28.08.2024, автор Spik.kz.
Вывод капитала как ключевая экономическая проблема Казахстана

Сегодня, 16:43, автор Виктор Долгов.
RU
KZ
EN
Анализ платежного баланса Казахстана за 2024 год с одной стороны свидетельствует об определенной стабилизации макроэкономических параметров, но с другой – показывает устойчивый набор структурных уязвимостей, которые могут трансформироваться в системные риски уже в ближайшем будущем.
Казахстан не находится в острой фазе кризиса — но предкризисная конфигурация, если судить по структуре платёжного баланса, уже налицо. Любая из внешних угроз (падение цен на нефть, «война санкций», глобальный рост процентных ставок, политическая нестабильность в центрально-азиатском регионе) способна вызвать резкий обвал в экспорте, инвестициях и валютных резервах.
Из платежного баланса следует, что более 21 млрд долларов ежегодно уходит из Казахстана в виде доходов иностранных инвесторов и процентов по предоставленным кредитам. Даже в условиях притока прямых иностранных инвестиций эти суммы поглощают весь товарный профицит. Кроме того, данное обстоятельство мешает формировать внутренний инвестиционный капитал. Устойчивый отток капитала через выплату дивидендов и процентов подрывает финансовый суверенитет Казахстана, не дает возможности реинвестировать прибыль в локальную экономику. Потенциально он усиливается в условиях укрепления доллара и роста глобальных ставок.
Несмотря на увеличение инвестиций и умеренный торговый профицит, экономика Казахстана по-прежнему остается глубоко зависимой от экспорта нефти и металлов. Более 90% торгового профицита обеспечивают сырьевые товары. Это делает экономику уязвимой к снижению мировых цен на нефть, уран и металлы. При удешевлении нефти до уровня 60 долларов за баррель профицит может исчезнуть, что приведет к резкому ухудшению текущего платежного баланса.
Большая часть прямых иностранных инвестиций в 2024 году поступила в нефтегазовую и горнодобывающую сферы, в логистику, при этом сектора образования, науки, энергетики, машиностроения и ИТ остаются инвестиционно маргинализированными. Внешние инвестиции в Казахстан усиливают уже существующую зависимость от сырьевого сектора, что препятствует структурной трансформации экономики и повышает уязвимость к «ловушке средних доходов».
Импорт растет быстрее экспорта третий год подряд. При этом значительная часть импорта носит потребительский характер (автомобили, бытовая техника). Платежный баланс по экспорту/импорту услуг тоже остается хронически отрицательным. Казахстану не удается масштабно экспортировать интеллектуальные, образовательные, медицинские и ИТ-услуги. Это подрывает долгосрочную конкурентоспособность, особенно в условиях цифровой трансформации.
Положительное сальдо торговли товарами и рост резервов создают иллюзию стабильности, но это — «устойчивость за счёт сырья и займов». Экономика напоминает корабль, идущий по инерции на попутном ветре нефтедолларов, но с изношенными парусами и утяжелённым балластом в виде:
• хронического оттока капитала;
• низкой диверсификации экспорта;
• импорта, замещающего внутреннее производство;
• зависимости от иностранных кредиторов и инвесторов.
Казахстан подошёл к стратегической развилке, на которой необходимо принять фундаментальное решение: либо реформы в пользу новой экономики, либо дальнейшее движение по инерции с риском провала при первом же внешнем ударе.
Акорде необходимо учредить Национальный экономический совет с участием представителей бизнеса, отраслевых НПО и регионов — как площадку экономического планирования. Снизить зависимость от импорта потребительских и инвестиционных товаров. В том числе:
• Запустить программу индустриальных субсидий на основе успешных кейсов Польши, Вьетнама и Турции.
• Ввести механизмы налогового стимулирования реинвестирования прибыли (реинвестированные дивиденды — без налога).
• Ввести бюджетно-финансовую декларацию устойчивости с анализом долговых рисков для каждого нового проекта.
• Обязать иностранные ТНК реинвестировать не менее 30% прибыли в локальные цепочки поставок, R&D и обучение персонала.
• Учредить Фонд реинвестирования при крупных сырьевых проектах — с обязательной долей вложений в регионы и переработку.
• Ввести налоговые каникулы и субсидии для экспортёров несырьевых товаров (аналог программы «сделано в Корее»).
Иначе экономика может снова вернуться к дефицитной модели — но уже без прежнего запаса прочности.
Казахстан не находится в острой фазе кризиса — но предкризисная конфигурация, если судить по структуре платёжного баланса, уже налицо. Любая из внешних угроз (падение цен на нефть, «война санкций», глобальный рост процентных ставок, политическая нестабильность в центрально-азиатском регионе) способна вызвать резкий обвал в экспорте, инвестициях и валютных резервах.
Наш платёжный баланс — это зеркало нашей модели развития. И в этом зеркале пока видны ставка на сырьё, накопление внешнего долга и утечка капитала. Чтобы в нём появилась новая экономика — технологичная, диверсифицированная и устойчивая, нужны не нынешние косметические меры, а системный переход от инерционного сценария к экономическому проектированию собственного будущего.
Из платежного баланса следует, что более 21 млрд долларов ежегодно уходит из Казахстана в виде доходов иностранных инвесторов и процентов по предоставленным кредитам. Даже в условиях притока прямых иностранных инвестиций эти суммы поглощают весь товарный профицит. Кроме того, данное обстоятельство мешает формировать внутренний инвестиционный капитал. Устойчивый отток капитала через выплату дивидендов и процентов подрывает финансовый суверенитет Казахстана, не дает возможности реинвестировать прибыль в локальную экономику. Потенциально он усиливается в условиях укрепления доллара и роста глобальных ставок.
Несмотря на увеличение инвестиций и умеренный торговый профицит, экономика Казахстана по-прежнему остается глубоко зависимой от экспорта нефти и металлов. Более 90% торгового профицита обеспечивают сырьевые товары. Это делает экономику уязвимой к снижению мировых цен на нефть, уран и металлы. При удешевлении нефти до уровня 60 долларов за баррель профицит может исчезнуть, что приведет к резкому ухудшению текущего платежного баланса.
Большая часть прямых иностранных инвестиций в 2024 году поступила в нефтегазовую и горнодобывающую сферы, в логистику, при этом сектора образования, науки, энергетики, машиностроения и ИТ остаются инвестиционно маргинализированными. Внешние инвестиции в Казахстан усиливают уже существующую зависимость от сырьевого сектора, что препятствует структурной трансформации экономики и повышает уязвимость к «ловушке средних доходов».
Импорт растет быстрее экспорта третий год подряд. При этом значительная часть импорта носит потребительский характер (автомобили, бытовая техника). Платежный баланс по экспорту/импорту услуг тоже остается хронически отрицательным. Казахстану не удается масштабно экспортировать интеллектуальные, образовательные, медицинские и ИТ-услуги. Это подрывает долгосрочную конкурентоспособность, особенно в условиях цифровой трансформации.
Хотя резервы страны в 2024 году выросли, это было обусловлено внешними заимствованиями Минфина и прямыми инвестициями в сырьевые сектора. То есть Казахстан продолжает финансировать внутренний спрос за счет внешних источников. Любое ухудшение кредитного рейтинга, рост глобальных ставок или политическая нестабильность приведут к удорожанию или ограничению доступа к внешнему капиталу.
Положительное сальдо торговли товарами и рост резервов создают иллюзию стабильности, но это — «устойчивость за счёт сырья и займов». Экономика напоминает корабль, идущий по инерции на попутном ветре нефтедолларов, но с изношенными парусами и утяжелённым балластом в виде:
• хронического оттока капитала;
• низкой диверсификации экспорта;
• импорта, замещающего внутреннее производство;
• зависимости от иностранных кредиторов и инвесторов.
Казахстан подошёл к стратегической развилке, на которой необходимо принять фундаментальное решение: либо реформы в пользу новой экономики, либо дальнейшее движение по инерции с риском провала при первом же внешнем ударе.
Акорде необходимо учредить Национальный экономический совет с участием представителей бизнеса, отраслевых НПО и регионов — как площадку экономического планирования. Снизить зависимость от импорта потребительских и инвестиционных товаров. В том числе:
• Запустить программу индустриальных субсидий на основе успешных кейсов Польши, Вьетнама и Турции.
• Ввести механизмы налогового стимулирования реинвестирования прибыли (реинвестированные дивиденды — без налога).
• Ввести бюджетно-финансовую декларацию устойчивости с анализом долговых рисков для каждого нового проекта.
• Обязать иностранные ТНК реинвестировать не менее 30% прибыли в локальные цепочки поставок, R&D и обучение персонала.
• Учредить Фонд реинвестирования при крупных сырьевых проектах — с обязательной долей вложений в регионы и переработку.
• Ввести налоговые каникулы и субсидии для экспортёров несырьевых товаров (аналог программы «сделано в Корее»).
Иначе экономика может снова вернуться к дефицитной модели — но уже без прежнего запаса прочности.
Похожие статьи
В ожидании Послания президента: что нам скажут про бюджетный кризис?
Казахстан вырастил зверя хуже любого «черного лебедя»
27.12.2023, автор Сауле Исабаева.
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
26.09.2024, автор Spik.kz.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.