13.06.2024, автор Женис Байхожа.
Триумф «Кайрата» и провал сборной РК: о пользе и вреде больших денег в футболе

Вчера, 09:30, автор Женис Байхожа.
RU
KZ
EN
Завтра «Кайрат» проведет свой первый матч в Лиге чемпионов. Выход алматинской команды в основную стадию главного еврокубкового турнира получил в Казахстане восторженные оценки даже у тех, кто интересуется «игрой миллионов» лишь от случаю к случаю. Однако спустя всего десять дней они испытали глубочайшее разочарование, вызванное унизительным поражением (0:6) нашей сборной от бельгийцев в отборочном турнире к ЧМ-2006. Эти события лишний раз подтвердили: в современном мире клубный футбол и футбол на уровне национальных команд – совершенно разные вещи, и победы в первом отнюдь не гарантируют успехи во втором. Более того, зачастую зависимость является обратной.
Клубы: чем богаче – тем успешнее
Нисколько не умаляя достижение «Кайрата», все же стоит обратить внимание на то, что оно стало возможным благодаря иностранным футболистам: практически во всех матчах квалификации Лиги чемпионов (ЛЧ) в стартовом составе алматинской дружины на поле выходили, как минимум, восемь таких игроков и лишь двое-трое с бирюзовыми паспортами. Однако в пылу эйфории даже те, кто ранее метал громы и молнии по поводу засилья «легионеров» в отечественных клубах, проигнорировали это обстоятельство.
«Кайрат» - не единственный «возмутитель спокойствия», неожиданно для всех пробившийся в число участников самого престижного в Европе клубного турнира. Помимо него, можно назвать кипрский «Пафос», который лишь год назад дебютировал в еврокубках (тогда он добрался до основного раунда Лиги конференций, где, кстати, выиграл у нашей «Астаны»). В меньшей степени слово «сенсация» применимо к «Карабаху»: семь лет назад он уже играл в ЛЧ, а в Лиге Европы, второй по степени престижности, выступает почти регулярно. Но, тем не менее, Азербайджан не входит в число стран, представителей которых ждут в Лиге чемпионов.
Эти три клуба объединяет то, что они являются весьма состоятельными в финансовом плане. Например, годовой бюджет «Пафоса», которым владеет российский миллиардер Сергей Ломакин, оценивается в 50 миллионов долларов, что позволяет ему массово приобретать «легионеров»: самих киприотов в его составе, по сути, нет. Налицо красноречивый пример того, как при наличии больших денег можно за очень короткий срок взлететь очень высоко на клубном уровне (на уровне сборных подобное невозможно).
«Карабах» тоже оперирует значительными, по среднеевропейским меркам, суммами, которыми его обеспечивает группа компаний "Azersun Holding", крупнейший в стране производитель продуктов питания. В нынешнем составе команды насчитывается 16 иностранных футболистов – именно благодаря им она успешно выступает в еврокубковых турнирах. В «Кайрате» таких 12, а сколько тратит на содержание их и клуба в целом его владелец Кайрат Боранбаев, сказать сложно – информация на сей счет не разглашается.
В заявках участников высшей лиги Кипра на текущий сезон значатся 264 футболиста с заграничными паспортами (в среднем по 19 в каждом клубе), Азербайджана – 155 (в среднем по 13). В Казахстане после того, как объявили запрет на финансирование содержания «легионеров» за счет госсредств, их количество сократилось до 124-х на 14 клубов, но они продолжают играть доминирующую роль в чемпионате страны.
Сборные: обратная зависимость
Наличие значительных финансовых ресурсов позволяет комплектовать команды большим количеством иностранных футболистов достаточно высокого качества, что в свою очередь повышает шансы на успешные выступления в еврокубках. Именно это лежит в основе достижений сильнейших клубов Кипра, Азербайджана и Казахстана (тренерская квалификация, настрой игроков, спортивная удача – лишь дополнительные факторы). А вот командам из стран, занимающих в упомянутом «рейтинге стоимости» от Transfermarkt более низкие места, априори сложнее пробиться в решающие этапы не только Лиги чемпионов, но и других европейских клубных турниров.
Зато национальные сборные большинства из них радуют своих болельщиков гораздо чаще, чем кипрская, азербайджанская и казахстанская, заодно побеждая их в очных поединках. Но прежде, чем перейти к примерам, назовем эти страны: Босния и Герцеговина – 32-е место по суммарной стоимости игроков высших лиг внутренних чемпионатов (60,2 млн евро), Косово – 39-е (40,2 млн), Грузия – 41-е (33,3 млн), Северная Македония – 42-е (33,0 млн), Исландия – 43-е (30,0 млн), Черногория – 46-е (26,1 млн), Люксембург – 50-е (25,2 млн), Уэльс – 51-е (13,5 млн). Мы здесь не берем во внимание самые маленькие постсоветские републики и совсем уж крохотные государства вроде Сан-Марино, Гибралтара, Лихтенштейна и т.д. с менее чем 100-тысячным населением.
Выход «Карабаха» в основной раунд Лиги чемпионов, как и в случае с «Кайратом», произошел на фоне разгромного поражения национальной команды этой страны: в отборочном матче к первенству мира 2026-го азербайджанцы со счетом 0:5 проиграли исландцам. Что касается киприотов, то они в нынешнем квалификационном цикле набрали 4 очка из 15 возможных (единственная победа одержана над откровенно слабой сборной «карликового» Сан-Марино), проиграв в том числе боснийцам, которые, кстати, и лидируют сейчас в этой группе. Казахстанцы в текущем году дважды, в гостях и дома, были биты валлийцами – при том, что чемпионат Уэльса является одним из самых бедных в Европе (суммарная оценочная стоимость его игроков в пять раз ниже, чем у нас). Не сдюжили наши футболисты и перед северными македонцами. Последние к тому же за три дня до победы в Астане отобрали очки у бельгийцев, тех самых, которые потом катком прошлись по казахстанской дружине.
В предыдущем официальном турнире сборных – Лиге наций – киприоты год назад потерпели крупные поражения в обоих матчах с косовцами (0:4 и 0:3), а азербайджанцы набрали в своем квартете лишь 1 очко из 18 возможных при разнице забитых и пропущенных мячей 3:17 и в итоге опустились в слабейший дивизион «D», где будут играть в компании европейских «карликов». Казахстанские футболисты проиграли пять матчей из шести с общим счетом 0:15 при одной ничьей и, не забив ни одного гола, отправились из дивизиона «В» в «С». После этого Станислава Черчесова на посту главного тренера сменил Али Алиев, с которым команда и вступила в нынешний, тоже бесславный, сезон.

«Экспортеры» и «импортеры»
В чем здесь причина? Чтобы понять это, нужно посмотреть на составы сборных. Например, в казахстанской среди 25 игроков, вызванных на последние два официальных матча, лишь трое выступают в зарубежных лигах (точнее, в одной – российской). Это всего-то 12%. А на поле выходили только двое. У Азербайджана и Кипра таких побольше, но тоже немного – соответственно 5 из 24 (22%) и 10 из 26 (39%).
В других же названных выше сборных футболисты, играющие в чемпионатах иных стран, составляют львиную долю: в командах Черногории, Грузии, Северной Македонии, Исландии их удельный вес колеблется от 91 до 96%, а дружины Боснии, Косово и Люксембурга полностью, на все 100%, сформированы из таких игроков. В сборной Уэльса, которая 4 сентября с.г. приехала в Астану, чтобы во второй раз за полгода обыграть казахстанцев, среди 25 футболистов не было ни одного, выступающего в родном первенстве: 18 представляли английские клубы, 2 – французские, 1 – шотландский, 4 – валлийские, которые при этом являются участниками чемпионата Англии.
Мы здесь не рассматриваем страны, занимающие ведущие позиции в европейском футболе как на клубном уровне, так и на уровне сборных, а берем во внимание только те, что находятся в нижней половине «табели о рангах». И в этом сегменте явно прослеживается следующая закономерность: более успешными являются национальные команды таких стран, которые активно «экспортируют» своих футболистов в зарубежные лиги (обычно более высокого ранга), где они в условиях жесткой конкуренции прибавляют в мастерстве и становятся «качественным материалом» для сборных. Главным же фактором, мотивирующим их к переезду, становится ограниченность денежных ресурсов в национальных чемпионатах и местных клубах. А там, за границей, перспектив в этом плане неизмеримо больше.
Тогда как Казахстан, Азербайджан, Кипр – футбольные «импортеры». При этом финансовые возможности их лиг и соответственно уровень зарплат не только позволяют привлекать большое количество «легионеров», включая достаточно квалифицированных, но и удерживают местных игроков от желания испытать себя в зарубежных первенствах – журавлю в небе они предпочитают синицу в руках (можно, даже проигрывая конкуренцию иностранцам за место в составе, получать немалые деньги). И данное обстоятельство негативно сказывается на национальных сборных.
Кстати, относительно успешный период в недавней истории команды Казахстана пришелся на время (2022-2023 годы), когда в ней было куда больше футболистов, игравших в зарубежных чемпионатах: Алип, Вороговский, Быстров, Зайнутдинов, Оразов, Скворцов и другие.
Клубы: чем богаче – тем успешнее
Нисколько не умаляя достижение «Кайрата», все же стоит обратить внимание на то, что оно стало возможным благодаря иностранным футболистам: практически во всех матчах квалификации Лиги чемпионов (ЛЧ) в стартовом составе алматинской дружины на поле выходили, как минимум, восемь таких игроков и лишь двое-трое с бирюзовыми паспортами. Однако в пылу эйфории даже те, кто ранее метал громы и молнии по поводу засилья «легионеров» в отечественных клубах, проигнорировали это обстоятельство.
«Кайрат» - не единственный «возмутитель спокойствия», неожиданно для всех пробившийся в число участников самого престижного в Европе клубного турнира. Помимо него, можно назвать кипрский «Пафос», который лишь год назад дебютировал в еврокубках (тогда он добрался до основного раунда Лиги конференций, где, кстати, выиграл у нашей «Астаны»). В меньшей степени слово «сенсация» применимо к «Карабаху»: семь лет назад он уже играл в ЛЧ, а в Лиге Европы, второй по степени престижности, выступает почти регулярно. Но, тем не менее, Азербайджан не входит в число стран, представителей которых ждут в Лиге чемпионов.
Эти три клуба объединяет то, что они являются весьма состоятельными в финансовом плане. Например, годовой бюджет «Пафоса», которым владеет российский миллиардер Сергей Ломакин, оценивается в 50 миллионов долларов, что позволяет ему массово приобретать «легионеров»: самих киприотов в его составе, по сути, нет. Налицо красноречивый пример того, как при наличии больших денег можно за очень короткий срок взлететь очень высоко на клубном уровне (на уровне сборных подобное невозможно).
«Карабах» тоже оперирует значительными, по среднеевропейским меркам, суммами, которыми его обеспечивает группа компаний "Azersun Holding", крупнейший в стране производитель продуктов питания. В нынешнем составе команды насчитывается 16 иностранных футболистов – именно благодаря им она успешно выступает в еврокубковых турнирах. В «Кайрате» таких 12, а сколько тратит на содержание их и клуба в целом его владелец Кайрат Боранбаев, сказать сложно – информация на сей счет не разглашается.
Национальные чемпионаты, в которых выступают «Пафос», «Карабах» и «Кайрат», входят в топ-30 Европы по суммарной стоимости футболистов, включенных в заявочные листы всех команд. Согласно данным Transfermarkt, высшая лига Кипра занимает 26-е место (142,6 миллиона евро), Азербайджана – 28-е (105,3 миллиона), Казахстана – 30-е (75,9 миллиона). Иными словами, в них задействовано больше дорогостоящих игроков (преимущественно «легионеров»), чем в главных дивизионах 25 европейских стран, которые располагаются ниже, на 31-55 позициях, и чемпионаты которых в силу данного обстоятельства могут считаться – и фактически являются – более слабыми.
В заявках участников высшей лиги Кипра на текущий сезон значатся 264 футболиста с заграничными паспортами (в среднем по 19 в каждом клубе), Азербайджана – 155 (в среднем по 13). В Казахстане после того, как объявили запрет на финансирование содержания «легионеров» за счет госсредств, их количество сократилось до 124-х на 14 клубов, но они продолжают играть доминирующую роль в чемпионате страны.
Сборные: обратная зависимость
Наличие значительных финансовых ресурсов позволяет комплектовать команды большим количеством иностранных футболистов достаточно высокого качества, что в свою очередь повышает шансы на успешные выступления в еврокубках. Именно это лежит в основе достижений сильнейших клубов Кипра, Азербайджана и Казахстана (тренерская квалификация, настрой игроков, спортивная удача – лишь дополнительные факторы). А вот командам из стран, занимающих в упомянутом «рейтинге стоимости» от Transfermarkt более низкие места, априори сложнее пробиться в решающие этапы не только Лиги чемпионов, но и других европейских клубных турниров.
Зато национальные сборные большинства из них радуют своих болельщиков гораздо чаще, чем кипрская, азербайджанская и казахстанская, заодно побеждая их в очных поединках. Но прежде, чем перейти к примерам, назовем эти страны: Босния и Герцеговина – 32-е место по суммарной стоимости игроков высших лиг внутренних чемпионатов (60,2 млн евро), Косово – 39-е (40,2 млн), Грузия – 41-е (33,3 млн), Северная Македония – 42-е (33,0 млн), Исландия – 43-е (30,0 млн), Черногория – 46-е (26,1 млн), Люксембург – 50-е (25,2 млн), Уэльс – 51-е (13,5 млн). Мы здесь не берем во внимание самые маленькие постсоветские републики и совсем уж крохотные государства вроде Сан-Марино, Гибралтара, Лихтенштейна и т.д. с менее чем 100-тысячным населением.
Выход «Карабаха» в основной раунд Лиги чемпионов, как и в случае с «Кайратом», произошел на фоне разгромного поражения национальной команды этой страны: в отборочном матче к первенству мира 2026-го азербайджанцы со счетом 0:5 проиграли исландцам. Что касается киприотов, то они в нынешнем квалификационном цикле набрали 4 очка из 15 возможных (единственная победа одержана над откровенно слабой сборной «карликового» Сан-Марино), проиграв в том числе боснийцам, которые, кстати, и лидируют сейчас в этой группе. Казахстанцы в текущем году дважды, в гостях и дома, были биты валлийцами – при том, что чемпионат Уэльса является одним из самых бедных в Европе (суммарная оценочная стоимость его игроков в пять раз ниже, чем у нас). Не сдюжили наши футболисты и перед северными македонцами. Последние к тому же за три дня до победы в Астане отобрали очки у бельгийцев, тех самых, которые потом катком прошлись по казахстанской дружине.
В предыдущем официальном турнире сборных – Лиге наций – киприоты год назад потерпели крупные поражения в обоих матчах с косовцами (0:4 и 0:3), а азербайджанцы набрали в своем квартете лишь 1 очко из 18 возможных при разнице забитых и пропущенных мячей 3:17 и в итоге опустились в слабейший дивизион «D», где будут играть в компании европейских «карликов». Казахстанские футболисты проиграли пять матчей из шести с общим счетом 0:15 при одной ничьей и, не забив ни одного гола, отправились из дивизиона «В» в «С». После этого Станислава Черчесова на посту главного тренера сменил Али Алиев, с которым команда и вступила в нынешний, тоже бесславный, сезон.
В текущем рейтинге национальных сборных (точнее, в его европейской части) Казахстан, Азербайджан и Кипр находятся рядом друг с другом – соответственно на 42-й, 43-й и 45-й позициях. А многие страны, внутренние чемпионаты и клубы которых имеют куда более скромные финансовые возможности, располагаются выше: Уэльс на 16-й строчке, Северная Македония на 29-й, Грузия на 30-й, Босния на 34-й, Исландия на 35-й, Черногория на 37-й, Люксембург на 39-й, Косово на 40-й. Также стоит напомнить, что валлийцы, грузины, боснийцы и исландцы пробивались на финальные турниры либо ЧМ, либо Евро.

«Экспортеры» и «импортеры»
В чем здесь причина? Чтобы понять это, нужно посмотреть на составы сборных. Например, в казахстанской среди 25 игроков, вызванных на последние два официальных матча, лишь трое выступают в зарубежных лигах (точнее, в одной – российской). Это всего-то 12%. А на поле выходили только двое. У Азербайджана и Кипра таких побольше, но тоже немного – соответственно 5 из 24 (22%) и 10 из 26 (39%).
В других же названных выше сборных футболисты, играющие в чемпионатах иных стран, составляют львиную долю: в командах Черногории, Грузии, Северной Македонии, Исландии их удельный вес колеблется от 91 до 96%, а дружины Боснии, Косово и Люксембурга полностью, на все 100%, сформированы из таких игроков. В сборной Уэльса, которая 4 сентября с.г. приехала в Астану, чтобы во второй раз за полгода обыграть казахстанцев, среди 25 футболистов не было ни одного, выступающего в родном первенстве: 18 представляли английские клубы, 2 – французские, 1 – шотландский, 4 – валлийские, которые при этом являются участниками чемпионата Англии.
Мы здесь не рассматриваем страны, занимающие ведущие позиции в европейском футболе как на клубном уровне, так и на уровне сборных, а берем во внимание только те, что находятся в нижней половине «табели о рангах». И в этом сегменте явно прослеживается следующая закономерность: более успешными являются национальные команды таких стран, которые активно «экспортируют» своих футболистов в зарубежные лиги (обычно более высокого ранга), где они в условиях жесткой конкуренции прибавляют в мастерстве и становятся «качественным материалом» для сборных. Главным же фактором, мотивирующим их к переезду, становится ограниченность денежных ресурсов в национальных чемпионатах и местных клубах. А там, за границей, перспектив в этом плане неизмеримо больше.
Тогда как Казахстан, Азербайджан, Кипр – футбольные «импортеры». При этом финансовые возможности их лиг и соответственно уровень зарплат не только позволяют привлекать большое количество «легионеров», включая достаточно квалифицированных, но и удерживают местных игроков от желания испытать себя в зарубежных первенствах – журавлю в небе они предпочитают синицу в руках (можно, даже проигрывая конкуренцию иностранцам за место в составе, получать немалые деньги). И данное обстоятельство негативно сказывается на национальных сборных.
Кстати, относительно успешный период в недавней истории команды Казахстана пришелся на время (2022-2023 годы), когда в ней было куда больше футболистов, игравших в зарубежных чемпионатах: Алип, Вороговский, Быстров, Зайнутдинов, Оразов, Скворцов и другие.
Словом, если когда-то лозунг «сильные лиги и клубы – сильная сборная» был более чем оправданным для любой из стран, то теперь, в эпоху глобализации, полной открытости границ и максимальной профессионализации футбола, он напрочь потерял свою актуальность. Мало того, следование ему с сопутствующим накачиванием внутренних чемпионатов большими деньгами ведет к ухудшению результатов национальных сборных…
Похожие статьи
Футбол: как Казахстан может попасть на чемпионат Европы или мира?
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Как изменилось отношение общества и политической элиты к первому президенту РК?
28.11.2024, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром обороны Казахстана…
4.06.2025, автор Сауле Исабаева.
Приоритеты министра спорта РК: не противоречат ли они национальным?
22.02.2024, автор Женис Байхожа.