13.12.2024, автор Сауле Исабаева.
Ислам и другие религии в Украине: все конфессии равны, но некоторые равнее?
Сегодня, 14:45, автор Spik.kz.
RU
KZ
EN
Ислам в Украине буквально «восстал из пепла» после распада Советского Союза в 1991 году. Его возрождение сопровождалось открытием множества мечетей, созданием культурных центров и духовных управлений мусульманской уммы. На сегодняшний день в этой стране число людей, исповедующих ислам, по разным оценкам, колеблется от 500 тысяч до 2-х миллионов, включая представителей коренного населения – крымских татар, а также азербайджанцев, казахов, узбеков, турок и арабов.
Они объединяются под эгидой различных организаций (Духовное управление мусульман Украины, Ассоциация мусульман Украины) для решения проблем, стоящих перед уммой. Мусульманские общественные институты активно занимаются поддержкой обездоленных, помогают хосписам. В числе первоочередных забот – единение верующих через совместные молитвы и просветительско-богословскую деятельность.
Как любое современное правовое государство, Украина гарантирует защиту прав религиозных общин. Власти регулярно декларируют социальную защищенность ислама и его последователей. Однако на практике мусульмане, особенно трудовые мигранты, могут сталкиваться с серьезными трудностями.
Ярким проявлением системной уязвимости мусульманской общины стало недавнее разоблачение преступной группы из Киевской области, удерживавшей в трудовом рабстве 13 граждан Узбекистана. Ее члены, по данным официальных представителей Национальной полиции Украины, через своих сообщников за границей предлагали узбекистанцам трудоустройство и высокую заработную плату. Жертвами стали выходцы из социально уязвимых слоев населения, не имевшие стабильного заработка в своей стране. Чтобы получить максимальную прибыль от трудовой деятельности этих людей, преступники отрезали их от внешнего мира и связей с родными и близкими. Скандальная история вызвала резонанс и в самом Узбекистане. Ташкент направил Киеву ноту протеста и рекомендовал своим гражданам отказаться от поездок в Украину.
Ярким примером может служить ситуация вокруг несовершенства законодательного регулирования защиты граждан от посягательств на их религиозные и национальные чувства. Несмотря на наличие в Уголовном кодексе Украины статьи 161, предусматривающей наказание за разжигание межнациональной и религиозной розни, в 2022 году был принят отдельный закон об уголовной ответственности за проявления антисемитизма. Этот законодательный акт, хотя и имеет важное значение в контексте исторической памяти и борьбы с конкретной формой ксенофобии, породил в украинском обществе череду дискуссий.
Представители других конфессий, включая мусульман, говорят о недостаточности аналогичных правовых инструментов для защиты их прав. Многие наблюдатели даже считают, что пристальное внимание к отстаиванию интересов еврейского населения является следствием превалирования приверженцев иудаизма в украинском истеблишменте. Впрочем, если учесть тяжелое историческое наследие, то вполне возможно, что законодатели не имели второго, «потайного», умысла, когда принимали закон о борьбе с антисемитизмом.
Но так или иначе сложилась ситуация, при которой одна религиозная община получила дополнительный, особый, уровень правовой защиты от проявлений нетерпимости, в то время как другие уязвимые конфессии по-прежнему вынуждены апеллировать к общей законодательной норме. Подобное положение дел создает опасное ощущение правового неравенства и может косвенно указывать на разное отношение властей к остроте угроз, с которыми сталкиваются иудеи и представители других религий, в том числе мусульмане.
Украина обладает уникальным опытом и возможностями для эффективной защиты прав национальных и религиозных общин. В ближайшей перспективе от ее властей следует ожидать конкретных инициатив, позволяющих коренному мусульманскому населению страны и мигрантам, исповедующим ислам, чувствовать себя неотъемлемой частью единого украинского общества, в безопасности и под защитой закона.
Руслан Касымов
Они объединяются под эгидой различных организаций (Духовное управление мусульман Украины, Ассоциация мусульман Украины) для решения проблем, стоящих перед уммой. Мусульманские общественные институты активно занимаются поддержкой обездоленных, помогают хосписам. В числе первоочередных забот – единение верующих через совместные молитвы и просветительско-богословскую деятельность.
Как любое современное правовое государство, Украина гарантирует защиту прав религиозных общин. Власти регулярно декларируют социальную защищенность ислама и его последователей. Однако на практике мусульмане, особенно трудовые мигранты, могут сталкиваться с серьезными трудностями.
Ярким проявлением системной уязвимости мусульманской общины стало недавнее разоблачение преступной группы из Киевской области, удерживавшей в трудовом рабстве 13 граждан Узбекистана. Ее члены, по данным официальных представителей Национальной полиции Украины, через своих сообщников за границей предлагали узбекистанцам трудоустройство и высокую заработную плату. Жертвами стали выходцы из социально уязвимых слоев населения, не имевшие стабильного заработка в своей стране. Чтобы получить максимальную прибыль от трудовой деятельности этих людей, преступники отрезали их от внешнего мира и связей с родными и близкими. Скандальная история вызвала резонанс и в самом Узбекистане. Ташкент направил Киеву ноту протеста и рекомендовал своим гражданам отказаться от поездок в Украину.
Многие наблюдатели исходят из того, что уничижительное отношение к представителям мусульманской общины в Украине ограничивается лишь бытовым шовинизмом. Однако это мнение не до конца справедливо, а корни проблемы значительно глубже, поскольку затрагивают государственные институты. В частности, правовые механизмы, призванные гарантировать безопасность последователей различных конфессий в Украине, на практике демонстрируют определенный дисбаланс.
Ярким примером может служить ситуация вокруг несовершенства законодательного регулирования защиты граждан от посягательств на их религиозные и национальные чувства. Несмотря на наличие в Уголовном кодексе Украины статьи 161, предусматривающей наказание за разжигание межнациональной и религиозной розни, в 2022 году был принят отдельный закон об уголовной ответственности за проявления антисемитизма. Этот законодательный акт, хотя и имеет важное значение в контексте исторической памяти и борьбы с конкретной формой ксенофобии, породил в украинском обществе череду дискуссий.
Представители других конфессий, включая мусульман, говорят о недостаточности аналогичных правовых инструментов для защиты их прав. Многие наблюдатели даже считают, что пристальное внимание к отстаиванию интересов еврейского населения является следствием превалирования приверженцев иудаизма в украинском истеблишменте. Впрочем, если учесть тяжелое историческое наследие, то вполне возможно, что законодатели не имели второго, «потайного», умысла, когда принимали закон о борьбе с антисемитизмом.
Но так или иначе сложилась ситуация, при которой одна религиозная община получила дополнительный, особый, уровень правовой защиты от проявлений нетерпимости, в то время как другие уязвимые конфессии по-прежнему вынуждены апеллировать к общей законодательной норме. Подобное положение дел создает опасное ощущение правового неравенства и может косвенно указывать на разное отношение властей к остроте угроз, с которыми сталкиваются иудеи и представители других религий, в том числе мусульмане.
Многие эксперты не исключают вероятности того, что проблема вызвана бытующими в обществе исламофобскими стереотипами, которые в последние десятилетия усиленно подпитываются международными политическими игроками. Из-за доминирующих общественных настроений ряд политологов считает обоснованным избирательный подход к вопросу обеспечения прав различных конфессий. Как отмечает директор украинского Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос, в глазах части управленческой элиты приверженцы ислама могут ассоциироваться с «лишней головной болью», что порой вызывает предвзятое к ним отношение.
Украина обладает уникальным опытом и возможностями для эффективной защиты прав национальных и религиозных общин. В ближайшей перспективе от ее властей следует ожидать конкретных инициатив, позволяющих коренному мусульманскому населению страны и мигрантам, исповедующим ислам, чувствовать себя неотъемлемой частью единого украинского общества, в безопасности и под защитой закона.
Руслан Касымов
Похожие статьи
Жума-коллапс: как противостоять посягательствам на светские устои Казахстана?
Можно ли говорить о ренессансе православия в Казахстане?
25.07.2024, автор Сауле Исабаева.
В казахстанской умме неспокойно: нуждается ли ДУМК в реформировании?
31.10.2024, автор Сауле Исабаева.
Неужели казахи – самые богобоязненные в нашей стране?
12.03.2024, автор Бауыржан Маханов.
Как религия и конкретно ислам изменили казахстанское общество?
24.09.2025, автор Сауле Исабаева.