АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

«Подводные камни» строительства АЭС: применим ли в Казахстане узбекский опыт?

«Подводные камни» строительства АЭС: применим ли в Казахстане узбекский опыт?

Сегодня, 06:11, автор Асем Избасарова.

RU KZ EN
Решение о строительстве казахстанской атомной электростанции было принято по итогам всенародного голосования. Однако референдум не дал ответов на вопросы, касающиеся принципиальных внешнеполитических, технических и экономических аспектов возведения АЭС, – а они на самом деле носят определяющий характер. Как эти тонкие моменты обыграл соседний Узбекистан в своей стратегии развития атомно-энергетического кластера?

Говорить о полной аналогии ситуаций со строительством АЭС в Казахстане и Узбекистане, конечно, нельзя. Но базовые вопросы строительства столь крупных промышленных объектов во многом совпадают.

Стоимость строительства

Это ключевой вопрос для развивающихся стран, таких, как Узбекистан и Казахстан. Например, стоимость строительство АЭС «Аккую» в Турции – 4 реактора по 1200 МВт – оценивается в 24-25 млрд долларов США. Однако новые проекты, если учесть почти десятилетний срок их реализации, будут уже чуть дороже.

Первоначально Ташкент рассматривал вариант станции, состоящей из двух реакторов по 1200 МВт, и исходил из ее предполагаемой стоимости в 10-12 млрд долларов. Однако консультации с «Росатомом» показали, что российская сторона строит расчеты, исходя из 14 млрд долларов. Разница примерно в 15 процентов показалась нашим южным соседям значительной.

В итоге было анонсировано изменение первоначальных планов: заморозка проекта «большой» станции на 2400 МВт в пользу возведения шести модульных малых реакторов (РИТМ-200), ранее отработанных на ледоколах. Финансирование строительства такой АЭС Узбекистан способен обеспечить самостоятельно, без привлечения масштабных внешних кредитов.


Сроки строительства

При выборе «большой» станции ожидать стартовой подачи электроэнергии можно через 8-9 лет после начала строительства. По крайней мере, таков опыт эксплуатации Белорусской АЭС: к возведению первого реактора приступили в 2013-м, электроэнергию в энергосистему страны подали в 2021-м.

Сроки строительства АЭС из малых модульных реакторов оцениваются Ташкентом в шесть лет (до 2030 года) – существенно меньше, чем потребуется на сооружение обычной станции. Это очень важно, поскольку Узбекистан уже сейчас испытывает дефицит генерации электроэнергии. Чем быстрее реакторы будут введены в эксплуатацию, тем скорее станция начнет «отбивать» затраты на реализацию проекта.

Геополитические аспекты

Санкционное давление на Россию, а в перспективе и на Китай – факт, с которым необходимо считаться при планировании строительства АЭС. Например, в 2024 году ввод в эксплуатацию первого реактора АЭС «Аккую» был сорван по причине того, что немецкая компания «Сименс» отказалась поставлять на объект уже оплаченное оборудование.

Длительные сроки строительства «большой» станции автоматически повышают риски санкций, даже если будет выбран формат международного консорциума. Поэтому Ташкент сделал ставку на модульную схему, которую «Росатом» может реализовать самостоятельно, не ожидая поставок от внешних контрагентов.


В рамках проекта Узбекской АЭС привлечение третьих стран (в данном случае Китая) предполагается только в неатомном компоненте, не влияющем на работу так называемого «ядерного острова» - самого блока реакторов.

Экология и безопасность

Малые реакторы уже годами эксплуатируются на ледоколах, подчас оказывающихся в тяжелой ледовой обстановке. Для Узбекистана ключевой вопрос – исключение рисков, связанных с работой АЭС в сейсмоопасном регионе (Джизакская область). Предполагается, что эксплуатационные нагрузки на ледоколах (вибрация, тряска) сопоставимы с угрозами, которые возникают при сильных землетрясениях. Фактор сейсмических рисков во многом и подтолкнул Ташкент к выбору модульной схемы АЭС.

Второй важный момент – охлаждающий контур реакторов. При меньшей тепловой мощности модульной АЭС потребуется и меньший расход воды на охлаждение, что важно для Узбекистана в условиях ее нарастающего дефицита.

********


Казахстан сталкивается с аналогичным набором проблем при планировании строительства атомной станции и ее последующей интеграции в национальную энергетическую систему. А потому может рассмотреть вариант строительства модульной станции – в первую очередь, как более быстрый по сравнению с возведением традиционной. Страна уже живет в условиях дефицита электроэнергии в южных и западных областях. И большой вопрос: а есть ли у нас в запасе 8-10 лет на то, чтобы строить традиционную АЭС?

Во-вторых, проект модульных станций легче масштабировать – в случае, если данный опыт строительства и эксплуатации будет признан успешным. Тезисы чиновников от энергетики о необходимости возведения в Казахстане трех АЭС – не только в поселке Улькен, но и в Курчатове, а также на площадке МАЭК – станут более реалистичными. Модульность в возведении станций дает гибкость, позволяет более точно учитывать запросы якорных потребителей энергии.

Узбекистан принял решение о переходе к модульной АЭС еще на этапе планирования. И у Казахстана есть такая же возможность – результаты референдума не «привязывают» нас к одному-единственному варианту станции.

Похожие статьи

Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
26.09.2024, автор Spik.kz.
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за»
25.09.2024, автор Spik.kz.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Страсти по АЭС: когда аргументов не хватает, их приходится выдумывать?
24.09.2024, автор Бауыржан Маханов.
SPIK.KZ » Выбор редакции » «Подводные камни» строительства АЭС: применим ли в Казахстане узбекский опыт?