АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Спорт в Казахстане: одним – щедрые подарки и ордена, другим – дырка от бублика?

Спорт в Казахстане: одним – щедрые подарки и ордена, другим – дырка от бублика?

8.10.2025, автор Женис Байхожа.

RU KZ EN
Одной из самых обсуждаемых тем в последнее время стали подарки спортсменам. Сначала огромные денежные премии, квартиры и автомобили, а также ордена и медали обильным дождём пролились на казахстанских боксеров, ставших победителями и призерами недавнего чемпионата мира (ЧМ) в Ливерпуле. Затем в центре внимания оказались два вратаря «Кайрата», которым вручили ключи от автомашин. Вроде бы остается только порадоваться за этих парней и девушек. Но возникают вопросы: соблюдаем ли мы здесь чувство меры, не нарушаем ли принцип справедливости?

О футболе в данном контексте мы поговорим в другой раз, а сегодня речь пойдет о тех видах спорта (олимпийских), в которых казахстанцы завоевывают медали чемпионатов мира. Действующее законодательство РК предусматривает единовременные денежные выплаты им со стороны государства: каждому обладателю «золота» и его тренеру положены 15.000 долларов, «серебра» - 10.000, «бронзы» - 5.000. Разумеется, мастера ринга, отличившиеся на ЧМ, получат их. Но это мелочь по сравнению с размерами премий, которые вручила им Казахстанская федерация бокса, – в зависимости от качества завоеванных наград соответственно 100.000, 50.000 и 30.000 в американской валюте.

Казалось бы, более чем достойные вознаграждения. Но тут решили подсуетиться и главы регионов. Столичный градоначальник Женис Касымбек преподнес двум чемпионам мира, представляющим Астану, сертификаты на 30 миллионов тенге (примерно 55.000 долларов) каждому. Алматинский аким Дархан Сатыбалды решил переплюнуть своего коллегу из Астаны: золотая медалистка из этого города получила 40, серебряная – 30, две бронзовые – по 20 миллионов тенге. Братьям-боксерам из Шымкента, завоевавшим награды высшей пробы, досталось по квартире и автомобилю Toyota Camry XV80, чья рыночная стоимость оценивается в 40.000 долларов. Чуть более скромную автомашину получил их отец. Правда, по словам акима города Габита Сыздыкбекова, дорогие подарки были сделаны за счет привлеченных спонсоров.


Щедрыми дарами отметили в регионах и других призеров ЧМ. Также их представили к государственным наградам. Все семь обладателей «золота» (четыре парня и три девушки) вместе со своими тренерами удостоены ордена «Курмет», а завоевавшие награды других достоинств – медали «Ерен еңбегі үшін». Причем вручал их сам президент страны.

Но давайте посмотрим, что за чемпионат прошел в Ливерпуле.

Мировой любительский бокс сегодня переживает раскол: помимо IBA (в прошлом AIBA), которую возглавляет россиянин Урал Кремлев и которую в 2019-м отлучили от международного олимпийского движения, с прошлого года существует еще одна федерация – World Boxing.

Главный козырь первой – большие финансовые ресурсы, поступающие от крупных госкорпораций РФ вроде «Газпрома», благодаря чему она может позволить себе устанавливать на своих турнирах немыслимые прежде суммы призовых. Например, на мужском ЧМ-2023 за «золото» давали 200.000, за «серебро» - 100.000, за «бронзу» - 50.000 долларов (в общей сложности было выплачено свыше 5 миллионов «зелеными»). На ЧМ-2025, который состоится через пару месяцев в ОАЭ, добавятся солидные выплаты тренерам и национальным федерациям, подготовившим призеров.

А вот World Boxing, руководимая голландцем Борисом Ван дер Ворстом, который несколько лет назад проиграл Кремлеву на выборах президента IBA, таких финансовых возможностей не имеет (поэтому на прошедшем первенстве никаких денежных премий не было). Зато она, созданная в 2024-м по инициативе стран Запада, пользуется поддержкой МОК и, скорее всего, получит право проводить как боксерские турниры Олимпиад, так и квалификационные соревнования к ним.

Большинство национальных федераций, включая казахстанскую, стремятся усидеть «на обоих стульях»: их и деньги манят, и возможность бороться за медали ОИ. Но есть и такие, кто занимает только одну сторону. В целом же сложившаяся ситуация привела к тому, что теперь каждая из конкурирующих международных организаций проводит свои чемпионаты, а сборные разных стран, исходя из собственных соображений, решают, участвовать в них или нет. И что мы теперь имеем?

Последнее мировое первенство под эгидой IBA состоялось весной 2023-го: тогда в Ташкенте медали оспаривали представители 107 стран. Еще свыше двадцати национальных федераций, в том числе США, Канады, Украины, многих западноевропейских государств, бойкотировали турнир. А мужская часть ЧМ в Ливерпуле, ставшего первым для World Boxing, собрала боксеров лишь из 58 стран, при этом общее количество участников сократилось с 538 до 327. Иными словами, уровень конкуренции оказался ниже обычного. Может, поэтому все 10 золотых медалей достались лишь двум сборным (Узбекистану – 6, Казахстану – 4)? Ведь такого никогда прежде не случалось: победителями становились посланцы пяти-шести, а то и больше стран. Скажем, с ЧМ-2023 награды высшей пробы увезли пять национальных сборных.

Или взять женский бокс. В 2022-м и в 2023-м, то есть до раскола, на чемпионатах мира были разыграны в общей сложности 24 золотые медали. И ни одна из них не досталась Казахстану. А в нынешнем году и на ЧМ под эгидой IBA, состоявшемся весной в Сербии, и на ливерпульском ЧМ, организованном World Boxing, наши девушки завоевали по три награды высшей пробы – в сумме 6 из 22-х возможных. Неужели они так сильно прибавили за столь короткий срок? Или же причина опять-таки в снизившемся уровне конкуренции (в каждом из двух первенств 2025-го были представлены лишь по 50 стран, и только два десятка из них отправили своих девушек на оба турнира)?

Словом, чемпионаты, проводимые отдельно двумя соперничающими между собой организациями, вряд ли могут дать объективную картину расклада сил в мировом любительском боксе. И потому эйфория вокруг достижений наших боксеров, сопровождаемая щедрыми денежными и материальными поощрениями, выглядит не совсем уместной.


Как уже сказано, в декабре с.г. состоится первенство мира, которое организует уже IBA. И что, по его итогам в Казахстане опять будут вручать призерам крупные премии, автомобили, ключи от квартир, представлять их к государственным наградам?

Здесь стоит напомнить, что на мужском ЧМ-2023 наши боксеры тоже завоевали четыре «золота», и их тогда, как и сейчас, закидали щедрыми подарками. А всего год спустя они бесславно выступили на Олимпиаде, довольствовавшись одной-единственной медалью – серебряной. В то время как узбекские мастера ринга за аналогичные достижения на мировом первенстве получили куда более скромные презенты, зато на ОИ стали победителями в пяти весовых категориях из семи.

В 20-х числах сентября завершился другой чемпионат мира – по борьбе. Айдос Султангали, обладатель «золота» из Казахстана, получил от акимата родной для него Кызылординской области ключи от квартиры и автомобиля. Щедро одарили и его тренера. Бронзовому медалисту Нуркоже Кайпанову алматинский градоначальник вручил сертификат на 20 миллионов тенге. Ранее, в июле, обладательницей очередной автомашины стала наша единственная медалистка ЧМ-2025 по дзюдо Абиба Абужакынова.

Словом, к тем, кто выступает в единоборствах, государство и спонсоры проявляют щедрость, часто даже чрезмерную. Чего не скажешь об атлетах, защищающих честь страны во многих других олимпийских видах спорта, и их наставниках.

Например, в конце июля с.г. поистине исторического успеха добилась мужская дружина шпажистов: она завоевала первую в летописи Казахстана командную медаль чемпионата мира по фехтованию и поднялась в топ-4 мирового рейтинга, учитывающего результаты за весь последний год. Победив сначала россиян, а на более поздних стадиях, в полуфинале и поединке за 3-е место, итальянцев и французов, которые не знают себе равных на планете в плане количества завоеванных международных трофеев, наши парни добыли «бронзу».

Причем в этом виде спорта бороться за награды крупнейших соревнований приходится в основном с соперниками из самых богатых государств планеты. Просто для сравнения: на фехтовальном ЧМ-2025 страны, входящие в ОЭСР, то есть в число наиболее развитых, завоевали 73,8% всех разыгранных наград (31 из 42-х), тогда как на борцовском – 26,7%, на боксерском – 32,5%.

Однако ни машин, ни квартир, ни денежных сертификатов (помимо выплат, положенных по закону) нашим «мушкетерам» никто так и не вручил. Как и в 2023-м, когда Руслан Курбанов стал первым в истории независимого Казахстана призером ЧМ по фехтованию: он добыл «бронзу» в личном первенстве шпажистов. В том же году впервые за четверть века медаль мирового первенства (оно было отборочным к Олимпиаде) завоевал наш гимнаст: отличился Милад Карими. Но и его успех остался почти незамеченным: ни подарков, ни государственных наград. Во всяком случае, никаких сообщений на сей счет в СМИ не было. То же самое касается Дениса Никиши, который дважды, в 2024-м и 2025-м, становился призером ЧМ в олимпийской дисциплине шорт-трека.


Кстати, месяц назад уже упомянутый Руслан Курбанов в интервью, отвечая на вопрос о подарках за его достижения – личные и в составе команды – на мировых первенствах, заметил: «Такой практики в фехтовании пока что не было». Похоже, нет ее и во многих других видах спорта, за исключением единоборств.

Возможно, это право акиматов (не говоря уже про частных спонсоров) – выбирать, кому выплачивать огромные суммы и вручать дорогие подарки, а кому нет. Возможно, это право профильного министерства – решать, кого представлять к орденам и медалям. Но ведь тем самым они дают понять казахстанцам, в том числе детям и подросткам, собирающимся посвятить себя спорту, какими его видами в нашей стране заниматься «выгодно», а в каких рассчитывать на сколь-нибудь серьезное материальное и моральное поощрение не приходится.

Стоит ли после этого удивляться сложившемуся в мире восприятию Казахстана как страны, где только и умеют что махать кулаками и «ломать» друг друга на борцовском ковре? Стоит ли удивляться тому, что в последнее время у нас перестали появляться конкурентоспособные легкоатлеты, пловцы, гребцы, велогонщики, лыжники, представители других, в том числе медалеемких, видов спорта?

Наконец, стоит ли удивляться тому, что государствообразующий этнос, удельный вес которого в общем составе населения достиг 71,3 процента, очень широко представлен в национальных командах по боксу, борьбе, дзюдо и таэквондо (на последней Олимпиаде доля казахов в них составила 82,1 процента) и крайне слабо в сборных по всем остальным видам спорта: на тех же летних Играх – 17,3 процента (9 из 52-х), а без учета натурализованных атлетов – 22,5 процента (9 из 40). Если так продолжится и дальше, то при существующих в стране этно-демографических тенденциях в обозримом будущем от Казахстана на ОИ будет некому выступать, кроме единоборцев…

Похожие статьи

Казахстанский спорт: итоги зимнего сезона и олимпийские надежды
26.05.2025, автор Женис Байхожа.
Приоритеты министра спорта РК: не противоречат ли они национальным?
22.02.2024, автор Женис Байхожа.
Квартиры и деньги чемпионам: не слишком ли их разбаловали?
10.01.2024, автор Баян Ахмет.
Почему в сборных Казахстана мало казахов?
27.12.2023, автор Женис Байхожа.
Триумф «Кайрата» и провал сборной РК: о пользе и вреде больших денег в футболе
17.09.2025, автор Женис Байхожа.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Спорт в Казахстане: одним – щедрые подарки и ордена, другим – дырка от бублика?