АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Форс-мажор для экспорта казахстанской нефти

Форс-мажор для экспорта казахстанской нефти

20.02.2025, автор Виктор Долгов.

RU KZ EN
Удары по энергетической инфраструктуре в рамках военного конфликта России и Украины были вопросом времени. И вот это произошло – 17 февраля нефтеперекачивающая станция Кропоткинская, входящая в систему Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), была выведена из строя в результате атаки беспилотников. В данный момент прокачка нефти по этому маршруту сокращена на треть, а время, требующееся на ремонт, специалисты оптимистично оценивают в один-два месяца.

Важно отметить: Киев знал о том, что станция обслуживает систему КТК, по которой осуществляется транспортировка нефти, добываемой западными компаниями в Казахстане. И на протяжении всех трех лет войны она не подвергалась ударам, как и нефтяные терминалы в порту Новороссийск. Сам факт атаки на КТК является индикатором ухудшения отношений между Киевом и новой администрацией в Вашингтоне. А потому ответные шаги команды Трампа в адрес Зеленского могут в еще большей степени повысить риски повторных атак на нефтегазовую инфраструктуру.

Однако можно выдвинуть еще несколько версий произошедшего:

• Удар по нефтепроводу мог быть согласован с европейскими партнерами Киева, желающими блокировать переговорный процесс Вашингтона и Москвы, который наметился на предыдущей неделе. Особенно в этом может быть заинтересована Британия, конкурирующая с США за лидерство в англо-саксонском блоке.

• Нельзя исключать и вероятность того, что Киев уведомил американцев о желании повредить КТК – но не действующую администрацию, а уходящих из власти демократов. В любом случае для наведения беспилотников на станцию было необходимо получить спутниковые данные американских средств технической разведки. В таком случае удар – это выпад в адрес Трампа со стороны американских контрэлит.

Мы имеем дело с классическим выбором между экономическими интересами и политической целесообразностью. И в данном конкретном случае политическая целесообразность оказалась важнее экономических интересов. А потому риски повторных ударов – например, по танкерам с американской нефтью в Черном море – возрастают.


Министерство иностранных дел Казахстана отметило, что будет обсуждать произошедшее с украинскими партнерами. Хотя логичнее было бы перепоручить эти консультации собственникам перекачиваемой нефти – западным ТНК, а также внешнеполитическим ведомствам соответствующих стран. В силу того, что те имеют заведомо больше рычагов влияния на Киев и могли бы, как минимум, поставить перед ним вопрос о компенсации финансовых потерь. Кроме того, только они смогут пролоббировать решение о поставках оборудования для ремонта нефтеперекачивающей станции, на которое распространяются санкции, введенные ЕС в отношении России. А на Кропоткинской было установлено оборудование немецкого «Сименса».

Для Астаны в этой ситуации важнее оценить потенциал альтернативных маршрутов поставок нефти на мировые рынки. В частности, вернуться к данному еще в 2022 году поручению президента Токаева о перенаправлении 20 миллионов тонн нефти в систему «Баку-Тбилиси-Джейхан». Дедлайн его выполнения наступает как раз в 2025-м. С азербайджанской стороны необходимые мощности для перевалки нефти уже введены. Вопрос только в том, выполнила ли казахстанская сторона работу по увеличению мощности нефтепогрузочных терминалов на Каспии с 12 до 20 миллионов тонн.

Кроме того, профильным национальным компаниям, в первую очередь, АО «КазТрансОйл» следует в ускоренном порядке проработать временные замещающие маршруты для казахстанской нефти. Возможно, увеличить прокачку по ветке Атырау-Самара и далее по нефтепроводу «Дружба» и Балтийской трубопроводной системе европейским потребителям. Частично компенсировать снижение мощностей по перекачке нефти по КТК могли бы и перевозки железнодорожными цистернами.

В условиях текущего дефицита бюджета Казахстан не может позволить себе терять доходы от нефтяного экспорта. Более того, если бы собственниками нефти, идущей через КТК, были казахстанские компании, то, возможно, атаки бы и не было. Во всяком случае, она бы не несла такого политического подтекста.

В целом Астане необходимо уходить от поставок сырья, увеличивать глубину переработки нефти на своей территории. И, конечно, решать вопрос с соглашениями о разделе продукции, в том числе и путем увеличения казахстанской доли в общем объеме добычи. Особенно если в результате дальнейшего расследования выяснится, что для западных нефтедобывающих компаний атака на нефтепровод не была неожиданностью.


Казахстанская нефтедобывающая отрасль и без того работает в условиях ограничений ОПЕК+. А потому увеличивать отдачу от реализуемых энергетических проектов можно только через повышение глубины переработки нефти в стране.

Похожие статьи

Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
26.09.2024, автор Spik.kz.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Казахстан-Россия-Запад: возможна ли нефтяная «сделка века», и что мы от неё получим?
3.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Партия Respublica в Мажилисе: гора снова родила мышь?
1.10.2024, автор Баян Ахмет.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Форс-мажор для экспорта казахстанской нефти