АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

На юге Казахстана английским владеют хуже, чем в самых отсталых странах

На юге Казахстана английским владеют хуже, чем в самых отсталых странах

25.12.2023, автор Жандос Асылбеков.

RU KZ EN
Уровень владения английским языком в Казахстане не только не растет, но даже падает. А в мировом рейтинге мы опустились уже на 104-е место среди 113 охваченных им стран, значительно проигрывая всем другим тюркоязычным народам и даже целому ряду беднейших государств планеты. Таковы главные и крайне печальные для нас итоги очередного исследования, проведенного международной образовательной структурой Education First (EF).

Всё ниже и ниже…

Начиная с 2011-го, она ежегодно организует онлайн-тестирование представителей разных возрастных групп, чтобы определить уровень владения английским. В 2023-м это испытание прошли 2,2 миллиона человек, причём преимущественно молодых – средний возраст составил 26 лет. А стран, где была обеспечена необходимая выборка, набралось 113. Их и включили в рейтинг, который называется EF English Proficiency Index (EF EPI). К слову, англоязычные государства – Великобритания, США, Канада, Австралия, Ирландия и другие – исследованием не охватываются.

Все страны в зависимости от показанных ими результатов распределены по пяти группам: 600 баллов и выше – с очень высоким уровнем владения языком (занявшие первые места Нидерланды и Сингапур набрали соответственно 647 и 631), от 550 до 599 – с высоким, от 500 до 549 – со средним, от 450 до 499 – с низким, менее 450 – с очень низким. Казахстан с 415 баллами снова оказался в пятой, последней. Мало того, по сравнению с прошлым годом наш показатель снизился на 5, а по сравнению с позапрошлым – на 11 баллов. Иными словами, мы всё больше отдаляемся от решения задачи-минимум – перейти в четвёртую группу.

Мы – аутсайдеры тюркоязычного мира

Между тем, соседний Кыргызстан уже перебрался в четвёртую группу. Два года назад участники из этой страны набрали в среднем 418 баллов – на восемь меньше, чем казахстанцы. В 2022-м у них было уже 442, а теперь стало 450, или на 35 больше, чем у нас. Представители Узбекистана ещё четыре года назад проигрывали нам, но потом, как и кыргызы, догнали и перегнали. В прошлом году их средний показатель составил 446, в нынешнем он снизился на четыре балла, но, тем не менее, наши южные соседи находятся в непосредственной близости от четвёртой группы. Уже обосновался там Азербайджан (463). А, например, пусть и не тюркоязычная, но близкая нам географически, исторически и культурно Монголия (483), совершив за последние годы впечатляющий рывок, близка к переходу в третью.

В свою очередь, тюркские страны СНГ очень много уступают другим республикам бывшего СССР, хотя все они начинали три десятилетия назад с примерно одинаковых стартовых позиций. Литва (576) и Эстония (570) входят во вторую группу с высоким уровнем владения английским, Грузия (541), Беларусь (539), Молдова (535), Россия (532), Украина (530) и Армения (538) – в третью со средним уровнем. И только Таджикистан (388) плетётся в хвосте. Это единственная на постсоветском пространстве страна, которая располагается в рейтинге ниже нас. Что же касается Туркменистана, то он не был охвачен тестированием.


Неплохое владение английским продемонстрировали представители целого ряда тюркских регионов России: участники из Татарстана набрали в среднем 538 баллов (ненамного меньше, чем жители Москвы и Санкт-Петербурга), из Чувашии и Якутии – более пятисот. А вот в Башкортостане ситуация не столь радужная: с показателем 458 он занял последнее место среди субъектов РФ. К слову, ещё относительно недавно, в 2015-м, Россию и Казахстан разделяло не так много – они тогда набрали соответственно 51,59 и 47,04 (в ту пору применялась 100-балльная шкала, но позже организаторы исследования перешли на 800-бальную). А теперь между ними, как говорится, дистанция огромного размера – 532 и 415.

Между севером и югом – гигантская разница

Итак, Казахстан находится не просто в пятой группе, а в нижней его половине, рядом с такими странами, как Сомали, Ирак, Кот д,Ивуар, Руанда… Это означает, что среднестатистический участник тестирования от РК знает элементарную грамматику, может выполнить перевод несложного текста с использованием словаря, применяет в устной речи ограниченный набор слов. С таким багажом знаний и навыков трудно вникнуть в смысл англоязычных публикаций даже на общие темы в СМИ и Интернете (не говоря уже о художественных произведениях и научных статьях), понять, что говорят дикторы на ТВ и герои кинофильмов, поддерживать беседу с носителем English, не прибегая к разговорнику и к языку жестов.

Обращает на себя внимание гигантская разница между показателями отдельных регионов Казахстана. Если брать области, то Павлодарская, являющаяся лидером, превзошла Туркестанскую и Кызылординскую соответственно на 141 и 134 балла. Тогда как, например, в Узбекистане разрыв между занимающей первое место Ферганской и замыкающей рейтинг Наманганской почти вдвое меньше – 77. Даже в огромной России с её десятками субъектов федерации он колеблется в диапазоне менее 90 баллов: от 547 в Новосибирской области до 458 в Башкортостане.


Какова причина столь значительной дифференциации? Почему на севере, северо-востоке и северо-западе, включая ЗКО и Атыраускую область, английским владеют на уровне четвёртой группы (450 баллов и выше), а на юге – в Жамбылской, Кызылординской, Туркестанской областях, городе Шымкенте – и в центре республики (от 335 до 351) намного хуже, чем даже в самых отсталых странах мира вроде Йемена (392) и занимающего последнее место в рейтинге Конго (388)? Кто-нибудь из ответственных лиц в Казахстане задавался этим вопросом?

База закладывается в школе

Изучение иностранных языков – процесс долгий, охватывающий различные уровни образования. Но для основной массы наших соотечественников база закладывается в школе: чем больше знаний и навыков получит ребёнок в классе на уроках английского, тем легче ему будет затем в вузе или на каких-то курсах, либо самостоятельно освоить следующие ступени. А значит, очень многое зависит от школьных учителей.

В количественном плане их у нас вроде бы достаточно. Согласно данным, которые содержатся в национальном сборнике «Статистика системы образования РК», изданном в 2021-м, на тот момент в общеобразовательных учреждениях республики работали 29,2 тысячи преподавателей этого предмета – на пять с половиной тысяч больше, чем учителей русского языка (23,7 тысячи) и математики (23,4 тысячи). В среднем на каждого из них приходилось 118 школьников, тогда как, скажем, в России – 150.

Еще более наглядным будет сравнение двух регионов – Туркестанской области и Татарстана. Количество учащихся в них примерно одинаковое – 501,4 тысячи (это почти 15 процентов всех казахстанских школьников) и 490,8 тысячи. А учителей английского – соответственно 4.422 и 3.322. То есть, в Туркестанской области каждый педагог занимается с куда меньшим количеством учеников, нежели в Татарстане. А чем ниже нагрузка, тем, по идее, больше возможностей для того, чтобы заложить в детей необходимую базу знаний, для индивидуальной работы с ними и т.д. Но что мы имеем «на выходе»? Среднестатистический участник тестирования EF EPI из Татарстана набрал 538 баллов, а из Туркестанской области – 335. Не просто разрыв, а целая пропасть.

Может, именно в низкой квалификации казахстанских учителей, в их отношении к своей работе и в неэффективной методике преподавания English кроется корень проблемы? И стоит ли надеяться на изменение ситуации к лучшему, если решением чиновников от образования теперь английский язык в школах нашей страны будут изучать не с 1-го класса, как было ещё совсем недавно, а только с 3-го?

Похожие статьи

Закон о блогерах – это ящик Пандоры
20.12.2023, автор Сауле Исабаева.
В казахских классах уровень грамотности намного ниже, чем в русских?
14.12.2023, автор Жандос Асылбеков.
Мрачные перспективы казахстанского спорта перед Олимпиадой
8.01.2024, автор Женис Байхожа.
Казахстанскому спорту снова не повезло с министром?
11.12.2023, автор Женис Байхожа.
Кто и за чей счет внедряет в Казахстане «демократические ценности»
1.02.2024, автор Гульнар Муканова.
SPIK.KZ » Аналитика » На юге Казахстана английским владеют хуже, чем в самых отсталых странах