1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
В казахстанской умме неспокойно: нуждается ли ДУМК в реформировании?
Сегодня, 08:24, автор Сауле Исабаева.
RU
KZ
EN
На днях Духовное управление мусульман Казахстана удостоилось очередной порции жесткой критики. Общественные и религиозные деятели, которые собрали в Алматы пресс-конференцию, обвинили муфтият в коррупции, рейдерстве, диктаторских проявлениях, внутренних разногласиях, неспособности противостоять радикальным исламским течениям и многом другом. А для решения всех этих проблем предложили «принудительно реформировать» этот как бы высший орган управления мусульманской уммой.
Подобного рода требования со стороны последователей ислама в последние годы звучат все чаще, причем по поводу и без. В этой связи напрашивается ряд вопросов. Кем и как должна регулироваться деятельность ДУМК? Действительно ли муфтият злоупотребляет своим статусом официального духовенства? Достаточно ли гармоничны отношения между ним и государством? И в каких конкретно реформах нуждается эта организация? Слово экспертам.
Бурихан Нурмухамедов, политолог:
«Нужды в кардинальных реформах я не вижу»
Вполне естественно и закономерно, что представители гражданского общества, прежде всего журналисты, обращают внимание на правонарушения или ошибки, которые допускают члены различных общественных объединений, к числу которых относятся и такие крупные, как ДУМК. Поскольку основной сферой его деятельности является управление духовно-религиозной жизнью казахстанцев, а это несколько миллионов человек, то понятно, что она затрагивает интересы и потребности мусульман, влияет на их настроения и на общественное мнение. С этим, на мой взгляд, и связано резкое общественное неприятие негативных проявлений в работе религиозных деятелей. Что касается инициаторов недавней пресс-конференции, то, наверное, они обращались к руководителям госорганов, так или иначе ответственных за взаимодействие с ДУМК. И соответствующая реакция на их требования, как мне думается, обязательно последует.
В целом в настоящее время ДУМК – это современное, отвечающее всем цивилизованным требованиям объединение мусульман-казахстанцев. В его составе, кроме самого муфтия, есть Совет коллегии, Совет покровителей, Президиум управления, а также порядка 20 отделов, отвечающих за различные направления деятельности муфтията. Большинство сотрудников и сами имамы имеют высшее образование, их деятельность широко освещается на сайте организации и в СМИ. Система управления мусульманской уммой в нашей стране, на мой взгляд, достаточно оптимальная. В отношениях муфтията и государства излишнего вмешательства в дела друг друга или чрезмерной опеки со стороны последнего не наблюдается.
Возможно, настало время расширить полномочия коллегиальных органов (Совет улемов, Совет покровителей и т.д.) в плане контроля за деятельностью исполнительных органов муфтията. По-хорошему, нужно создать некий совет по этике или дисциплинарный совет, который бы отслеживал случаи неподобающего поведения имамов и адекватно реагировал на них. И желательно, чтобы эти органы в определенной степени были самостоятельны и независимы, не подчинялись «чиновникам» от ДУМК.
Конечно, с учетом того, что мечети выполняют большую воспитательную функцию, влияют на духовно-нравственное состояние нашего общества, особенно молодежи, некие преобразования в ДУМК, по всей видимости, нужны, чтобы оно стало более эффективным. И именно в тех направлениях, которые я перечислил. А нужды в каких-то кардинальных реформах лично я не вижу.
Арман Кудабай, преподаватель КазНУ им.аль-Фараби:
«Закрытости ДУМК может позавидовать даже Папский престол»
– Я знал, что рано или поздно нечто подобное обязательно произойдет. Ведь вопросов к деятельности ДУМК очень много, и кто-то должен был их поднять. И не просто поднять, но и потребовать либо реформировать этот орган - в лучшем случае, либо распустить - в худшем. Последнее требование, кстати, часто звучит со стороны религиозных радикалов…
Да, необходимость хоть какого-то пригляда за казахстанским муфтиятом со стороны государства и общества назревает давно. И это касается не только вопросов распределения денежных средств и должностей. У общественности нет уверенности, что в современных условиях ДУМК действительно способно контролировать даже свои кадры. Слишком уж часто патронируемые им имамы попадают в поле зрения журналистов и правоохранительных органов. К тому же очень много фактов, когда проповеди священнослужителей переходят границы дозволенного. Выходит, вместо того, чтобы направлять паству на путь истинный, наш муфтият занимается чем-то другим, в том числе внутренними разборками...
Данияр Наурыз, журналист и блогер:
«Религиозные «вожди» напоминают назначенных губернаторов»
- ДУМК – это маломощная организация, у которой нет ни энергичности салафитов, ни финансов и пропагандистских возможностей православной церкви. Видимо, потому ей и приходится лавировать между подобными сильными игроками. Хотя формально ДУМК управляет многочисленной паствой, массой мечетей. Но это обманчивое могущество – здесь можно провести аналогию с КПСС конца 1980-х годов: имея административный ресурс, множество СМИ, она, тем не менее, оказалась слабой.
В Казахстане, да и в целом в Центральной Азии нет духовных управлений, независимых от исполнительной власти. И если в случае с православием, католичеством, иудаизмом, протестантством зависимость от местных властей уравновешивается большим влиянием со стороны иностранных государств и религиозных организаций, то ДУМК практически лишен существенной заграничной помощи – в отличие от тех же салафитов, которых поддерживают саудиты.
Кстати, официальные мусульманские организации в Казахстане побаиваются салафитов. И здесь выскажу собственное предположение. Как мне представляется, недавнее освобождение Кайрата Сатыбалды из тюрьмы можно расценить в том числе как страх наших властей перед саудовской версией ислама. Не исключено вмешательство аравийцев. Между тем, местные салафиты опасны тесными связями с салафитскими бандформированиями Северного Кавказа, зачастую замаскированными под официальных полицейских.
Подобного рода требования со стороны последователей ислама в последние годы звучат все чаще, причем по поводу и без. В этой связи напрашивается ряд вопросов. Кем и как должна регулироваться деятельность ДУМК? Действительно ли муфтият злоупотребляет своим статусом официального духовенства? Достаточно ли гармоничны отношения между ним и государством? И в каких конкретно реформах нуждается эта организация? Слово экспертам.
Бурихан Нурмухамедов, политолог:
«Нужды в кардинальных реформах я не вижу»
Вполне естественно и закономерно, что представители гражданского общества, прежде всего журналисты, обращают внимание на правонарушения или ошибки, которые допускают члены различных общественных объединений, к числу которых относятся и такие крупные, как ДУМК. Поскольку основной сферой его деятельности является управление духовно-религиозной жизнью казахстанцев, а это несколько миллионов человек, то понятно, что она затрагивает интересы и потребности мусульман, влияет на их настроения и на общественное мнение. С этим, на мой взгляд, и связано резкое общественное неприятие негативных проявлений в работе религиозных деятелей. Что касается инициаторов недавней пресс-конференции, то, наверное, они обращались к руководителям госорганов, так или иначе ответственных за взаимодействие с ДУМК. И соответствующая реакция на их требования, как мне думается, обязательно последует.
В целом в настоящее время ДУМК – это современное, отвечающее всем цивилизованным требованиям объединение мусульман-казахстанцев. В его составе, кроме самого муфтия, есть Совет коллегии, Совет покровителей, Президиум управления, а также порядка 20 отделов, отвечающих за различные направления деятельности муфтията. Большинство сотрудников и сами имамы имеют высшее образование, их деятельность широко освещается на сайте организации и в СМИ. Система управления мусульманской уммой в нашей стране, на мой взгляд, достаточно оптимальная. В отношениях муфтията и государства излишнего вмешательства в дела друг друга или чрезмерной опеки со стороны последнего не наблюдается.
Вместе с тем хотелось бы, чтобы в деятельности ДУМК более широко применялись демократические принципы и процедуры, направленные на усиление роли коллегиальных органов в принятии решений, на большую открытость и прозрачность в работе. Безусловно, имамы, будучи духовными наставниками верующих, должны добросовестно выполнять свои служебные обязанности и строго придерживаться соответствующих норм поведения. Немаловажное значение имеет периодическая сменяемость руководителей как в центре, так и в регионах, что важно для сохранения позитивной динамики в развитии объединения и росте доверия к нему в целом.
Возможно, настало время расширить полномочия коллегиальных органов (Совет улемов, Совет покровителей и т.д.) в плане контроля за деятельностью исполнительных органов муфтията. По-хорошему, нужно создать некий совет по этике или дисциплинарный совет, который бы отслеживал случаи неподобающего поведения имамов и адекватно реагировал на них. И желательно, чтобы эти органы в определенной степени были самостоятельны и независимы, не подчинялись «чиновникам» от ДУМК.
Конечно, с учетом того, что мечети выполняют большую воспитательную функцию, влияют на духовно-нравственное состояние нашего общества, особенно молодежи, некие преобразования в ДУМК, по всей видимости, нужны, чтобы оно стало более эффективным. И именно в тех направлениях, которые я перечислил. А нужды в каких-то кардинальных реформах лично я не вижу.
Арман Кудабай, преподаватель КазНУ им.аль-Фараби:
«Закрытости ДУМК может позавидовать даже Папский престол»
– Я знал, что рано или поздно нечто подобное обязательно произойдет. Ведь вопросов к деятельности ДУМК очень много, и кто-то должен был их поднять. И не просто поднять, но и потребовать либо реформировать этот орган - в лучшем случае, либо распустить - в худшем. Последнее требование, кстати, часто звучит со стороны религиозных радикалов…
При этом я не согласен с мнением, что муфтият злоупотребляет статусом официального духовенства. Напротив, считаю, что именно невнятность и нерешительность ДУМК, а также неумение работать с аудиторией стали одними из главных причин усиления в Казахстане радикальных и нетрадиционных течений. Другое дело – непрозрачность его деятельности, которая вполне обоснованно и логично вызывает недовольство как у самих имамов, так и среди паствы. Закрытости нашего ДУМК может позавидовать даже Папский престол.
Да, необходимость хоть какого-то пригляда за казахстанским муфтиятом со стороны государства и общества назревает давно. И это касается не только вопросов распределения денежных средств и должностей. У общественности нет уверенности, что в современных условиях ДУМК действительно способно контролировать даже свои кадры. Слишком уж часто патронируемые им имамы попадают в поле зрения журналистов и правоохранительных органов. К тому же очень много фактов, когда проповеди священнослужителей переходят границы дозволенного. Выходит, вместо того, чтобы направлять паству на путь истинный, наш муфтият занимается чем-то другим, в том числе внутренними разборками...
Данияр Наурыз, журналист и блогер:
«Религиозные «вожди» напоминают назначенных губернаторов»
- ДУМК – это маломощная организация, у которой нет ни энергичности салафитов, ни финансов и пропагандистских возможностей православной церкви. Видимо, потому ей и приходится лавировать между подобными сильными игроками. Хотя формально ДУМК управляет многочисленной паствой, массой мечетей. Но это обманчивое могущество – здесь можно провести аналогию с КПСС конца 1980-х годов: имея административный ресурс, множество СМИ, она, тем не менее, оказалась слабой.
В Казахстане, да и в целом в Центральной Азии нет духовных управлений, независимых от исполнительной власти. И если в случае с православием, католичеством, иудаизмом, протестантством зависимость от местных властей уравновешивается большим влиянием со стороны иностранных государств и религиозных организаций, то ДУМК практически лишен существенной заграничной помощи – в отличие от тех же салафитов, которых поддерживают саудиты.
Кстати, официальные мусульманские организации в Казахстане побаиваются салафитов. И здесь выскажу собственное предположение. Как мне представляется, недавнее освобождение Кайрата Сатыбалды из тюрьмы можно расценить в том числе как страх наших властей перед саудовской версией ислама. Не исключено вмешательство аравийцев. Между тем, местные салафиты опасны тесными связями с салафитскими бандформированиями Северного Кавказа, зачастую замаскированными под официальных полицейских.
Корень зла здесь, как и почти везде у нас, лежит в том, что отсутствует выборность управленцев – а если выборы проводятся, то фиктивно. Даже в XVIII–XIX веках казахи имели больше избирательных прав. Судьями, духовными руководителями зачастую выбирались авторитетные люди. А нынешние религиозные «вожди» напоминают назначенных губернаторов, которые такого авторитета не имеют, не пользуются уважением среди народа. Поэтому массам навязываются нетрадиционные для нас религиозные течения Ближнего Востока, Индии, России, Китая. Тогда как, например, родное тенгрианство прозябает на задворках общественной жизни Казахстана. Там же влачит жалкое существование рациональный дух атеизма.
Похожие статьи
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
26.09.2024, автор Spik.kz.
Как казахи теряют духовное наследие, и можно ли его восстановить?
30.09.2024, автор Сауле Исабаева.
ГЧП в Казахстане: игра в наперстки?
29.10.2024, автор Асем Избасарова.
Исламским проповедникам-ортодоксам в Казахстане всё позволено?
16.04.2024, автор Баян Ахмет.