АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Неужели казахи – самые богобоязненные в нашей стране?

Неужели казахи – самые богобоязненные в нашей стране?

12.03.2024, автор Бауыржан Маханов.

RU KZ EN
У мусульман начался пост (ораза), который продлится целый месяц. Данных о том, сколько казахстанцев соблюдают один из «пяти столпов» ислама, нет – во всяком случае, в открытом доступе. Между тем, зная это, можно было бы сделать вывод хотя бы о примерном количестве «истинных верующих» в нашей стране. Ведь те цифры, которыми оперирует официальная статистика, создают явно искажённую картину.

Большая разница

В ходе последней переписи населения, состоявшейся в 2021-м, в Казахстане насчитали около 15,2 миллиона человек, представляющих те народы, которые традиционно относят к исповедующим ислам. Из них 13,3 миллиона, или 87,5 процента, записали себя как мусульман. Но главное и самое интересное – это то, что наиболее верующим этносом в нашей стране, согласно полученным данным, оказался государствообразующий.

Приверженцами ислама назвали себя свыше 12 миллионов казахов, или 89,2 процента от общего их числа. Тогда как среди представителей других национальностей, включая те, которые всегда считались куда более религиозными, чем титульный для Казахстана этнос, доля идентифицировавших себя как мусульман намного ниже. Например, среди чеченцев и азербайджанцев таких набралось меньше 68 процентов, среди уйгуров, дунган, курдов и таджиков – в районе 72-73-х, среди узбеков – 77,8, среди татар и вовсе лишь 53 процента (правда, что касается последних, то ещё около четверти их назвали себя христианами).

По такому показателю, как удельный вес неверующего населения, казахи с большим отставанием ото всех других заняли последнее место – к атеистам причислили себя лишь 1,1 процента от общего их числа. Для сравнения: в подавляющем большинстве иных перечисленных выше этнических групп таковыми назвали себя от 4,3 до 5,4 процента. К слову, явными лидерами здесь являются корейцы: не верит в бога каждый шестой из них. Кроме того, они и самые «мультикультурные» в смысле конфессиональной принадлежности: чуть больше трети – христиане (в основном православные, но есть также небольшое число протестантов и католиков), 18,7 процента – мусульмане, 10,7 процента – буддисты...

Не захотели указывать своё вероисповедание 9,3 процента казахского населения. А вот в других «мусульманских этносах» доля таких оказалась существенно больше – от 20,4 до 27,3 процента.

Приведённые цифры порождают множество вопросов, и главный из них звучит так: неужели казахи действительно являются самыми богобоязненными в нашей стране? Или же причина в ином – в том, что другие народы, у которых ислам исторически имеет более глубокие и сильные традиции, гораздо ответственнее, чем многие представители государствообразующего этноса, подходят к своему позиционированию в религиозном плане? То есть для них вера – это не какое-то модное поветрие (как для очень многих современных казахов, особенно молодых), а что-то очень и очень серьёзное, к чему нельзя относиться поверхностно и тем более легкомысленно. В том числе тогда, когда предстоит ответить на вопрос, включённый в анкету.


Поэтому и в ходе переписи населения они, надо полагать, с большей обстоятельностью и вдумчивостью подошли к заполнению графы, касающейся религии. И применительно к ним полученные в итоге проценты вызывают куда меньше сомнений, чем те, которые имеют отношение к казахам.

Статистика врёт?

В том, что эти цифры не стоит воспринимать всерьёз, убеждает и другое обстоятельство. В конце апреля 2022-го Институт общественной политики провёл опрос с целью выяснить, какая часть казахстанцев соблюдала мусульманский пост. Трудно оценить степень его репрезентативности, но что есть, то есть, тем более что, как сообщили организаторы исследования, им удалось охватить немалую аудиторию – около семи тысяч человек. Так вот, согласно полученным данным, пост держали 35,2 процента опрошенных.

Наиболее высокой эта доля оказалась в Жамбылской области (65,6%), в городах Шымкенте (60,1%) и Алматы (53,6%), а также в Атырауской (47,8%) и Туркестанской (47,7%) областях. В такой расклад можно поверить, особенно если учесть и другой факт: на эти пять регионов приходится наибольшее количество крупных мечетей (вместимостью не менее чем 500 человек) – около 180 из почти трёхсот, имеющихся в стране.

Но анализ и последующая обработка (с калькулятором в руках) данных последней переписи населения показывают, что в тех же Алматы и Шымкенте приверженцами ислама назвали себя соответственно 78,2 и 75,2 процента представителей «мусульманских этносов», или намного меньше, чем в среднем по стране. Тогда как, скажем, в Павлодарской и Северо-Казахстанской областях этот показатель оказался значительно выше – от 95,3 до 97,5 процента. При том, что там удельный вес державших ораза, согласно данным, полученным в ходе упомянутого опроса, был в четыре-пять раз ниже, чем в Алматы и Шымкенте. Безусловно, надо разделять «верующих на словах» от «истинных мусульман», но, как бы то ни было, очевидно, что с официальной статистикой что-то не так.

Можно допустить, что опрашивались представители не только этнических групп, традиционно исповедующих ислам, но и всех других, а поскольку в северных областях очень много славян, то и процент постившихся в священный месяц оказался там значительно ниже. Давайте рассмотрим эту версию.

Соотношение доли людей, которые, согласно данным переписи, отнесли себя к мусульманам, в общем составе населения (с учётом всех, без исключения, этносов), с одной стороны, и доли державших ораза, с другой, составил в Павлодарской области 57, 1 и 13,9, в Северо-Казахстанской – 38,7 и 7,6. В каждом из двух регионов мы видим огромную разницу. Тогда как в Алматы и Шымкенте это же самое соотношение выглядит следующим образом: в первом случае – 57,7 и 53,6, во втором – 68,4 и 60,1. То есть, в обоих южных городах цифры очень близкие.

Кривое зеркало

Вывод из всего сказанного очевиден: налицо своего рода кривое зеркало, кардинальным образом искажающее ту реальность религиозной жизни, которая сложилась в нашей стране. А ведь перепись населения (кстати, весьма затратная для республиканского бюджета кампания) проводилась, главным образом, для того, чтобы на основе полученных результатов строить планы на перспективу, вырабатывать государственную политику в той или иной сфере. И с этой точки зрения данные, касающиеся отношения казахстанцев к религии, теперь оказываются совершенно бесполезными.

Между тем, перепись 2021-го – не первая, когда перед гражданами Казахстана был поставлен вопрос относительно их веры. Во время предыдущей (2009-й год) он тоже присутствовал. И уже тогда эксперты говорили о необходимости детализировать его, чтобы получить «на выходе» объективную и целостную картину, без которой государство вряд ли сможет грамотно управлять религиозными процессами в стране. Управлять же ими оно должно, чтобы, с одной стороны, обеспечивать реализацию права граждан на свободу вероисповедания, а с другой, не допускать покушения на провозглашённые Конституцией светские принципы. Однако к словам экспертов, похоже, никто не прислушался.


Зато мусульманская умма Казахстана и муфтият теперь имеют возможность козырять тем, что в нашей республике ислам объединяет якобы почти 90 процентов государствообразующего этноса. И соответственно требовать особого к себе отношения и даже «качать права»…

Похожие статьи

Почему в Казахстане «вымер» средний класс и как его можно возродить?
16.02.2024, автор Сауле Исабаева.
Стоит ли надеяться на казахстанскую армию в случае серьезной угрозы?
6.03.2024, автор Сауле Исабаева.
Смогут ли казахи обеспечить ценностный консенсус в стране?
17.01.2024, автор Сауле Исабаева.
Уроки кордайской трагедии: как преодолеть межэтнический раскол?
6.02.2024, автор Сауле Исабаева.
Почему в сборных Казахстана мало казахов?
27.12.2023, автор Женис Байхожа.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Неужели казахи – самые богобоязненные в нашей стране?