АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

В ожидании Послания президента: что нам скажут про бюджетный кризис?

В ожидании Послания президента: что нам скажут про бюджетный кризис?

28.08.2024, автор Spik.kz.

RU KZ EN
Петр Своик, экономист, публицист

Заканчивается последняя неделя августа – канун оглашения президентского послания народу Казахстана. Такие транслируемые по телевидению ежегодные выступления главы государства перед собранием депутатов и министров, акимов и руководителей национальных компаний – весьма специфические и чрезвычайно информативные события. Послание народу – сразу все и … ничего. С одной стороны, это документ высшего политического и исполнительного уровня, а с другой, напрямую никак не вписанный в законодательную и правительственную деятельность. Причем его составители традиционно и аккуратно избегают упоминаний о том, как выполняются (и выполняются ли вообще) обещания и поручения, оглашенные год назад.
Самоценность Посланий – в них самих, это квинтэссенция представлений главы государства, а в еще большей степени его «команды» о текущем состоянии экономики и политики, об имеющихся проблемах и о том, как они должны решаться.


Мощный рывок в … замедление

В прошлогоднем Послании говорилось о предстоящем мощном экономическом рывке, создании прочного промышленного каркаса, обеспечении экономической самодостаточности страны и удвоении ВВП. Соответствующий «Национальный план развития Республики Казахстан до 2029 года» удалось утвердить лишь недавно, причем из всех целеполаганий главы государства в нем присутствует только расписанный по годам рост ВВП, неисполняемый уже в момент утверждения «Национального плана…».

На самом же деле приходится говорить не о мощном рывке, а о явном замедлении экономики, причем системного свойства: потенциал созданной во второй половине 1990-х – начале нулевых годов «вывозной» экономической модели исчерпан. При сохранении того же курса страна почти неизбежно войдет в глубокий социально-экономический кризис с переходом в политический. Конкретным же отражением втягивания Казахстана в кризисный процесс является все более явное и углубляющееся неисполнение бюджета вкупе с неисполнимой надеждой исправить положение через введение нового Налогового кодекса.

Поэтому чрезвычайно важно, каким образом тема острой бюджетной недостаточности и способы борьбы с нею будут отражены в Послании. Наш тезис состоит в том, что именно в бюджете как в зеркале отражается кризисное состояние казахстанской экономики, требующее неотложной радикальной операции по жизненным показаниям. И, да, как при современных хирургических вмешательствах активно используется зеркальная аппаратура, так и попытка лечить не живой организм, а его отражение в бюджетно-налоговом зеркале стала бы опасным заблуждением.

Поэтому поступим так: до оглашения Послания изложим наши доводы относительно того, почему именно бюджет является наиболее полным и объективным отражением кризиса всей «вывозной» экономической модели. И скажем, в каком направлении должен осуществляться курс лечения. А после Послания отреагируем уже на сказанное в нем, накладывая это на наше видение оздоровительной операции.

Лечение начинается с диагноза

Проблема в том, что бесполезно предлагать правительству и АП рецепты лечения, если нет единства в постановке диагноза. Тем более если диагноз вообще не обозначен, поскольку не признается сама болезнь. Симптомы, да, перечисляются, но при тщательном уклонении от их диагностирования, что мы и наблюдаем в недавно утвержденном «Национальном плане…».

В нем после вполне объективного и весьма критического описания накопившихся проблем практически по всем рассмотренным направлениям экономической и социальной сферы не сделано ни малейшей попытки системного обобщения причин их накопления. Сразу вслед за описанием фактически кризисного положения приводятся абстрактные «приоритеты развития», никак не опирающиеся на фактическую ситуацию и никак не обеспечивающие реального развития. После чего следует никак не связанная с предыдущим таблица из расписанных по годам 39 целевых показателей, первый из которых – рост ВВП в два раза – неисполним уже в момент утверждения Плана-2029.

Поэтому приходится пока концентрироваться на предупреждениях о том, к каким негативным последствиям ведет продолжение нынешней политики, - пока со стороны правительства не последует признания невозможности ее дальнейшего продолжения. Хотелось бы, чтобы это произошло еще до того, как эта невозможность реализуется практически, – реализуется через потерю социально-экономической и политической устойчивости в Казахстане.


К сожалению, так уж устроена реальная политика, что наши комплексные предложения по новой экономической модели будут услышаны не ранее, чем в непоправимое состояние придет модель нынешняя. Тем не менее, мы обязаны их вносить и вносить, поскольку профилактика – лучший способ лечения. А пока самый горький рецепт: что реально происходит с бюджетом.

Бюджет – зеркало кризиса

Вот отчет Минфина за шесть месяцев исполнения государственного, то есть взятых в совокупности республиканского, областных, районных, городских и сельских бюджетов. Доходная часть выполнена на 46,3, расходная – на 43,2%.

Налоговые поступления составили лишь 39,9%. Некоторое опережение произошло только по индивидуальному подоходному и социальному налогам, отсчитываемым от зарплатного фонда, – 57,9% и 53,1% от утвержденных на год. Что, по всей видимости, вызвано попыткой подтянуть легальные заработки к росту цен, индекс которых за шесть месяцев составил 108,3%.

Тогда как по всем налогам, показывающим степень экономической активности, – резкий недобор. Корпоративный подоходный налог, характеризующий состояние компаний, – только 38,9% от плана на год. Поступления НДС, отсчитываемые от производственных и торговых оборотов внутри страны, – только 30,4%. Аналогично и на внешнем фронте: поступления от международной торговли – 39,8%. Поступления от акцизов – 40%.

Налоговую брешь пытаются закрывать ускоренными трансфертами из Национального фонда – их за полугодие выбрано уже на 76,4%. То есть правительству в ближайшее время придется вносить в парламент заявку на корректировку бюджета с существенным увеличением расходования средств Нацфонда.

Отсюда и резкий спад по бюджетным расходам. Относительно графика обеспечиваются только пенсионные и социальные выплаты, а также образование – 48,5% и 47,4% соответственно. Тогда как, например, по финансированию здравоохранения – лишь 34%, оборонных трат – 34,3%. А сфера ЖКХ, несмотря на необходимость подготовки к заведомо проблемному зимнему сезону, получила только 26,8%.

Дефицит приходится восполнять новыми заимствованиями, однако и уже набранный долг тянет вниз: затраты на обслуживание составили 131,2% относительно прошлогодних, и это уже 6,8% от всей расходной части. Причем за полугодие съедено 67,9% годового лимита.

Кстати, только что утвержденный правительством проект бюджета на 2025 год показывает: страна все глубже затягивается в кризисную мышеловку. Доходная часть заложена с ростом 6%, расходная с ростом 8,5%. При этом трансферт из Нацфонда предусмотрен в размере 5,25 трлн. тенге против 3,6 трлн. на текущий год, уже почти выбранных. Понятно, что при нынешних темпах налоговых недопоступлений и такого трансферта не хватит.

Показательно ещё вот что. Бюджет традиционно составляется как бы на три года. А на 2026-й и 2027-й заложен только гарантированный трансферт в 2 триллиона тенге. Другими словами, правительство откровенно расписывается в неспособности хоть как-то планировать дальше, чем на один год.


Торможение бюджета – торможение ВВП

Казалось бы, существенный недобор налогов говорит о резком спаде экономической активности в стране, но при этом, согласно заданию президента, к моменту окончания его полномочий ВВП Казахстана должен вырасти вдвое. И здесь мы возвращаемся к заведомой неисполнимости основополагающего документа – «Национального плана развития РК до 2029 года».

В нем предусмотрен рост ВВП в этом году на 6,4%, в следующем – уже на 9,6%, а далее – почти по 11%. На самом же деле краткосрочный экономический индикатор по нынешнему году как раз ко времени утверждения «Национального плана-2029» показывал лишь 3,7%. Предстоящий 2025-й, даже если осуществится проект расширения на Тенгизе, тоже не сулит взлет ВВП. Напротив, впереди нас ждут такие геополитические катавасии, при которых у нашей экономики будет только одна задача – продержаться.

Делаем вывод: сколько-нибудь адекватной программы на будущее, по которой могло бы двигаться правительство Казахстана, нет.

Тем не менее, экономика, хотя и с отставанием от заданных темпов, растет. А вот налоги, собираемые со все же растущих экономических оборотов, резко проседают, и это требует своего объяснения.

И оно становится очевидным, если обратиться к реалиям исполнения государственного бюджета предыдущего года. Такое сопоставление заставляет прийти к выводу, что никакого падения налоговых сборов в 2024-м нет. Даже наоборот: налицо их некоторый рост относительно 2023-го. Но – с резким отставанием от фантастических показателей, заложенных в бюджет нынешнего года: всех налоговых поступлений предусмотрено на 18% больше, в том числе индивидуального подоходного и социального налогов должно быть собрано больше, чем в прошлом году, на 5% и 8%, корпоративный подоходный налог заложен в бюджет-2024 с ростом на 15,2%, а НДС так и на все 29%!

Полная аналогия с фантастикой удвоения ВВП!

Скакать на одной ножке…

Однако у нас есть и объяснение поведения правительства и депутатов, закладывающих в бюджет заведомо фантастические цифры.

С одной стороны, расходная часть всех подряд бюджетов, республиканского и всей цепочки местных, быстро и неотвратимо растет в погоне за инфляцией: даже официальный индекс цен по полугодию – 8,3%!

С другой стороны, бюджеты – единственный имеющийся в распоряжении министерств и акиматов источник удержания ситуации под контролем. Исключение или недофинансирование бюджетных статей однозначно приведет к социально-экономической и политической дестабилизации в стране. А, значит, бюджеты должны наполняться – и исполняться любой ценой!

Таким образом, в них как в зеркале отражается уже созревший системный кризис, охвативший всю национальную экономику. И вот почему: у властей Республики Казахстан нет других, кроме бюджета, источников ресурсов и способов воздействия на экономику и социальную сферу. Власть же есть возможность распоряжаться ресурсами, а коль скоро налогово-бюджетный ресурсный источник слабеет, то теряет силу и власть – центральная, региональная и местная, по всей бюджетной вертикали.


Человек, как известно, передвигается на двух ногах. Так и классическая модель рынка приводится в движение парным применением двух способов перераспределения и концентрации ресурсов в направлении развития: это бюджет и это банковский кредит. Суть же вмененной Казахстану «вывозной» экономики – в целенаправленном подавлении внутреннего производительного кредита через запретительную стоимость денег. Якобы это делается для борьбы с инфляцией, но в реальности именно завышенная базовая ставка в сочетании со специфической ролью Национального банка, выступающего перед банками второго уровня в роли не кредитора, а заемщика, и порождает повышенную инфляцию во внутренней экономике.

Как следствие, правительство и акимы, обязанные поддерживать социально-экономическую стабильность на вверенных им территориях, подобны одноногим инвалидам, всегда рискующим споткнуться. Более того, к этому образу приходится добавить и дополнительную гирю, прикованную к единственной бюджетной «ноге», - необходимость затрат на дотирование запретительного для любого производственного проекта банковского процента. То есть существенная часть остродефицитных бюджетных средств, направляемых на поддержку сельского хозяйства, строительства, ЖКХ и других производительных направлений, на самом деле тратится на создание банковской сверхприбыли вдали от созидательного кредитного процесса.

История колонизации

Такая ситуация сложилась не сразу. В первые примерно десять лет «вывозной» экономической модели валютный профицит экспортно-сырьевого направления обеспечивал ресурсное наполнение и внутренней части. Бюджет был устойчиво профицитным, а хронической проблемой правительства и акимов было его недоосвоение. Коммерческие же банки активно фондировались за границей и создавали, хоть и перекошенный в сторону строительно-спекулятивных операций, но все же производительный кредитный фон.

Однако после мирового кризиса 2007-2008 годов и особенно после «майданных» событий 2013-2015 годов началась другая геополитическая эпоха. Национальный фонд из накопительного режима был переведен в расходный, а денежно-кредитная политика Национального банка переформировалась в откровенно производственно-запретительную и про-инфляционную – через то самое специфическое перепрофилирование национального монетарного органа из кредиторов в заемщики.

И еще с тех пор все программные попытки правительства оздоровить внутреннюю экономику и задать ей новый темп, начиная с Плана нации «Сто шагов» 2015 года, оказывались все более безуспешными – при все более убедительной демонстрации разработчиками таких программ неспособности соотносить их с реалиями.

Более того, и этот принципиальный момент стоит подчеркнуть особо, под лозунгом форсированного индустриального-инновационного развития (ФИИР) произошла финальная деиндустриализация национальной экономики. Причем строго по правилам вмененной Казахстану «вывозной» экономической модели, непосредственно реализуемой Национальным банком и Минфином.


В стране без прямой бюджетной поддержки могут существовать только СТО и автомойки, кафе-рестораны, придомовые магазинчики и мелкие торговцы. Почти вся прочая экономика, обеспечивающая жизнедеятельность граждан и самого государства, так или иначе завязана на оплачиваемый из бюджета государственный заказ, на госзакупки, на бюджетное дотирование и финансирование.

Разруха – в головах

Соответственно ныне мы имеем финальный этап системного кризиса: отсутствие у правительства способности решать проблемы критического износа и дефицита мощностей в электроэнергетике и ЖКХ накладывается уже и на сжатие бюджетных ресурсов для элементарного поддержания текущей ситуации.

Причем кризис на то и системный, что транслируемый в бюджет арифметический дисбаланс имеет своей базой, отражением и развитием концептуальный дисбаланс в головах определяющих экономическую политику руководителей. На полном серьезе продолжают транслироваться тезисы о государстве – плохом собственнике и управляющем, даются установки на дальнейшую либерализацию, приватизацию и минимизацию доли государственного участия.

И это в условиях, когда при «вывозной» части экономики государство состоит исключительно в охранно-обслуживающей функции, а внутренняя экономика Казахстана оказалась деформированной и сжатой до возможности существования исключительно при государственной бюджетной поддержке.

В предвыборной программе 2022 года президент Токаев говорил о загнанных в «ловушку бедности» казахстанцах и о строительстве нового «Справедливого Казахстана». Жаль, что электоральные обязательства не нашли отражения в программном документе президентского или правительственного уровня. Впрочем, в той программе сказано, что она будет действовать весь срок президентских полномочий – остается на это надеяться.

«Старый Казахстан», в котором мы продолжаем жить, напоминал, скорее, вписанную в «вывозную» экономическую модель компрадорскую семейно-клановую корпорацию, при которой формальные государственные институты исполняли обслуживающую или вовсе декоративную функцию.

Конструкция по-своему устойчива: экономики придаточного типа будут востребованы и в новом многополярном мире. Нефтяные консорциумы из «недружественных» стран будут заменены, например, российскими и китайскими, а в электроэнергетику Казахстана уже сейчас плотно заходят инвесторы из тех же КНР и РФ.

Никакой бюджетной катастрофы, как и слишком сильного обрушения тенге, можно быть уверенными, не произойдет. Поддержать нас всегда найдется кому – в обмен на новые преференции.

Хотелось бы, однако, движения в сторону настоящей государственности – сильной и справедливой. А это означает выход на поле «вывозной» экономики, где действуют иностранные добычные консорциумы, «плавающий» курс национальной валюты и трансферные цены с оформлением экспортно-сырьевых и инвестиционно-заемных операций за пределами национальной юрисдикции. Предстоит реализация принятой на референдуме 2022 года нормы о принадлежности земли и ее недр народу, начиная со снятия секретности с соглашений о разделе продукции. Необходим совсем другой закон о Национальном банке с выписанным ему мандатом на поддержание ценовой стабильности при обеспечении экономического роста. Необходимы концептуальный пересмотр роли Национального фонда и его использования, реорганизация ЕНПФ в накопительно-инвестиционный институт, реорганизация НПП «Атамекен» и многое другое.


Впрочем, мы привязываем эту статью к предстоящему Посланию, а потому давайте сначала послушаем, что в нем прозвучит…

Похожие статьи

Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Что должно быть в приоритете – знание казахского языка или профессионализм?
5.07.2024, автор Сауле Исабаева.
Акимы: должны ли они быть политиками, и почему исчезли «тяжеловесы»?
21.06.2024, автор Замир Каражанов.
Экономические фантазии: каким видят будущее Казахстана наши «стратеги»?
19.08.2024, автор Spik.kz.
SPIK.KZ » Аналитика » В ожидании Послания президента: что нам скажут про бюджетный кризис?