АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Кто и за чей счет внедряет в Казахстане «демократические ценности». Часть 2-я

Кто и за чей счет внедряет в Казахстане «демократические ценности». Часть 2-я

5.02.2024, автор Гульнар Муканова.

RU KZ EN
В первой части речь шла о международной некоммерческой организации Internews Network и о том, чем она занимается на территории нашей страны. К ней можно смело применить одно из определений пропаганды: образование учит нас, как думать, а пропаганда ― что думать. Ещё одной иллюстрацией этого изречения является деятельность другого американского «идеологического продукта» ― «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» (РСЕ/РС).

Уже давно ни для кого не секрет, что «Радио Свобода» (в Казахстане СМИ работает под названием «Радио Азаттык») ― это радиовещательная организация, финансируемая правительством Соединённых Штатов и находящаяся под попечительством Агентства США по глобальным медиа. «Радио Свобода» декларирует свою миссию таким образом: «продвижение демократических ценностей и институтов путем обращения к аудитории тех стран, в которых свобода прессы ограничена властями или пока не стала нормой общественной жизни».

Из статьи о «Радио Свобода» в «Википедии» можно узнать, что с самого начала «холодной войны» руководители пропагандистского аппарата США вынашивали идею создания таких организаций, которые могли бы, в отличие от радиостанции «Голос Америки», приступившей к вещанию на языках народов СССР в 1947-м, вести радиопропаганду на страны советского блока, формально не нанося ущерба репутации США. В 1948-м под руководством Госдепартамента США и ЦРУ был создан Национальный комитет Свободной Европы со своей радиостанцией, которая 4 июля 1950-го с территории Западной Германии начала вещание на государства социалистического лагеря.

Первоначально вещание велось на Болгарию, Чехословакию, Венгрию, Польшу и Румынию, а с 1 марта 1953-го подключилась Русская служба РС/РСЕ, которая тогда называлась «Радио Освобождение». В том же году появились передачи на армянском, азербайджанском, адыгейском, аварском, грузинском, ингушском, осетинском, чеченском, карачаево-балкарском, казахском, киргизском, таджикском, узбекском, туркменском, татарском языках; через год — на белорусском и украинском, а в 1960-е — на каракалпакском, уйгурском и крымскотатарском.

По утверждению советской пропаганды, «Свобода» с самого начала функционировала как опорный пункт американской разведки в Европе и европейский центр координации деятельности антисоветских эмигрантских организаций. Радиостанция всегда финансировалась Конгрессом США, но поскольку последнему было запрещено давать деньги частным организациям, до начала 1970-х средства проходили через бюджет ЦРУ. Позднее этот запрет отменили, и ассигнования стали выделяться Конгрессом США напрямую. На них «Свобода» создала, в частности, исследовательские отделы, которые обеспечивали информационную поддержку вещания самой радиостанции и снабжали обзорно-аналитическими материалами многих западных политологов.


По данным советских историков, среди работников РСЕ были коллаборационисты времен Второй мировой войны. Руководители СССР и стран Восточной Европы рассматривали РСЕ/РС как информационное оружие Запада в холодной войне, как средство его пропаганды, направленное на возбуждение общественного недовольства действиями властей социалистических государств, формирование массовой оппозиции правящим в них режимам, разжигание межнациональной розни в СССР, поощрение идей национальной исключительности, подрыв единства соцлагеря.

С распадом СССР потребность в широкомасштабной пропагандистской деятельности отпала, и финансирование радиостанции сократилось. Национальные редакции, работавшие на страны Восточной Европы, были большей частью закрыты. Но в середине 1990-х годов, в период распада Югославии, была создана балканская редакция РСЕ. Идеологически очень вовремя. По мере того, как фокус американской внешней политики смещался в сторону Большого Ближнего Востока, РС/РСЕ в 1998 году занялась «информационной обработкой» Ирака (на арабском языке) и Ирана (на фарси).

В 1997-м был создан сайт русскоязычной службы радиостанции. В феврале 2021-го совет директоров «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» (RFE/RL) назначил президентом и главным исполнительным директором медиакорпорации Джейми Флая, бывшего сотрудника фонда Германа Маршалла, Конгресса США, Совета национальной безопасности и Министерства обороны Соединенных Штатов.

В 2002-м РС/РСЕ возобновила вещание на Афганистан на дари и пушту, которое велось в 1980-е годы, когда США помогали афганским моджахедам в их противостоянии правительственным силам и советскому воинскому контингенту. А 15 января 2010-го началось вещание на местных пуштунских диалектах для населения приграничных территорий Пакистана и Афганистана.

Ярче всего работу этой медиа-структуры описывают ее экс-сотрудники. Например, в декабре 2020 года бывший шеф-редактор центральноазиатской новостной программы на «Радио Свобода» Александр Орлов в одном из интервью поделился своими мыслями о корпоративной культуре в холдинге.

«Понятно, что, если ты соглашаешься на условия „сделайте пропагандистский канал“, то на тебя сразу накладывают обязательства. Сначала, к примеру, ты отвечаешь на тысячу каких-то вопросов. Меня не просто тестировали, а проверяли на лояльность, на детекторе лжи — для этого специально отводили в посольство. Там буквально ветераны ЦРУ. Разумеется, ни на каком ВГТРК такое и представить нельзя. В России, если ты в госкорпорации работаешь, то в частной жизни можешь думать, что хочешь: в принципе, можешь быть каким угодно либералом, спорить с начальством и быть уверен, что никаких последствий не будет», ― рассказывал Орлов.


Он также сообщил, что проблемы у него начались вместе с широкомасштабной войной в Сирии:

«Кажется, в сентябре 2016 года меня неожиданно вызвали с претензией: я где-то в выпуске назвал членов „Аль-Каиды“ террористами, а террористической группировкой ее теперь стало нельзя называть. Спрашиваю: «Как же ваши башни-близнецы?». «Они были 15 лет назад, — отвечают, — а сейчас все поменялось. Так что вы обязаны следовать рекомендациям, которые присылают из центрального офиса».
И началось… «Зачем ты сказал „террористы“?» — «Чтобы обозначить, с кем война идет…».
Нельзя было ничего говорить: ни „мусульмане“, ни „шииты“, ни „сунниты“, ни „езиды“, ни „христиане“ — ничего. Нет „Аль-Каиды“, нет ИГИЛ — только повстанцы. Все — повстанцы. И всех их беспощадно убивают ужасные русские бомбы — химические в основном. Объясняешь, что повстанцы — это в современном русском языке более чем позитивное определение. Нет».

В 2015 году, по словам Орлова, началась полемика относительно жителей Донбасса. Украинская редакция настаивала исключительно на определениях «террористы», «оккупанты», а в русских редакциях предлагали более мягкие варианты ― «сепаратисты» или «пророссийские боевики». В конце концов, пришли к компромиссу и решили называть их «боевиками».

Лев Ройтман проработал на радиостанции более 30 лет, а когда вышел на пенсию, стал бороться за права уволенных с «Радио Свобода».

«Эта радиостанция должна быть правдива в том, что она говорит о самой себе. Но она говорит о самой себе, начиная со лжи. Она говорит, что является независимой, честной радиостанцией, а дальше (я делаю паузу) — финансируемой Конгрессом Соединенных Штатов. Это тот бред, который вешают на уши слушателям», — говорил Ройтман в одном из интервью.


Отметился скандалами и «Азаттык». Например, в 2018 году бывшая его сотрудница Асем Токаева рассказала, что ей пришлось покинуть редакцию в результате «кадровой чистки» в пражском офисе.

«Это была уже вторая чистка за последние пять лет в казахской редакции. Она произошла из-за того, что многие профессионалы в казахской редакции, честные журналисты были несогласны с последними направлениями в редакционной политике радио „Азаттык“. Я тоже пострадала из-за своей принципиальной позиции», — говорила Токаева.

Через год грянул скандал с журналисткой Светланой Глушковой.

«Светлана подвергалась систематической травле со стороны заведующего алматинским бюро „Азаттыка“ Куанышбека Кари, ТВ-продюсера Касыма Аманжола. Жалобы Светланы директор «Азаттыка» Торокул Дооров спускал на тормозах или же сам подливал масла в огонь», — писала Токаева.

По ее словам, появившийся в 2010 году на РСЕ/РС «одиозный бывший чиновник Галым Бокаш захватил контроль над редакционной политикой и над кадрами». Он «подмял под себя первых руководителей редакции – сначала Едиге Магауина, а потом Торокула Доорова». Между тем, Бокаша называют родоначальником суфийского течения в Казахстане. Считается, что именно по его приглашению в 1997 году в страну приехал Исматулла Магзум, духовный наставник казахстанских суфиев. По одним данным, во время афгано-советской войны Магзум был религиозным идеологом армии Ахмада Шаха Масуда. По другим — полковником пакистанской разведки, лично готовившим движение «Талибан» по указанию ЦРУ. В 1999 году Исматулла был выслан из Казахстана.

Как бы то ни было, Глушкова и Токаева в один голос утверждали: «Радио Азаттык» не имеет ничего общего со свободным СМИ.

Окончание следует

Похожие статьи

Кто и за чей счет внедряет в Казахстане «демократические ценности»
1.02.2024, автор Гульнар Муканова.
История с «Радио Азаттык»: справедливы ли претензии к властям Казахстана?
6.02.2024, автор Бауыржан Маханов.
Смогут ли казахи обеспечить ценностный консенсус в стране?
17.01.2024, автор Сауле Исабаева.
Как российско-украинская война изменила казахстанцев
27.01.2024, автор Сауле Исабаева.
Желтоксан-1986 и битва за власть: почему Казахскую ССР возглавил «варяг»?
15.12.2023, автор Женис Байхожа.
SPIK.KZ » Взгляд » Кто и за чей счет внедряет в Казахстане «демократические ценности». Часть 2-я