АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

СРП: можно ли пересмотреть кабальные для Казахстана соглашения?

СРП: можно ли пересмотреть кабальные для Казахстана соглашения?

Сегодня, 06:20, автор Сауле Исабаева.

RU KZ EN
В Казахстане все чаще поднимается тема необходимости пересмотра соглашений о разделе продукции (СРП) с операторами крупных нефтяных месторождений. Особенно на фоне нарастающего дефицита бюджета. Правда, заметных подвижек в этом направлении пока не наблюдается. Как можно ускорить данный процесс и на какие условия контрактов следует обратить особое внимание? На эти вопросы согласился ответить эксперт в нефтегазовой сфере, член Общественного совета при Министерстве энергетики РК Олжас Байдильдинов.
СРП: можно ли пересмотреть кабальные для Казахстана соглашения?

- Действительно, эта тема для нас очень болезненная. Страна имеет богатые месторождения нефти и газа, однако, как ни парадоксально, назвать ее нефтегазовой державой язык не поворачивается. Национальная компания «КазМунайГаз» контролирует всего лишь 25% добычи нефти и 15% добычи газа, а всё остальное, причем на сверхльготных условиях, качают иностранные операторы.

Например, в прошлом году при средней цене в 80 долларов за баррель налоговые платежи North Caspian Operating Company (NCOC) составили всего 3,5 доллара за баррель. Нонсенс! И это стало возможным «благодаря» СРП, которые были заключены еще на заре независимости. Даже индивидуальные предприниматели, работающие по упрощённой налоговой системе в Казахстане, платят больше…

Кроме того, есть серьезные вопросы по проекту будущего расширения ТШО. Официально заявлена его стоимость в 48,5 млрд долларов. Явно завышенная сумма! Проект по аналогичной добыче нефти на шельфе Гайаны этими же американскими компаниями Chevron и ExxonMobil реализуется за 12 млрд долларов. При том, что инфраструктуру там фактически создают с нуля, да и в целом работы на морском нефтяном месторождении гораздо более сложные, нежели на «сухопутном». Тогда как на Тенгизе уже имеется вся необходимая инфраструктура, дороги, персонал…

Но почему-то Казахстан не задается этими вопросами, не пытается отстоять национальные интересы. Лично я уже неоднократно адресовал их руководству НК «КазМунайГаз», доля которой на Тенгизе составляет 20%, однако соответствующей реакции не последовало. Отсюда вывод: либо оно недостаточно компетентно, либо у него в этом проекте есть какие-то свои интересы...


Как ни крути, проект будущего расширения ТШО не может стоить так дорого. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на карту или фотографии месторождения Тенгиз со всем его наземным и подземным оборудованием, а также ознакомиться с различными исследованиями. Для сравнения: на эти деньги можно построить 30 небоскребов вроде «Бурдж-Халифа» в Дубае (он обошелся в 1,5 млрд долларов).

Самое печальное, что эту гигантскую сумму возмещать будем мы с вами за счёт продажи нефти…. В своем Телеграм-канале я приводил расчёты – они говорят о том, что данный проект и близко не окупится даже при комфортных ценах на нефть в 80-90 долларов за баррель до 2033 года, когда закончится Стабилизированный контракт по Тенгизу. Сложно представить, что американцы, считающие каждый цент, стали бы инвестировать в него сумму, которую не смогут отбить до конца этого срока. Такого просто быть не может. А это значит, что мы имеем дело с кратно раздутым бюджетом, в котором заинтересованы соответствующие западные компании. Более того, они сейчас, насколько мне известно, просят продлить контракт ещё на 20 лет, причём на более выгодных для себя условиях, потому как месторождение Тенгиз истощается.

Я вообще считаю (и уже много раз писал об этом), что если «КазМунайГаз» не может задать даже объективные вопросы относительно стоимости проекта будущего расширения Тенгиза, то имеет смысл передать его долю в управление ТОО PSA, которое представляет интересы республики в СРП. Это будет логичным решением - консолидировать компетенции в одном центре с учётом того, что именно PSA подал иски в международный арбитраж на 16,5 млрд долларов за систематические нарушения договорных обязательств со стороны западных компаний. Речь идет о претензиях по Кашагану на более чем 13 млрд долларов и по Карачаганаку – на более чем 3 млрд долларов. Казахстан не признаёт эти суммы в качестве обоснованных расходов.

Еще одно доказательство кабальности условий по СРП для нашей страны – это то, что «киты» (ТШО, NCOC и KPO) не платят экспортную таможенную пошлину (порядка 400-500 млн долларов в месяц!). Данные средства можно было бы направить, к примеру, на ликвидацию последствий паводков, засухи, на разные другие цели. Не могу назвать ни одну экономическую проблему, которую нельзя было бы решить за счет них. В общей сложности страна ежегодно теряет из-за СРП не менее 10 млрд долларов! Только представьте, какие суммы недополучил за все эти годы госбюджет...


И потом, как известно, недропользователи Казахстана обязаны выделять на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) 1% от своих расходов на добычу. Однако названные «три кита» не осуществляют данные платежи, поскольку таковых на момент заключения СРП еще не было. В контрактах указали лишь действовавшие тогда налоги и экологические штрафы. Новые виды платежей теперь никак нельзя применить к западным компаниям.

Также есть вопросы относительно местного содержания в нефтегазовой отрасли. Львиная доля товаров, работ, услуг в данной сфере идет к нам из Америки. И это логично – зарубежным инвесторам ни к чему развитие казахстанского производства, им выгодно загружать мощности собственных поставщиков.

Разумеется, все эти условия необходимо пересматривать. Подойти к этому процессу можно по-разному. Начинать переговоры нужно, естественно, в дружеском и комфортном для сторон ключе. При этом двигаться постепенно, не делая резких шагов. Тут, конечно, не может не радовать, что глава государства сделал акцент на эту проблему, а правительство приступило к работе. Надеюсь, мои выступления, аналитика, интервью, подкасты тоже будут приняты во внимание и учтены при вынесении соответствующих решений.

Когда мы требуем пересмотра соглашений с западными нефтяными консорциумами по Тенгизу, Карачаганаку и Кашагану в пользу Казахстана, то всегда ссылаемся на опыт таких стран Персидского залива, как Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Бахрейн, Оман. Все они добились пересмотра похожих контрактов – где-то коллективно, где-то самостоятельно. К примеру, в Бахрейне СРП было заключено на 75 лет, но уже через 10-15 этому государству удалось восстановить контроль над своей нефтегазовой отраслью. Их опыт нам в помощь.

Похожие статьи

Казахстан-Россия-Запад: возможна ли нефтяная «сделка века», и что мы от неё получим?
3.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром обороны Казахстана…
4.06.2025, автор Сауле Исабаева.
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
26.09.2024, автор Spik.kz.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Выбор редакции » СРП: можно ли пересмотреть кабальные для Казахстана соглашения?