АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Приоритеты министра спорта РК: не противоречат ли они национальным?

Приоритеты министра спорта РК: не противоречат ли они национальным?

22.02.2024, автор Женис Байхожа.

RU KZ EN
Что означает приоритизация видов спорта, которую вскоре после своего назначения анонсировал профильный министр и суть которой недавно попытался объяснить депутатам его заместитель? С какой целью она затевается, как будет выглядеть и во что может вылиться? Не станет ли от неё ещё хуже? Такие вопросы волей-неволей возникают у всех, кто имеет отношение к этой сфере, и даже у рядовых болельщиков, грустно наблюдающих за тем, как казахстанский спорт всё глубже погружается в кризис.

Ранжирование для «галочки»

Согласно действующему сегодня «отраслевому» закону, в категорию приоритетных входят те, что выбраны «по результатам ранжирования видов спорта как первоочередные для государственного финансирования». Но теперь от процедуры ранжирования, которая должна была проводиться раз в два года, решено отказаться, а приоритетными станут (цитата) «виды спорта, включённые в программы Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских, Азиатских, Паразиатских игр и имеющие в их рамках высокие спортивные результаты». Соответственно они будут получать львиную долю бюджетных средств.

Здесь стоит напомнить, что в 2023-м на поддержание и развитие этой сферы государство направило около 260 миллиардов тенге, не считая вклада ФНБ «Самрук-Казына». В том числе порядка 200 миллиардов поступило в распоряжении акиматов, остальная сумма была выделена по линии профильного министерства.


Ранжирование, введённое шесть лет назад, в его нынешнем виде действительно изжило себя. Наибольший скепсис вызывала система подсчёта очков за результаты, показанные на международных турнирах. А ведь она напрямую влияла на ключевой критерий распределения видов спорта по группам: «А» – приоритетные, «В» – получающие деньги во вторую очередь, «С» – финансируемые по остаточному принципу.

Скажем, чемпионаты мира по статусу были почти приравнены к Азиатским играм: за «золото» на них начислялись соответственно 18 и 16 базовых баллов, за «серебро» – 14 и 12 и т.д. Причём это в одинаковой степени касалось всех видов. Но кто-нибудь задумывался над тем, почему, например, наши гребцы на байдарках и каноэ привозят с Азиад кучу медалей, а на ЧМ не попадают даже в финальные заезды олимпийских дисциплин, то есть в топ-9? Да потому что уровень конкуренции на Жёлтом континенте просто несопоставим с мировым.

Тогда как, допустим, в стрельбе из лука азиаты занимают куда более высокие позиции: на последней Олимпиаде в топ-10 мужского командного турнира вошли 7 сборных с нашего континента, включая казахстанскую (8-е место). Вывод очевиден: лучникам добыть медали Азиады гораздо сложнее, чем гребцам.

Или сравним спортивную и художественную гимнастику. В первой на мужских соревнованиях Олимпиады-2020 азиаты завоевали ровно половину всех медалей – 12 из 24-х, причём среди призёров оказались не только спортсмены Японии и Китая, являющиеся мировыми лидерами, но и Южной Кореи, Тайваня. А на ЧМ-2022 медалистами стали ещё и филиппинец с иорданцем, на ЧМ-2023 – казахстанец. В то время как «художницам» с Жёлтого континента очень проблематично попасть даже в топ-10 и на чемпионатах мира, и на Олимпиадах. Зато нашим девушкам проще в борьбе с ними добывать награды азиатских турниров.

Примеры такого рода можно приводить долго. Однако при ранжировании данное обстоятельство, по сути, игнорировалось. Скажем, те же художественная гимнастика и гребля на байдарках и каноэ, согласно последнему приказу министра спорта, попали в группу «А», то есть в высшую, а спортивная гимнастика и стрельба из лука, в которых результаты казахстанцев в общемировом измерении значительно лучше, – в «В».

Да и, что скрывать, как в центре, так и в регионах ранжирование, если и осуществлялось, то очень формально. Красноречивый тому пример: в приложении к упомянутому (принятому в ноябре 2023-го) приказу Ермека Маржикпаева виды спорта распределены по степени приоритетности точно так же, как в 2019-м при Актокты Раимкуловой, – ни одного отличия. Хотя за прошедшие четыре года в одних видах Казахстан сдал свои позиции, а в некоторых других, напротив, улучшил.


Зачем государству спорт высших достижений?

Прежде, чем продолжить разговор, определимся с понятиями. Есть массовый спорт, который охватывает все возрастные группы, – он нужен для поддержания здоровья и полезного проведения досуга. Детский-юношеский, помимо этого, даёт возможность готовить будущих «звёзд». Спорт высших достижений позволяет талантливым атлетам стать конкурентоспособными сначала на страновом, а потом и на международном уровне. Плюс отдельно от него рассматривают профессиональный.

К последнему мы ещё вернёмся, а сейчас остановимся на спорте высших достижений и детско-юношеском – именно их, прежде всего, должна коснуться приоритизация. Главные её критерии руководством министерства озвучены: присутствие в программе Олимпиад и Азиад, а также наличие высоких результатов на международном уровне. Относительно первого особых возражений нет, а вот второй выглядит не столь однозначным.

Надеяться на то, что теперь будут учтены нюансы, о которых говорилось выше (на примере начисления баллов за достижения на мировых и континентальных соревнованиях), не приходится. Такой вывод можно сделать, исходя из оценок, которые нынешний министр и его подчинённые давали тем или иным результатам казахстанских спортсменов в последнее время. А значит, мы, скорее всего, снова получим сильно искажённую картину.


Кроме того, есть другое очень важное обстоятельство.

Зададимся вопросом: зачем, с какой целью государство финансирует спорт высших достижений и ту часть детско-юношеского, которая имеет отношение к подготовке будущих атлетов высокого класса, если учесть, что они с их сверхнагрузками, в отличие от массового, вовсе не способствует укреплению здоровья человека и нации, а зачастую, наоборот, гробят его?

Первая причина связана исключительно с внутренней аудиторией: победы казахстанцев и всё, что им сопутствует (играет гимн государства, поднимается его флаг), формируют у их соотечественников, то есть у нас с вами, чувство национальной гордости, патриотизм.

Вторая, не менее, а, возможно, даже более важная заключается в необходимости продвижения так называемой «мягкой силы»: успехи страны в спорте делают её узнаваемой во всём мире, демонстрируют её потенциал, повышают престиж, что может принести ей существенные политические и экономические дивиденды.


Например, правительство Великобритании именно по этой причине после провала на летней Олимпиаде-1996 (лишь одно «золото» и 36-е место в медальном зачёте – на 12 позиций ниже, чем дебютировавший тогда Казахстан) решило вкладывать в спорт высших достижений средства из государственного бюджета, чего никогда прежде не делало. Как следствие, начиная с 2008-го, Великобритания ниже 4-го места в олимпийском зачёте не опускается.

Что нужно финансировать?

Но тут есть один момент, который у нас обычно не учитывают. С точки зрения узнаваемости страны важно, чтобы она добивалась не просто успехов, а успехов в тех видах спорта, которые наиболее популярны в мире, пользуются повышенным вниманием со стороны СМИ, в первую очередь, телевидения, и особенно в странах, формирующих международную информационную повестку. В таком случае спортивные достижения получат гораздо более широкий резонанс, а государственные вложения в них дадут наибольший имиджевый эффект.

Один только пример. Среднестатистический американец или европеец, да даже россиянин, интересующийся спортом, наверняка, не особо напрягая память, назовёт пятерых из десяти лучших теннисистов планеты что в мужском разряде, что в женском. А вот сможет ли он вспомнить пятерых из тринадцати ныне действующих чемпионов мира по любительскому боксу? Вряд ли. Такими знаниями обладают разве что жители Казахстана, Узбекистана и Кубы, где к этому виду спорта особое отношение.

На большей части планеты трансляции с мировых первенств по боксу и столь же любимой у нас борьбе – явление довольно редкое. Или возьмите Eurosport, телеканал, пользующийся популярностью не только в странах Евросоюза. Во время Олимпийских игр он почти не показывает единоборства, зато много эфирного времени отводит лёгкой атлетике, плаванию, велогонкам, спортивной гимнастике, прыжкам в воду, даже стрелковым видам.

Так вот, если отечественные чиновники будут исходить только из результатов наших атлетов на международных соревнованиях, то в приоритете окажутся те виды спорта, которые не пользуются медийным интересом в мире. Впрочем, такой подход в Казахстане сложился уже давно: главный акцент – на единоборства и тяжёлую атлетику, а все остальные – как бы на периферии внимания. В том числе и потому, что бокс, борьба, дзюдо, поднятие тяжестей не требуют больших вложений: ими можно заниматься в любом ауле, в любом помещении. Бросил на пол маты или протянул канаты, чтобы получился квадратный ринг, – и вперёд…

По большому счёту, именно эта однобокая специализация и загнала казахстанский спорт в кризис. В «ударных» видах наши атлеты стали менее конкурентоспособными, а от представителей остальных, на протяжении многих лет не получавших должной поддержки, ждать каких-то серьёзных достижений было бы наивно.


Никто не спорит: единоборства нужно финансировать. Но и другие олимпийские виды нельзя обделять, особенно те, которые пока не приносят Казахстану больших успехов, но в случае побед (достичь их можно, если создать соответствующие условия) способны дать серьёзный эффект в плане продвижения имиджа страны. Тем более если они востребованы подрастающим поколением. Кстати, в наших ДЮСШ в целом по стране занимаются около 400 тысяч детей и юношей, и чиновники, думается, должны считаться с их предпочтениями.

Деньги есть, но они идут не туда…

Вероятно, руководство профильного министерства возразит: дескать, на все виды денег не хватит. Однако на самом деле их можно изыскать даже в рамках того бюджета, который выделяется на эту сферу.

И здесь как раз время сказать о профессиональном спорте. В действующем казахстанском законодательстве ему даётся такое определение: «составная часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивно-зрелищных мероприятий (соревнований), за подготовку и участие в которых спортсмены получают вознаграждение».

Но ровно то же самое можно сказать и про спорт высших достижений: там тоже организуются соревнования, атлетам тоже выплачиваются вознаграждения, причём как государством (оклады согласно штатному расписанию, стипендии, премиальные за медали Олимпиад, чемпионатов мира и Азии), так и международными федерациями (призовые за те или иные места на различных турнирах). Например, каждый из обладателей «золота» (в том числе четыре казахстанца), «серебра» и «бронзы» прошлогоднего ЧМ по любительскому боксу получил от IBA соответственно 200, 100 и 50 тысяч долларов. Однако наше законодательство, отделяя спорт высших достижений от профессионального, этот момент почему-то замалчивает.

В действительности же главная специфика профи-спорта, если исходить из мирового опыта, заключается совершенно в другом. По сути, он является разновидностью шоу-бизнеса, сферой коммерческой деятельности, генерирующей собственные доходы и живущей на них. То есть, государство не должно его поддерживать. Но у нас так называемые профессиональные лиги и их участники существуют почти исключительно на бюджетные деньги, футболисты, хоккеисты, играющие в чемпионатах РК, тренеры, многочисленные работники клубов получают зарплаты за счёт налогоплательщиков. Прямо скажем, ненормальная ситуация. При этом наши чиновники от спорта продолжают стыдливо прятать головы в песок, а при подготовке законов и нормативно-правовых актов используют либо расплывчатые, либо лукавые формулировки.


В прошлом году только футбольные клубы казахстанской премьер-лиги получили из местных бюджетов порядка 22-х миллиардов, а из фонда Sport Qory (его главным спонсором является ФНБ «Самрук-Казына», оператором – профильное министерство, председателем попечительского совета – министр Маржикпаев) столичному клубу выделили около 5 миллиардов тенге. Плюс есть второй дивизион футбольного чемпионата РК, хоккейные, баскетбольные, волейбольные лиги, велогруппа «Астана», выступающий в КХЛ «Барыс»…

В сумме на их содержание государственные органы и квази-государственные структуры ежегодно расходуют ненамного меньше средств, чем министерство тратит на весь спорт высших достижений (60 миллиардов). Может, надо сначала здесь навести порядок?

Похожие статьи

Уроки кордайской трагедии: как преодолеть межэтнический раскол?
6.02.2024, автор Сауле Исабаева.
Смогут ли казахи обеспечить ценностный консенсус в стране?
17.01.2024, автор Сауле Исабаева.
Желтоксан-1986 и битва за власть: почему Казахскую ССР возглавил «варяг»?
15.12.2023, автор Женис Байхожа.
Между Путиным и Эрдоганом…
5.01.2021, автор Гульнар Муканова.
Семейный подряд
14.03.2023, автор Гульнар Муканова.
SPIK.KZ » Аналитика » Приоритеты министра спорта РК: не противоречат ли они национальным?