АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

«Трампизм» для «средней державы»: чему учит Акорду новая команда Белого дома

«Трампизм» для «средней державы»: чему учит Акорду новая команда Белого дома

25.02.2025, автор Виктор Долгов.

RU KZ EN
Высокая динамика внешне- и внутриполитических инициатив новой вашингтонской администрации привлекает внимание всего мира. Трамп пообещал «сделать Америку снова великой» и последовательно, как носорог, движется к поставленной цели. Это очень рельефно контрастирует с инертным поведением «новой элиты» Казахстана, окончательно погрузившейся в ситуативный формат работы пожарной команды.

В основе активности команды Трампа – опыт первого срока пребывания во главе страны. Тогда энергия несистемного президента была практически сведена на нет внутренним саботажем поручений со стороны «глубинного государства». В конечном счете все это вылилось в поражение на выборах 2020 года, которые к тому же были сфальсифицированы за счет голосования по почте. Ко второму сроку Трамп подошел с пониманием необходимости работы над ошибками. А потому не оставляет «глубинному государству» никакого пространства для маневра.

В Казахстане ситуация иная. После «январских» событий прошло уже три года, креатуры «старой элиты» вычищены из государственного аппарата и значительной части бизнес-активов. А потому новой команде в Акорде уже нельзя объяснять собственную низкую результативность «тяжелым наследием» прежнего руководства. Ей уже три года никто не мешает работать, однако даже собственные оценки эффективности работы госаппарата и связанных с ним национальных компаний остаются критическими, по крайней мере, в отчетах Высшей аудиторской палаты. И это при том, что Алихан Смаилов, по сути, проводит аудит собственной работы на посту премьера. Такая самокритичность, если данное слово здесь применимо, очень похвальна.

Однако произошедшая год назад смена премьера не привела к системным изменениям в организации работы правительства, да и всей вертикали власти. Сейчас в кулуарах Акорды ходят слухи о предстоящем наделении главы Кабинета министров дополнительными полномочиями. Что демонстрирует полное непонимание ситуации: проблема не в полномочиях премьера или даже всего правительства, а в стратегическом целеполагании власти.


Есть хорошая английская поговорка: «Если капитан корабля не знает, куда он плывет, то ни один ветер не будет ему попутным». Ключевое отличие команды Трампа от команды Акорды заключается именно в этом – в наличии у первой целостной идеологии реформирования страны, системном анализе общей ситуации, и количественно измеряемом предметном целеполагании.

Можно провести исторический экскурс и подобрать другие примеры, когда политические элиты сталкивались с новыми вызовами и рисками для своих стран, но преодолевали их за счет системных долгосрочных стратегий реформирования экономик:
• Выход США из «Великой депрессии» благодаря инициативе «Новый путь» Франклина Рузвельта в 30-е годы.
• Быстрое послевоенное восстановление Германии и Японии в 50-60 годы прошлого века.
• Стремительный рывок Китая из аграрной страны в ведущую индустриальную державу за последние 40 лет.

Сохраняя нынешнюю инертность «пожарной команды», политическая элита Казахстана теряет время для социально-экономического развития, отстает даже не столько в количественных, сколько в качественных показателях (в так называемой «сложности» экономики, ее способности предоставлять высокотехнологичные товары и услуги).

Невозможно закрывать глаза на то, что перенятые у Запада в 1990-е годы рецепты развития экономики не работают – они лишь консервируют Казахстан в роли сырьевого придатка.


«Трампизм» содержит в качестве стержневого компонента тезис о необходимости реиндустриализации США. Но ведь это именно та цель, к которой Казахстан стремился с 2003-го, когда появилась «Стратегия индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы».

Что предлагает команда Трампа:
• Высокие ввозные пошлины – де-факто разновидность протекционизма для внутренних производителей;
• Низкая стоимость энергоносителей для внутренних потребителей;
• Стимулирование переноса в США технологичных и энергоемких производств из других стран мира, в первую очередь, из Европы (хотя, строго говоря, это начала делать еще команда Байдена);
• Продвижение американского экспорта (опять же, в первую очередь энергоносителей) неэкономическими методами.

Это разительно отличается от казахстанских экономических стратегий последних двадцати лет. Может быть, именно так и нужно было проводить реиндустриализацию с 2003 года?

Мы не любим термин «мобилизационная экономика» как отсылающий нас к тоталитарным временам. Но не можем не признать, что первая индустриализация Казахстана проходила как раз в мобилизационном формате, с решающей ролью государства.

Наша вера в то, что вдруг откуда ни возьмись появятся некие абстрактные иностранные инвесторы, которые будут вкладываться в продукцию высоких переделов, наивна. Если они не пришли в предыдущие тридцать лет, то, значит, этот сценарий не работает, и нужно искать другую модель развития промышленности.


И источники финансирования реиндустриализации тоже не должны зависеть от внешних инвестиций. Казахстан – страна, живущая на доходы от природной ренты. Следовательно, правительству рано или поздно придется пересматривать механизмы перераспределения этой природной ренты, в том числе и через изменения механизма соглашений о разделе продукции.

Похожие статьи

Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
26.09.2024, автор Spik.kz.
Выборы в США: специфика избирательной системы и механизм фальсификаций
17.10.2024, автор Виктор Долгов.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за»
25.09.2024, автор Spik.kz.
SPIK.KZ » Выбор редакции » «Трампизм» для «средней державы»: чему учит Акорду новая команда Белого дома