АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Если бы я стал министром экологии и природных ресурсов Казахстана…

Если бы я стал министром экологии и природных ресурсов Казахстана…

8.04.2025, автор Сауле Исабаева.

RU KZ EN
Страны, сумевшие достичь баланса между экономическими интересами и необходимостью сохранить здоровую среду обитания, идут вперед, а те, кто прилагает для этого мало усилий, стоят на месте либо отстают. Казахстан традиционно причисляют ко второй группе, при этом реального стремления повысить свои позиции в мировых эко-рейтингах за ним не наблюдается. О том, какие шаги нужно предпринять на уровне государства, бизнеса и граждан, чтобы наша экономика стала экологичной, размышляет известный экоактивист Дмитрий Калмыков, директор по развитию Карагандинского областного экологического музея.
Если бы я стал министром экологии и природных ресурсов Казахстана…

Казахстан — великая степь, великая энергия и при этом великая ответственность. Тем не менее, он продолжает входить в десятку стран с самым грязным воздухом. Плюс тревожат изменение климата, дефицит воды и рост хронических заболеваний. Поэтому, если бы я оказался на посту министра экологии, то начал бы с пяти решительных реформ. Никакого популизма – только то, что действительно работает.

Первое. Ограничить промышленное развитие в загрязненных, перегруженных регионах.

В Алматы, Темиртау, Усть-Каменогорске, Балхаше, Шымкенте и многих других городах уровень загрязнения воздуха регулярно и многократно превышает нормы. Все это видят по результатам онлайн-мониторинга, который осуществляют Казгидромет и гражданские активисты. Однако экологические разрешения на создание новых предприятий, которые добавляют проблем, в этих зонах продолжают выдавать. Положение Экологического кодекса о лимитах загрязнения там ни разу не применялось. В США, к примеру, в соответствующих регионах законодательно запрещена выдача новых разрешений на выбросы загрязняющих веществ, потому как «дальше уже некуда», «дышать нечем». Напомню, что, по данным ВОЗ, 20-30% всех преждевременных смертей вызваны именно плохим воздухом.

Мое предложение. Принять поправки в Экокодекс о предельной экологической нагрузке на такие регионы с введением лимитов (квот) на выбросы. Установить запрет на выдачу экологических разрешений на дополнительные выбросы в зонах с превышениями. Ввести обязательства по их снижению для соответствующих предприятий.


Как это будет работать? Устанавливается предельный объем загрязнений, который в регионе не должен превышаться. Допустим, 100 тысяч тонн в год для выбросов в воздух пыли и других опасных загрязнителей. Чтобы получить разрешение, компания, собирающаяся открыть новое производство, перед его запуском обязана доказать, что не увеличит совокупную нагрузку на окружающую среду или компенсирует свои выбросы, модернизируя системы очистки на существующих источниках (к примеру, помогая соседней фабрике установить фильтры).

Второе. Деньги за выбросы загрязняющих веществ – на их сокращение!

Вы не поверите, но собираемые с предприятий платежи за выбросы загрязняющих веществ не идут на сокращение этих самых выбросов! Нет никаких утвержденных приоритетов в использовании данных средств (миллиардов тенге), вследствие чего в областях ими распоряжаются кто во что горазд. Их направляют на ремонт водохранилищ, сомнительную «прочистку» русел рек с недоказанной эффективностью, строительство домиков для лесников, покупку тракторов, пожарных машин и прочее. Да, всем этим тоже нужно заниматься, но платежи за загрязнение – не просто налог, их собирают как раз для того, чтобы сократить выбросы! А если этого не происходит, то получается, что деньги у экономики отнимают зря.

Что делать? Установить приоритетные цели расходования таких денег. Тратить их непосредственно и исключительно на осуществление мер, которые позволят минимизировать загрязнение окружающей среды, в том числе на модернизацию очистных сооружений и переход на «зеленые» источники энергии.


Третье. Не декларации о «защите климата» и «зеленом переходе», а реальные усилия с целью снижения вредного воздействия экономики на природу.

По выбросам вредных для климата парниковых газов на душу населения и относительно объема ВВП Казахстан входит в десятку самых грязных стран в мире. Причем значительная их часть образуется от сжигания угля и нефти. Официально наше государство обещает и своим гражданам, и мировому сообществу, что сократит эти выбросы, но по факту, наоборот, собирается их увеличивать, продолжая многомиллиардное субсидирование угольной энергетики, планируя строительство новых угольных ТЭЦ и не имея никаких реальных планов по снижению потребления ископаемого топлива хотя бы на один килограмм.

Да, страна относительно успешно развивает зеленую энергетику. Но когда мы просто добавляем к угольным станциям использование возобновляемых источников (ветряные турбины и солнечные панели), то всего лишь «разбавляем» нашу «грязную» энергию, не снижая ее вредного воздействия на природу, климат и здоровье. А когда пересаживаем население на электромобили, которые питаются «угольным электричеством», то просто перекидываем выбросы с улиц на трубы ТЭЦ. Может, в городах и станет чище, но общих выбросов будет даже больше.

Как это исправить? Начать декарбонизацию энергетики: заменять уголь на газ (требуются реформы газового рынка и индустрии для вовлечения дополнительных резервов), развивать ГЭС, энергию ветра и солнца. Приступить к поэтапному сокращению субсидирования угольной энергетики и отрасли в пользу субсидирования и диверсификации региональной экономики с целью снижения ее зависимости от угля, повышения энергоэффективности. Стимулировать развитие всего электротранспорта, а не только электромобилей, на основе целевых контрактов на обеспечение их энергией от возобновляемых, экологически чистых источников.


Четвертое. Углеродный налог, но деньги в регионы!

Крупнейшие загрязнители (металлургия, производство цемента, ТЭЦ) сегодня фактически не несут ответственности за выбросы парниковых газов, которые разрушают климат, вызывая паводки, засухи и гибель урожая. Созданная в Казахстане национальная система торговли сокращениями выбросов под давлением промышленного лобби полностью нейтрализована. Цены на них у нас ниже европейских в 50-70 раз, что, естественно, делает эту систему бесполезной.

Какие могут быть решения? Ввести реальный углеродный налог на выбросы наиболее грязных производств. Возобновить и перезапустить национальную торговлю сокращениями выбросов. Все поступления от этого вида налога направлять в региональные бюджеты на финансирование реальных мероприятий по снижению выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ, на здравоохранение, на субсидирование населения, стремящегося к использованию «зеленых» источников энергии, на обеспечение чистой водой и т.д.

И, наконец, пятое. Казахстану не нужна «экология для галочки». Нам нужны жесткая, научно обоснованная экологическая политика, а также инвестиции в здоровье людей, в экономику будущего и в международную репутацию страны, а не в красивые отчеты и посаженные на бумаге деревья…

Похожие статьи

Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
26.09.2024, автор Spik.kz.
Казахстан-Россия-Запад: возможна ли нефтяная «сделка века», и что мы от неё получим?
3.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром энергетики Казахстана…
19.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Стоит ли надеяться на казахстанскую армию в случае серьезной угрозы?
6.03.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Если бы я стал министром экологии и природных ресурсов Казахстана…