21.02.2024, автор Сауле Исабаева.
Смогут ли Астана и Алматы «переварить» столько внутренних мигрантов?
Вчера, 08:24, автор Сауле Исабаева.
RU
KZ
EN
Внутреннюю миграцию в Казахстане остановить нельзя (по крайней мере, на данном этапе), но можно научиться управлять ею. Так считают эксперты, которых мы попросили высказаться относительно природы этого явления и способов решения проблемы, сопутствующей активной урбанизации. Поводом же для сегодняшнего опроса стали последние данные Бюро национальной статистики: только за девять месяцев текущего года в Астану перебрались свыше 67 тысяч человек, в Алматы – около 28 тысяч, в Шымкент – 13 тысяч. А это почти на 30% больше, чем за аналогичный период 2024-го.
Серик Бейсембаев, социолог, директор исследовательского центра PaperLab:
«Нужно использовать этот потенциал для развития»

- Миграционные потоки из регионов в Алматы и Астану несколько лет подряд были значительными и примерно одинаковыми – в среднем по 50-60 тысяч человек ежегодно. Но в последние два года люди чаще стали делать выбор в пользу столицы. По итогам 2025-го число прибывших туда вполне может пробить отметку в 100 тысяч. Объясняется это тем, что Астана становится более комфортной для жизни, нежели Алматы, поскольку там дешевле цены на жилье при высоких темпах строительства и более широкие возможности на рынке труда.
В целом значительное увеличение масштабов миграции свидетельствует о серьезном дисбалансе в региональном развитии. Экономики областных центров развиваются слабо, в результате чего растет безработица, ухудшается качество инфраструктуры, медицинских и образовательных услуг. Налицо все признаки деградации. Даже в Западно-Казахстанской области фиксируется отрицательное сальдо миграции. Плюс положение дел усугубляется высокой инфляцией. Цены растут гораздо быстрее, чем доходы населения. Соответственно люди вынуждены покидать насиженные места и перебираться в поисках лучшей жизни в крупные города, где зарплаты на порядок выше, чем в регионах.
Полагаю, бороться с интенсивной внутренней миграцией в наших условиях бесполезно. И тем более нельзя прибегать к крайним мерам вроде ограничения въезда в мегаполисы, как рекомендуют некоторые популисты. Запрещать людям жить там, где они хотят, во-первых, антиконституционно. А, во-вторых, подобные меры не только не помогут, но и создадут еще больше проблем, в том числе социальное напряжение.
Дело в том, что все экономические меры, которые могли бы способствовать развитию регионов, уже исчерпаны. При текущем дефиците бюджета и низких ценах на нефть Казахстан не потянет еще один Туркестан. Дисбаланс между центром и областями можно выправить только политическими мерами. Пора учиться грамотно управлять регионами с целью их равномерного экономического роста. Ведь в том, что многие из них стали дотационными, виновата как раз таки неэффективная региональная политика.
А вообще в современных условиях урбанизация дает крупным мегаполисам возможность расти быстрее, и это является общемировым трендом. Ведь, как правило, туда приезжают молодые, талантливые, амбициозные люди, благодаря которым появляются новые точки экономического роста. Поэтому думать надо не о том, как снизить масштабы миграцию, а о том, как можно использовать этот потенциал для развития.
Газиз Абишев, политолог:
«Боюсь, рано или поздно властям придется наводить порядок твердой рукой»

- Урбанизация по такому типу — естественный процесс, наблюдаемый на протяжении всей истории человечества во многих странах мира. Достаточно вспомнить, как в Римской империи население стекалось в Рим, в средневековой Франции – в Париж, в СССР – в Москву, в современном Китае – в Шанхай, Пекин, Гуанчжоу. Объяснение этому простое: люди всегда тянутся туда, где выше зарплаты, шире возможности трудоустройства, более качественные образование, здравоохранение, инфраструктура. Тем более что в эпоху интернета все эти преимущества крупных городов сельские жители видят отчетливее.
Хорошо это или плохо - зависит от структуры экономики. Допустим, в Южной Корее массовое перемещение граждан в Сеульскую агломерацию совпало с активным строительством заводов, фабрик, открытием исследовательских центров. Во-первых, это позволило избежать проблемы нехватки рабочих рук – вновь прибывших быстро мобилизовывали и обучали. А, во-вторых, высокая конкуренция на рынке труда вела к повышению качества и эффективности кадров. Как следствие, и экономика стремительно развивалась, и качество жизни росло.
В то же время мы знаем много примеров, когда активная миграция населения оказывала серьезное давление на инфраструктуру городов и вела к деградации сельскохозяйственных угодий, что в целом ухудшало состояние экономик. Правда, есть прогнозы, что уже в ближайшие десять лет информатизация и роботизация значительно упростят обработку обширных земель, в результате чего отпадет необходимость в большом количестве работников на селе. Однако у этого процесса есть и обратная сторона – автоматизация всего и вся грозит лишить работы и многих городских жителей. Такая вот противоречивая перспектива.
Кстати, в ряде развитых стран начался обратный процесс, когда из-за слишком высокой стоимости жизни в крупных мегаполисах (аренда квартир, комуслуги и прочее) население перетекает в близлежащие города, где есть качественная инфраструктура плюс хорошая экология. К примеру, из Лондона переезжают в Рединг, Саутгемптон, Оксфорд, Кембридж. Похожая ситуация в США и Канаде. Причем в пользу такого сценария сыграло развитие междугороднего транспорта – люди продолжают ездить на работу, деловые встречи и по другим своим делам в мегаполисы на высокоскоростных поездах (электричках).
Впрочем, если верить демографическим прогнозам, то в результате урбанизации в Казахстане будет замедляться рост населения, и, как следствие, снижаться нагрузка на города. Но это вопрос отдаленной перспективы. Сейчас же можно действовать в двух направлениях. Во-первых, повышать привлекательность Астаны, Алматы и Шымкента для иностранных туристов, которые будут приносить реальные доходы, способствовать возникновению производств, сервисов и рабочих мест. Пока же столица «кормится» в основном за счет своего статуса – туда идет валютная выручка со всей страны, в том числе от экспортных отраслей. И если нефть сильно просядет в цене или ее запасы начнут иссякать, то мигранты станут для Астаны еще большей обузой.
Во-вторых, необходимо создавать благоприятные условия для жизни в регионах, чтобы удерживать там людей и притягивать новых жителей. А для этого нужно искать способы сделать сельское хозяйство прибыльным и престижным. Плюс важно активно обустраивать небольшие населенные пункты вокруг крупных мегаполисов и внедрять новые транспортные решения, которые позволят гражданам легко передвигаться между периферией и центром. Ведь если человеку комфортно и надежно жить где-то за городом, то вряд ли он будет стремиться в душный город с его напряженным ритмом.
Анастасия Ускова, генеральный директор платформы для работы бизнеса и фрилансеров Quick Work:
«Это не угроза, а вызов, который требует системного ответа»

- Рост внутренней миграции — закономерный процесс для Казахстана, который переживает активную урбанизацию и структурные сдвиги в экономике. Когда число внутренних мигрантов увеличивается почти на четверть за год, это не повод для тревоги, а скорее сигнал того, что рынок труда и социальная инфраструктура крупных городов становятся центром притяжения человеческого капитала. Люди переезжают туда, где есть работа, сервисы, образование и возможности для самореализации. В этом смысле Астана, Алматы и Шымкент выступают своеобразными «локомотивами развития», формируя ядро новой экономики знаний и услуг.
Однако любая урбанизация имеет и обратную сторону. Резкий приток населения обостряет проблему, связанную с доступностью жилья, перегружает транспорт и школы, увеличивает социальное неравенство между «городами возможностей» и регионами, где остаются в основном низкоквалифицированные кадры и сокращается деловая активность. В долгосрочной перспективе такая концентрация ресурсов может замедлить развитие периферии и усилить зависимость страны от нескольких мегаполисов.
Рост внутренней миграции — это не угроза, а вызов, который требует системного ответа. Если урбанизация будет подкреплена стратегией «умного распределения возможностей» по стране, то Казахстан сможет превратить движение людей из проблемы в ресурс развития — когда человеческий капитал растет не только количественно, но и качественно.
Серик Бейсембаев, социолог, директор исследовательского центра PaperLab:
«Нужно использовать этот потенциал для развития»

- Миграционные потоки из регионов в Алматы и Астану несколько лет подряд были значительными и примерно одинаковыми – в среднем по 50-60 тысяч человек ежегодно. Но в последние два года люди чаще стали делать выбор в пользу столицы. По итогам 2025-го число прибывших туда вполне может пробить отметку в 100 тысяч. Объясняется это тем, что Астана становится более комфортной для жизни, нежели Алматы, поскольку там дешевле цены на жилье при высоких темпах строительства и более широкие возможности на рынке труда.
Правда, столица могла «переваривать» этот поток до тех пор, пока он был в пределах разумного. Выдержит ли город свыше 100 тысяч новых жителей ежегодно? Сложно прогнозировать. Велики риски того, что вокруг Астаны начнут разрастаться так называемые пояса бедности по примеру Алматы (как было, начиная с «нулевых» годов), а это уже чревато ростом преступности и прочими негативными последствиями.
В целом значительное увеличение масштабов миграции свидетельствует о серьезном дисбалансе в региональном развитии. Экономики областных центров развиваются слабо, в результате чего растет безработица, ухудшается качество инфраструктуры, медицинских и образовательных услуг. Налицо все признаки деградации. Даже в Западно-Казахстанской области фиксируется отрицательное сальдо миграции. Плюс положение дел усугубляется высокой инфляцией. Цены растут гораздо быстрее, чем доходы населения. Соответственно люди вынуждены покидать насиженные места и перебираться в поисках лучшей жизни в крупные города, где зарплаты на порядок выше, чем в регионах.
Полагаю, бороться с интенсивной внутренней миграцией в наших условиях бесполезно. И тем более нельзя прибегать к крайним мерам вроде ограничения въезда в мегаполисы, как рекомендуют некоторые популисты. Запрещать людям жить там, где они хотят, во-первых, антиконституционно. А, во-вторых, подобные меры не только не помогут, но и создадут еще больше проблем, в том числе социальное напряжение.
Дело в том, что все экономические меры, которые могли бы способствовать развитию регионов, уже исчерпаны. При текущем дефиците бюджета и низких ценах на нефть Казахстан не потянет еще один Туркестан. Дисбаланс между центром и областями можно выправить только политическими мерами. Пора учиться грамотно управлять регионами с целью их равномерного экономического роста. Ведь в том, что многие из них стали дотационными, виновата как раз таки неэффективная региональная политика.
В стране сохраняется высокий уровень централизации управления, что не позволяет областям использовать для развития собственный потенциал. Поэтому необходимо искать варианты перераспределения полномочий в их пользу. Один из путей – введение прямой выборности акимов. Пока она внедрена только на уровне сел и районов. Прямые выборы акима города областного значения прошли разве что в Семее, да и то они были проведены, можно сказать, формально.
А вообще в современных условиях урбанизация дает крупным мегаполисам возможность расти быстрее, и это является общемировым трендом. Ведь, как правило, туда приезжают молодые, талантливые, амбициозные люди, благодаря которым появляются новые точки экономического роста. Поэтому думать надо не о том, как снизить масштабы миграцию, а о том, как можно использовать этот потенциал для развития.
Газиз Абишев, политолог:
«Боюсь, рано или поздно властям придется наводить порядок твердой рукой»

- Урбанизация по такому типу — естественный процесс, наблюдаемый на протяжении всей истории человечества во многих странах мира. Достаточно вспомнить, как в Римской империи население стекалось в Рим, в средневековой Франции – в Париж, в СССР – в Москву, в современном Китае – в Шанхай, Пекин, Гуанчжоу. Объяснение этому простое: люди всегда тянутся туда, где выше зарплаты, шире возможности трудоустройства, более качественные образование, здравоохранение, инфраструктура. Тем более что в эпоху интернета все эти преимущества крупных городов сельские жители видят отчетливее.
Хорошо это или плохо - зависит от структуры экономики. Допустим, в Южной Корее массовое перемещение граждан в Сеульскую агломерацию совпало с активным строительством заводов, фабрик, открытием исследовательских центров. Во-первых, это позволило избежать проблемы нехватки рабочих рук – вновь прибывших быстро мобилизовывали и обучали. А, во-вторых, высокая конкуренция на рынке труда вела к повышению качества и эффективности кадров. Как следствие, и экономика стремительно развивалась, и качество жизни росло.
В то же время мы знаем много примеров, когда активная миграция населения оказывала серьезное давление на инфраструктуру городов и вела к деградации сельскохозяйственных угодий, что в целом ухудшало состояние экономик. Правда, есть прогнозы, что уже в ближайшие десять лет информатизация и роботизация значительно упростят обработку обширных земель, в результате чего отпадет необходимость в большом количестве работников на селе. Однако у этого процесса есть и обратная сторона – автоматизация всего и вся грозит лишить работы и многих городских жителей. Такая вот противоречивая перспектива.
Кстати, в ряде развитых стран начался обратный процесс, когда из-за слишком высокой стоимости жизни в крупных мегаполисах (аренда квартир, комуслуги и прочее) население перетекает в близлежащие города, где есть качественная инфраструктура плюс хорошая экология. К примеру, из Лондона переезжают в Рединг, Саутгемптон, Оксфорд, Кембридж. Похожая ситуация в США и Канаде. Причем в пользу такого сценария сыграло развитие междугороднего транспорта – люди продолжают ездить на работу, деловые встречи и по другим своим делам в мегаполисы на высокоскоростных поездах (электричках).
Что касается Казахстана, то главная сложность заключается в том, что чрезмерно большое количество людей переселяются в три мегаполиса наобум, будучи не обеспеченными рабочими местами, жильем, доступом к социальным благам и ресурсам. Особенно сейчас страдает Астана, где наплыв мигрантов достиг рекордных значений. А это чревато маргинализацией населения, появлением трущоб, ростом преступности и в целом ухудшением атмосферы в обществе. Боюсь, рано или поздно властям придется наводить порядок твердой рукой, в том числе переселять людей в другие регионы.
Впрочем, если верить демографическим прогнозам, то в результате урбанизации в Казахстане будет замедляться рост населения, и, как следствие, снижаться нагрузка на города. Но это вопрос отдаленной перспективы. Сейчас же можно действовать в двух направлениях. Во-первых, повышать привлекательность Астаны, Алматы и Шымкента для иностранных туристов, которые будут приносить реальные доходы, способствовать возникновению производств, сервисов и рабочих мест. Пока же столица «кормится» в основном за счет своего статуса – туда идет валютная выручка со всей страны, в том числе от экспортных отраслей. И если нефть сильно просядет в цене или ее запасы начнут иссякать, то мигранты станут для Астаны еще большей обузой.
Во-вторых, необходимо создавать благоприятные условия для жизни в регионах, чтобы удерживать там людей и притягивать новых жителей. А для этого нужно искать способы сделать сельское хозяйство прибыльным и престижным. Плюс важно активно обустраивать небольшие населенные пункты вокруг крупных мегаполисов и внедрять новые транспортные решения, которые позволят гражданам легко передвигаться между периферией и центром. Ведь если человеку комфортно и надежно жить где-то за городом, то вряд ли он будет стремиться в душный город с его напряженным ритмом.
Анастасия Ускова, генеральный директор платформы для работы бизнеса и фрилансеров Quick Work:
«Это не угроза, а вызов, который требует системного ответа»

- Рост внутренней миграции — закономерный процесс для Казахстана, который переживает активную урбанизацию и структурные сдвиги в экономике. Когда число внутренних мигрантов увеличивается почти на четверть за год, это не повод для тревоги, а скорее сигнал того, что рынок труда и социальная инфраструктура крупных городов становятся центром притяжения человеческого капитала. Люди переезжают туда, где есть работа, сервисы, образование и возможности для самореализации. В этом смысле Астана, Алматы и Шымкент выступают своеобразными «локомотивами развития», формируя ядро новой экономики знаний и услуг.
Однако любая урбанизация имеет и обратную сторону. Резкий приток населения обостряет проблему, связанную с доступностью жилья, перегружает транспорт и школы, увеличивает социальное неравенство между «городами возможностей» и регионами, где остаются в основном низкоквалифицированные кадры и сокращается деловая активность. В долгосрочной перспективе такая концентрация ресурсов может замедлить развитие периферии и усилить зависимость страны от нескольких мегаполисов.
Поэтому задача государства — не бороться с миграцией как таковой, а грамотно управлять этим процессом. Необходимо создавать стимулы для жизни и работы в регионах: развивать цифровую инфраструктуру, малый бизнес, образование и дистанционные формы занятости. Например, самозанятость и фриланс уже позволяют людям из небольших городов работать на проекты в Алматы или Астане, не покидая родной регион. Такой подход снижает нагрузку на мегаполисы и одновременно повышает качество жизни в регионах.
Рост внутренней миграции — это не угроза, а вызов, который требует системного ответа. Если урбанизация будет подкреплена стратегией «умного распределения возможностей» по стране, то Казахстан сможет превратить движение людей из проблемы в ресурс развития — когда человеческий капитал растет не только количественно, но и качественно.
Похожие статьи
Не будет ли наплыва в Казахстан гастарбайтеров из Средней Азии?
Не резиновые... Стоит ли ограничивать миграцию сельчан в города Казахстана?
14.11.2024, автор Сауле Исабаева.
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
26.09.2024, автор Spik.kz.
Если бы я стал министром обороны Казахстана…
4.06.2025, автор Сауле Исабаева.