То есть мы видим явный перекос в сторону увеличения налогообложения без достаточных компенсаций бизнесу и гражданам.
Таким образом, повышение НДС – это паллиативная мера, которая не решает проблему сокращения доходов республиканского бюджета. Правительство, увеличивая стоимость жизни, встанет перед неизбежностью пропорционального увеличения зарплат и социальных выплат, а следовательно, расходная часть бюджета тоже будет расти.
Пополнение бюджета без провоцирования социального взрыва более реалистично через пересмотр механизмов распределения природной ренты. А потому перед правительством встает вопрос о необходимости ревизии ранее заключенных контрактов на недропользование, в том числе пресловутых соглашений о разделе продукции. По этому пути идет уже значительная часть стран с периферийной экономикой: Кыргызстан, Нигер, Чад... Кроме природной ренты, им рассчитывать не на что.
Почему власть стремится залезть в карманы рядовых граждан вместо того, чтобы выпотрошить так называемых «иностранных инвесторов»? Ответ лежит на поверхности – пересмотр соглашений о разделе продукции грозит валом международных судебных исков, за которыми последует замораживание и арест казахстанских активов в иностранных юрисдикциях. Не только государственных, но и средств нашей офшорной элиты. А именно этого и нельзя допустить с точки зрения бюрократии.
При этом на постсоветском пространстве уже были прецеденты пересмотра кабальных контрактов на недропользование. Тот же Кыргызстан провел национализацию золотодобывающего месторождения Кумтор и теперь вполне неплохо на нем зарабатывает. Но есть нюанс – у кыргызских элит нет существенных зарубежных активов, которые могли бы быть арестованы или заморожены.
Работа чиновников-«вахтовиков» превращается в своеобразный одноразовый контракт, а горизонт планирования при реализации решений начинает ограничиваться сроком пребывания на должности, используемой для получения коррупционной ренты.
Нужно признать, что президент страны проводит взвешенную и, даже можно сказать, осторожную кадровую политику. Но на самом деле чиновники должны нести персональную ответственность за состояние дел в курируемых сегментах государственного управления. И возможности получения ими коррупционной ренты с подконтрольного бизнеса должны быть полностью исключены.
Параллельно следует пересмотреть программу возврата в Казахстан незаконно выведенных активов. В рамках ее реализации власти «закошмарили» все бизнес-сообщество. Как следствие, оно резко сократило инвестиционные программы. Для многих бизнесменов работа в стране стала токсичной, что подталкивает их к переводу активов за рубеж. Это в еще большей степени стимулирует отток капиталов и усиливает восприятие Казахстана как большого вахтового поселка.
Если чиновник связывает свое будущее и будущее своих детей с другими странами, то какое у него видение собственной роли в развитии Казахстана? Понятно, что мы имеем дело с позицией временщиков. Наиболее яркий пример из публичной сферы – экс-аким города Шымкента Габидулла Абдрахимов, который на фоне лондонской гостиницы призывал соотечественников «работать в Казахстане, а на отдых выезжать за границу». После чего и был отправлен в отставку. Но подобных персонажей во власти на самом деле намного больше…
Предложенный резкий рост НДС с 12 сразу до 20 процентов неизбежно приведет к повышению розничных цен на товары первой необходимости и, в конечном счете, подстегнет инфляцию. Компенсационный же механизм, выражающийся в снижении налогообложения фонда оплаты труда, затронет лишь официально работающую часть населения. Остальная часть населения получит только 10-процентное подорожание товаров и коммунальных услуг. То есть мы видим явный перекос в сторону увеличения налогообложения без достаточных компенсаций бизнесу и гражданам.
Следствием такого шага станет еще большее нарастание акций протеста трудовых коллективов с требованием существенного повышения зарплат. К ним можно смело добавить и усиление социальной напряженности в наиболее проблемных стратах населения: бюджетников, пенсионеров, самозанятых, безработных, получателей адресной социальной помощи. Весь рост доходной части бюджета будет поглощен необходимостью индексации выплат со стороны государства этим группам населения, как минимум, на размер инфляции.
Таким образом, повышение НДС – это паллиативная мера, которая не решает проблему сокращения доходов республиканского бюджета. Правительство, увеличивая стоимость жизни, встанет перед неизбежностью пропорционального увеличения зарплат и социальных выплат, а следовательно, расходная часть бюджета тоже будет расти.
Пополнение бюджета без провоцирования социального взрыва более реалистично через пересмотр механизмов распределения природной ренты. А потому перед правительством встает вопрос о необходимости ревизии ранее заключенных контрактов на недропользование, в том числе пресловутых соглашений о разделе продукции. По этому пути идет уже значительная часть стран с периферийной экономикой: Кыргызстан, Нигер, Чад... Кроме природной ренты, им рассчитывать не на что.
Почему власть стремится залезть в карманы рядовых граждан вместо того, чтобы выпотрошить так называемых «иностранных инвесторов»? Ответ лежит на поверхности – пересмотр соглашений о разделе продукции грозит валом международных судебных исков, за которыми последует замораживание и арест казахстанских активов в иностранных юрисдикциях. Не только государственных, но и средств нашей офшорной элиты. А именно этого и нельзя допустить с точки зрения бюрократии.
При этом на постсоветском пространстве уже были прецеденты пересмотра кабальных контрактов на недропользование. Тот же Кыргызстан провел национализацию золотодобывающего месторождения Кумтор и теперь вполне неплохо на нем зарабатывает. Но есть нюанс – у кыргызских элит нет существенных зарубежных активов, которые могли бы быть арестованы или заморожены.
Отсюда мы приходим к главному выводу: офшорная элита не может быть суверенной. А потому является главной угрозой нашей национальной безопасности. Эти люди воспринимают страну, где родились, выросли, сделали карьеры и получили доступ к «государственной кормушке», как некий вахтовый поселок, где можно обогатиться, чтобы потом держать свои капиталы за рубежом и там же жить, отдыхать, давать детям престижное образование… Стремление любой ценой вывести активы и семьи за границу подчас делает таких представителей отечественной элиты проводниками иностранного влияния на Казахстан.
Работа чиновников-«вахтовиков» превращается в своеобразный одноразовый контракт, а горизонт планирования при реализации решений начинает ограничиваться сроком пребывания на должности, используемой для получения коррупционной ренты.
Нужно признать, что президент страны проводит взвешенную и, даже можно сказать, осторожную кадровую политику. Но на самом деле чиновники должны нести персональную ответственность за состояние дел в курируемых сегментах государственного управления. И возможности получения ими коррупционной ренты с подконтрольного бизнеса должны быть полностью исключены.
Параллельно следует пересмотреть программу возврата в Казахстан незаконно выведенных активов. В рамках ее реализации власти «закошмарили» все бизнес-сообщество. Как следствие, оно резко сократило инвестиционные программы. Для многих бизнесменов работа в стране стала токсичной, что подталкивает их к переводу активов за рубеж. Это в еще большей степени стимулирует отток капиталов и усиливает восприятие Казахстана как большого вахтового поселка.
Если чиновник связывает свое будущее и будущее своих детей с другими странами, то какое у него видение собственной роли в развитии Казахстана? Понятно, что мы имеем дело с позицией временщиков. Наиболее яркий пример из публичной сферы – экс-аким города Шымкента Габидулла Абдрахимов, который на фоне лондонской гостиницы призывал соотечественников «работать в Казахстане, а на отдых выезжать за границу». После чего и был отправлен в отставку. Но подобных персонажей во власти на самом деле намного больше…
Похожие статьи
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
Если бы я стал министром сельского хозяйства Казахстана... Часть 2-я
30.01.2025, автор Сауле Исабаева.
ИПН: когда и зачем хотят ввести прогрессивное налогообложение в Казахстане?
5.09.2024, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
В ожидании Послания президента: что нам скажут про бюджетный кризис?
28.08.2024, автор Spik.kz.