АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Ислам и другие религии в Украине: все конфессии равны, но некоторые равнее?

Ислам и другие религии в Украине: все конфессии равны, но некоторые равнее?

Сегодня, 14:45, автор Spik.kz.

RU KZ EN
Ислам в Украине буквально «восстал из пепла» после распада Советского Союза в 1991 году. Его возрождение сопровождалось открытием множества мечетей, созданием культурных центров и духовных управлений мусульманской уммы. На сегодняшний день в этой стране число людей, исповедующих ислам, по разным оценкам, колеблется от 500 тысяч до 2-х миллионов, включая представителей коренного населения – крымских татар, а также азербайджанцев, казахов, узбеков, турок и арабов.

Они объединяются под эгидой различных организаций (Духовное управление мусульман Украины, Ассоциация мусульман Украины) для решения проблем, стоящих перед уммой. Мусульманские общественные институты активно занимаются поддержкой обездоленных, помогают хосписам. В числе первоочередных забот – единение верующих через совместные молитвы и просветительско-богословскую деятельность.

Как любое современное правовое государство, Украина гарантирует защиту прав религиозных общин. Власти регулярно декларируют социальную защищенность ислама и его последователей. Однако на практике мусульмане, особенно трудовые мигранты, могут сталкиваться с серьезными трудностями.

Ярким проявлением системной уязвимости мусульманской общины стало недавнее разоблачение преступной группы из Киевской области, удерживавшей в трудовом рабстве 13 граждан Узбекистана. Ее члены, по данным официальных представителей Национальной полиции Украины, через своих сообщников за границей предлагали узбекистанцам трудоустройство и высокую заработную плату. Жертвами стали выходцы из социально уязвимых слоев населения, не имевшие стабильного заработка в своей стране. Чтобы получить максимальную прибыль от трудовой деятельности этих людей, преступники отрезали их от внешнего мира и связей с родными и близкими. Скандальная история вызвала резонанс и в самом Узбекистане. Ташкент направил Киеву ноту протеста и рекомендовал своим гражданам отказаться от поездок в Украину.

Многие наблюдатели исходят из того, что уничижительное отношение к представителям мусульманской общины в Украине ограничивается лишь бытовым шовинизмом. Однако это мнение не до конца справедливо, а корни проблемы значительно глубже, поскольку затрагивают государственные институты. В частности, правовые механизмы, призванные гарантировать безопасность последователей различных конфессий в Украине, на практике демонстрируют определенный дисбаланс.


Ярким примером может служить ситуация вокруг несовершенства законодательного регулирования защиты граждан от посягательств на их религиозные и национальные чувства. Несмотря на наличие в Уголовном кодексе Украины статьи 161, предусматривающей наказание за разжигание межнациональной и религиозной розни, в 2022 году был принят отдельный закон об уголовной ответственности за проявления антисемитизма. Этот законодательный акт, хотя и имеет важное значение в контексте исторической памяти и борьбы с конкретной формой ксенофобии, породил в украинском обществе череду дискуссий.

Представители других конфессий, включая мусульман, говорят о недостаточности аналогичных правовых инструментов для защиты их прав. Многие наблюдатели даже считают, что пристальное внимание к отстаиванию интересов еврейского населения является следствием превалирования приверженцев иудаизма в украинском истеблишменте. Впрочем, если учесть тяжелое историческое наследие, то вполне возможно, что законодатели не имели второго, «потайного», умысла, когда принимали закон о борьбе с антисемитизмом.

Но так или иначе сложилась ситуация, при которой одна религиозная община получила дополнительный, особый, уровень правовой защиты от проявлений нетерпимости, в то время как другие уязвимые конфессии по-прежнему вынуждены апеллировать к общей законодательной норме. Подобное положение дел создает опасное ощущение правового неравенства и может косвенно указывать на разное отношение властей к остроте угроз, с которыми сталкиваются иудеи и представители других религий, в том числе мусульмане.

Многие эксперты не исключают вероятности того, что проблема вызвана бытующими в обществе исламофобскими стереотипами, которые в последние десятилетия усиленно подпитываются международными политическими игроками. Из-за доминирующих общественных настроений ряд политологов считает обоснованным избирательный подход к вопросу обеспечения прав различных конфессий. Как отмечает директор украинского Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос, в глазах части управленческой элиты приверженцы ислама могут ассоциироваться с «лишней головной болью», что порой вызывает предвзятое к ним отношение.


Украина обладает уникальным опытом и возможностями для эффективной защиты прав национальных и религиозных общин. В ближайшей перспективе от ее властей следует ожидать конкретных инициатив, позволяющих коренному мусульманскому населению страны и мигрантам, исповедующим ислам, чувствовать себя неотъемлемой частью единого украинского общества, в безопасности и под защитой закона.

Руслан Касымов

Похожие статьи

Жума-коллапс: как противостоять посягательствам на светские устои Казахстана?
13.12.2024, автор Сауле Исабаева.
Можно ли говорить о ренессансе православия в Казахстане?
25.07.2024, автор Сауле Исабаева.
В казахстанской умме неспокойно: нуждается ли ДУМК в реформировании?
31.10.2024, автор Сауле Исабаева.
Неужели казахи – самые богобоязненные в нашей стране?
12.03.2024, автор Бауыржан Маханов.
Как религия и конкретно ислам изменили казахстанское общество?
24.09.2025, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Ислам и другие религии в Украине: все конфессии равны, но некоторые равнее?