25.02.2025, автор Гульнар Муканова.
КТЖ: инвестиции в обмен на… лукавство

4.03.2025, автор Асем Избасарова.
RU
KZ
EN
Извините, но мы опять о КТЖ. Причём повод дали сами руководители национальной компании – своими заявлениями и гордыми отчетами. Как выясняется, они, мягко говоря, вводят всех нас в заблуждение, приписывая себе заслуги в том, что не имеет ни к ним, ни к Казахстану в целом практически никакого отношения.
Недавно пресс-служба АО «НК «Қазақстан темір жолы» распространила прелюбопытное сообщение под заголовком: «Провинция Шэньси вложит 2,5 млрд юаней в развитие транзита». По задумке, оно должно было продемонстрировать большую победу нацкомпании и непосредственно её руководства, добившегося очередного прорыва в развитии транзитного потенциала нашей страны. Несколько отечественных СМИ распространили, а точнее, просто перепечатали этот релиз, особо не раскрывая его суть. Мы тоже приведём его полностью – чтобы нас не обвиняли в вырывании из контекста, но добавим пару-тройку своих мыслей. Нет, не для критики, а для понимания происходящего.
Итак, в пресс-релизе говорится:
«22 февраля 2025 года Губернатор провинции Шэньси г-н Чжао Ган принял руководителя АО «НК «ҚТЖ» Нурлана Сауранбаева.
Стороны отметили успешную реализацию совместных логистических проектов. Так, в текущем году запланирован запуск трех совместных проектов - логистический комплекс в г. Алматы (ГТС-2), новый логистический центр CRK Terminal на станции Селятино в Московской области и терминал в порту Алят в Азербайджане.
Руководители обсудили новые возможности для роста грузопотока и развития транспортных коридоров. Так, провинция Шэньси в 2025 г. вложит 2,5 млрд юаней инвестиций в развитие контейнерных поездов Китай-Европа. В 2025 г. запланирована отправка 3000 контейнерных поездов транзитом через Казахстан.
Кроме того, были рассмотрены другие знаковые события текущего года. В поддержку Года туризма Китая в Казахстане будет запущен первый пассажирский туристический поезд сообщением Сиань – Алматы. Была обсуждена подготовка к церемонии отправки юбилейного контейнерного поезда направлением Китай-Европа по маршруту ТМТМ и участие казахстанской стороны в крупных международных транспортно-логистических форумах в г. Сиань.
Стороны подтвердили готовность к дальнейшему сотрудничеству и развитию новых совместных проектов в сфере логистики и транспорта».
Сначала, чисто для понимания, одно уточнение. Провинция Шэньси находится в центральной части Китая немного с уклоном к восточной его части и так же, как и Казахстан, не имеет выхода к морю. Это один из основных нефтегазодобывающих регионов страны с развитой промышленностью и сельским хозяйством. Внешнеторговый оборот провинции достигает более чем 500 млрд юаней (порядка 70 млрд долларов США), она считается важным железнодорожным узлом направления «Китай – Европа». Сумма, которую там собираются «инвестировать» в контейнерные перевозки, выглядит приличной.
«Между строк» сообщения читается, что КТЖ привлёк зарубежные инвестиции, причём это было сделано в ходе одного визита господина Сауранбаева? Хотя нет – в Китай «железнодорожный президент» ездил в последнее время не раз и даже пропустил правительственный час в парламенте, где его ждали с наболевшими вопросами депутаты. Но это так, к слову.
2 500 000 000 юаней – это 345 000 000 долларов. Заявлено об отправке трех тысяч составов в текущем году. Подучается по десять поездов в сутки, если они начнут курсировать прямо сейчас. Впечатляет, конечно. Особенно если это прибавляется к действующим маршрутам. Не станем акцентировать внимание на ограниченности пропускной способности наших таможенных пунктов пропуска, но отметим: на днях китайские СМИ сообщили о том, что с начала года по направлению «Китай – Европа» прошли 352 состава через Центральную Азию (не только через Казахстан). При этом в Поднебесной говорят в основном только о своих выгодах от этих маршрутов, наша страна упоминается лишь в контексте с другими, да ещё и отмечается, что от нас везут медь для китайской же промышленности. И, да, про инвестиции в зарубежные (с точки зрения КНР) страны – ни слова.
И тут обратимся к калькулятору. Если учесть, что в каждом поезде 55 контейнерных вагонов, то получается несложный, но показательный математический пример – $345 млн : 3000 : 55 = $2090. Или 1 миллион 45 тысяч тенге по сегодняшнему курсу. Ребята из КТЖ, вы действительно считаете это «инвестициями»? Серьёзно? Тут речь даже не о сравнительно низких цифрах, а о том, что китайцы вкладывают в себя, а не в нас. Конечно, тамошняя пресса может говорить о том, что (цитата) «грузовые поезда Китай-Европа (Центральная Азия) не только способствуют свободному потоку товарной торговли, но и стимулируют промышленное развитие и экономический рост в странах и регионах вдоль маршрута», но даже в этих строках нет даже намёка на то, что Китай вкладывают в нас деньги.
Тем не менее, главе государства, наверное, будет доложено, что крутой председатель правления АО «НК «Қазақстан темір жолы» Нурлан Сауранбаев как настоящий герой-патриот добыл эти самые 345 миллионов долларов и чуть ли не с собой в вагоне их привёз. Правда, у нас есть сомнения в том, что он пользуется железнодорожным транспортом, но это уже отдельная тема.
Здравый смысл заставляет задаться вопросом: получается, что нацкомпания выдаёт субсидирование тарифа со стороны (в данном случае) Шэньси для продвижения СВОИХ товаров за прямые инвестиции в казахстанскую экономику? Наверное, не нужно быть большим экономистом или работать в бухгалтерии КТЖ, чтобы ответить на него. Это никакое не привлечение инвестиций в страну. Если господин Сауранбаев или его помощники не в курсе, то они могли бы просто «погуглить» это слово («инвестиции») в интернете и не вводить в заблуждение казахстанцев. На самом деле 2,5 миллиарда юаней, о которых идет речь, – это лишь увеличение субсидий с целью продвижения проекта «Один пояс – Один путь».
Можно провести такую аналогию. Если вы решили съездить, скажем, в Ташкент на Наурыз и покупаете себе отдельный комфортный вагон, то никто же не скажет, что вы инвестируете в экономику Узбекистана...
Недавно пресс-служба АО «НК «Қазақстан темір жолы» распространила прелюбопытное сообщение под заголовком: «Провинция Шэньси вложит 2,5 млрд юаней в развитие транзита». По задумке, оно должно было продемонстрировать большую победу нацкомпании и непосредственно её руководства, добившегося очередного прорыва в развитии транзитного потенциала нашей страны. Несколько отечественных СМИ распространили, а точнее, просто перепечатали этот релиз, особо не раскрывая его суть. Мы тоже приведём его полностью – чтобы нас не обвиняли в вырывании из контекста, но добавим пару-тройку своих мыслей. Нет, не для критики, а для понимания происходящего.
Итак, в пресс-релизе говорится:
«22 февраля 2025 года Губернатор провинции Шэньси г-н Чжао Ган принял руководителя АО «НК «ҚТЖ» Нурлана Сауранбаева.
Стороны отметили успешную реализацию совместных логистических проектов. Так, в текущем году запланирован запуск трех совместных проектов - логистический комплекс в г. Алматы (ГТС-2), новый логистический центр CRK Terminal на станции Селятино в Московской области и терминал в порту Алят в Азербайджане.
Руководители обсудили новые возможности для роста грузопотока и развития транспортных коридоров. Так, провинция Шэньси в 2025 г. вложит 2,5 млрд юаней инвестиций в развитие контейнерных поездов Китай-Европа. В 2025 г. запланирована отправка 3000 контейнерных поездов транзитом через Казахстан.
Кроме того, были рассмотрены другие знаковые события текущего года. В поддержку Года туризма Китая в Казахстане будет запущен первый пассажирский туристический поезд сообщением Сиань – Алматы. Была обсуждена подготовка к церемонии отправки юбилейного контейнерного поезда направлением Китай-Европа по маршруту ТМТМ и участие казахстанской стороны в крупных международных транспортно-логистических форумах в г. Сиань.
Стороны подтвердили готовность к дальнейшему сотрудничеству и развитию новых совместных проектов в сфере логистики и транспорта».
Сначала, чисто для понимания, одно уточнение. Провинция Шэньси находится в центральной части Китая немного с уклоном к восточной его части и так же, как и Казахстан, не имеет выхода к морю. Это один из основных нефтегазодобывающих регионов страны с развитой промышленностью и сельским хозяйством. Внешнеторговый оборот провинции достигает более чем 500 млрд юаней (порядка 70 млрд долларов США), она считается важным железнодорожным узлом направления «Китай – Европа». Сумма, которую там собираются «инвестировать» в контейнерные перевозки, выглядит приличной.
«Между строк» сообщения читается, что КТЖ привлёк зарубежные инвестиции, причём это было сделано в ходе одного визита господина Сауранбаева? Хотя нет – в Китай «железнодорожный президент» ездил в последнее время не раз и даже пропустил правительственный час в парламенте, где его ждали с наболевшими вопросами депутаты. Но это так, к слову.
2 500 000 000 юаней – это 345 000 000 долларов. Заявлено об отправке трех тысяч составов в текущем году. Подучается по десять поездов в сутки, если они начнут курсировать прямо сейчас. Впечатляет, конечно. Особенно если это прибавляется к действующим маршрутам. Не станем акцентировать внимание на ограниченности пропускной способности наших таможенных пунктов пропуска, но отметим: на днях китайские СМИ сообщили о том, что с начала года по направлению «Китай – Европа» прошли 352 состава через Центральную Азию (не только через Казахстан). При этом в Поднебесной говорят в основном только о своих выгодах от этих маршрутов, наша страна упоминается лишь в контексте с другими, да ещё и отмечается, что от нас везут медь для китайской же промышленности. И, да, про инвестиции в зарубежные (с точки зрения КНР) страны – ни слова.
И тут обратимся к калькулятору. Если учесть, что в каждом поезде 55 контейнерных вагонов, то получается несложный, но показательный математический пример – $345 млн : 3000 : 55 = $2090. Или 1 миллион 45 тысяч тенге по сегодняшнему курсу. Ребята из КТЖ, вы действительно считаете это «инвестициями»? Серьёзно? Тут речь даже не о сравнительно низких цифрах, а о том, что китайцы вкладывают в себя, а не в нас. Конечно, тамошняя пресса может говорить о том, что (цитата) «грузовые поезда Китай-Европа (Центральная Азия) не только способствуют свободному потоку товарной торговли, но и стимулируют промышленное развитие и экономический рост в странах и регионах вдоль маршрута», но даже в этих строках нет даже намёка на то, что Китай вкладывают в нас деньги.
Тем не менее, главе государства, наверное, будет доложено, что крутой председатель правления АО «НК «Қазақстан темір жолы» Нурлан Сауранбаев как настоящий герой-патриот добыл эти самые 345 миллионов долларов и чуть ли не с собой в вагоне их привёз. Правда, у нас есть сомнения в том, что он пользуется железнодорожным транспортом, но это уже отдельная тема.
Здравый смысл заставляет задаться вопросом: получается, что нацкомпания выдаёт субсидирование тарифа со стороны (в данном случае) Шэньси для продвижения СВОИХ товаров за прямые инвестиции в казахстанскую экономику? Наверное, не нужно быть большим экономистом или работать в бухгалтерии КТЖ, чтобы ответить на него. Это никакое не привлечение инвестиций в страну. Если господин Сауранбаев или его помощники не в курсе, то они могли бы просто «погуглить» это слово («инвестиции») в интернете и не вводить в заблуждение казахстанцев. На самом деле 2,5 миллиарда юаней, о которых идет речь, – это лишь увеличение субсидий с целью продвижения проекта «Один пояс – Один путь».
Можно провести такую аналогию. Если вы решили съездить, скажем, в Ташкент на Наурыз и покупаете себе отдельный комфортный вагон, то никто же не скажет, что вы инвестируете в экономику Узбекистана...
Похожие статьи
Палки в колеса: странные запретительные меры от КТЖ
Who is Mr. Sauranbayev? Честен ли перед президентом глава крупнейшей в стране нацкомпании?
27.01.2025, автор Гульнар Муканова.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.