27.12.2023, автор Сауле Исабаева.
Спасут ли Казахстан от безработицы бюджетные миллиарды?
18.01.2021, автор Гульнар Муканова.
RU
KZ
EN
Не только астрологи и разного рода ясновидящие, но и серьезные политические и финансовые аналитики прогнозируют массовый рост безработицы во всем мире в течение ближайших нескольких лет. Многие государства уже перестраивают свои социальные политики таким образом, чтобы минимизировать грядущие риски.
Не стал исключением и Казахстан. Наш «ответ Чемберлену» – государственная программа продуктивной занятости и массового предпринимательства «Енбек». Только в этом году на ее реализацию будет выделено 76,7 млрд тенге. Но насколько эффективными окажутся такие бюджетные траты?
Операторы «Енбека» заявляют, что выделяемые на программу деньги не будут выброшены на ветер. В результате принятых мер уровень безработицы в стране должен снизиться с 5 до 4,8 процента. Но насколько реальны такие прогнозы, учитывая аспекты текущего экономического кризиса и пандемии и высокий уровень скрытой безработицы? Об этом – наш разговор с аналитиком Wall Street Invest Partners Данияром Джумекеновым.
– Стоит ли вообще рассчитывать хоть на какой-то результат? Данная программа реализуется больше пяти лет, каждый год ее участниками становятся сотни тысяч казахстанцев, а коридор уровня безработицы при этом сохраняется…
– В части принятия антикризисных мер Казахстан выгодно отличается от многих других стран. В частности, речь идет о масштабной поддержке наиболее уязвимого к карантину малого и среднего бизнеса в рамках таких программ, как «Дорожная карта бизнеса», «Экономика простых вещей», «Енбек» и другие. К тому же большая часть государственной поддержки в том или ином виде реализовывалась и до пандемии. Говоря о борьбе с безработицей, нельзя не упомянуть программу «Дорожная карта занятости».
Что касается эффективности этих программ, то основная проблема здесь заключается в том, что чиновники, по всей видимости, сами не способны должным образом ее оценивать.
Государство тратит огромные деньги на реализацию проектов, благодаря которым создаются временные рабочие места для низкоквалифицированных работников. На данный момент на них трудоустроено порядка 120 тысяч человек по направлению центров занятости населения. Из них как минимум 40% рабочих мест приходится на молодежь, представители которой вряд ли готовы связывать себя подобным трудом на долгий срок.
Поэтому если и приходится говорить о каких-то улучшениях в показателях по безработице, то, как правило, о временных, не оказывающих значительного положительного влияния на общую статистику.
К тому же данные меры способствуют улучшению ситуации лишь в сельской местности, тогда как в городской численность безработных из-за пандемии выросла примерно на 0,5–0,7%. Работу в основном теряют представители сектора услуг.
Если вовремя не изменить подход, то снизить уровень безработицы ниже 5% получится лишь в случае активного восстановления экономики в стране, а это будет зависеть от стоимости энергоресурсов на международном рынке.
– Что в сегодняшних условиях может реально способствовать созданию новых рабочих мест и если не уменьшить уровень безработицы, то хотя бы противостоять ее росту?
– Нужно поддержать меры, направленные на развитие малого и среднего бизнеса. В развитых странах особый акцент делается на создание небольших компаний, в которых имеет возможность трудоустроиться основная часть населения. Если в 2015 году доля МСБ в ВВП Казахстана составляла 24,9%, то по итогам 2019-го это уже 31,7%, а к 2025 году планируется довести эти цифры до уровня развитых стран – 35%.
Стоит понимать, что эффект от реализации таких программ, как «Енбек» или «Экономика простых вещей», может проявиться лишь в долгосрочном периоде и только при условии дополнительной поддержки со стороны правительства.
Например, в 2020 году порядка 700 тысяч предпринимателей получили налоговые послабления, это позволит им с меньшими убытками пережить кризис, но не более. Подобную практику стоит продолжить в ближайшие годы, чтобы планы правительства имели больше шансов на успех.
Кроме того, процесс поддержки стоит сделать более прозрачным. Сейчас информацию о ходе выполнения проектов приходится собирать буквально по крупицам, в то время как более широкое освещение программ не только позволит лучше оценить их эффективность, но и будет способствовать тому, чтобы о них узнало гораздо больше людей.
Осложняет ситуацию и укоренившееся недоверие к государственной статистике, которая демонстрирует устойчивое снижение безработицы из года в год, несмотря на периодически случающиеся в стране кризисы.
Таким образом, правительству необходимо тщательно изучать рынок труда и уже на основе проделанной работы строить долгосрочные планы. Кроме того, следует создать независимую мониторинговую службу, которая будет контролировать выполнение проектов.
Не стал исключением и Казахстан. Наш «ответ Чемберлену» – государственная программа продуктивной занятости и массового предпринимательства «Енбек». Только в этом году на ее реализацию будет выделено 76,7 млрд тенге. Но насколько эффективными окажутся такие бюджетные траты?
Операторы «Енбека» заявляют, что выделяемые на программу деньги не будут выброшены на ветер. В результате принятых мер уровень безработицы в стране должен снизиться с 5 до 4,8 процента. Но насколько реальны такие прогнозы, учитывая аспекты текущего экономического кризиса и пандемии и высокий уровень скрытой безработицы? Об этом – наш разговор с аналитиком Wall Street Invest Partners Данияром Джумекеновым.
– Стоит ли вообще рассчитывать хоть на какой-то результат? Данная программа реализуется больше пяти лет, каждый год ее участниками становятся сотни тысяч казахстанцев, а коридор уровня безработицы при этом сохраняется…
– В части принятия антикризисных мер Казахстан выгодно отличается от многих других стран. В частности, речь идет о масштабной поддержке наиболее уязвимого к карантину малого и среднего бизнеса в рамках таких программ, как «Дорожная карта бизнеса», «Экономика простых вещей», «Енбек» и другие. К тому же большая часть государственной поддержки в том или ином виде реализовывалась и до пандемии. Говоря о борьбе с безработицей, нельзя не упомянуть программу «Дорожная карта занятости».
Что касается эффективности этих программ, то основная проблема здесь заключается в том, что чиновники, по всей видимости, сами не способны должным образом ее оценивать.
Государство тратит огромные деньги на реализацию проектов, благодаря которым создаются временные рабочие места для низкоквалифицированных работников. На данный момент на них трудоустроено порядка 120 тысяч человек по направлению центров занятости населения. Из них как минимум 40% рабочих мест приходится на молодежь, представители которой вряд ли готовы связывать себя подобным трудом на долгий срок.
Поэтому если и приходится говорить о каких-то улучшениях в показателях по безработице, то, как правило, о временных, не оказывающих значительного положительного влияния на общую статистику.
К тому же данные меры способствуют улучшению ситуации лишь в сельской местности, тогда как в городской численность безработных из-за пандемии выросла примерно на 0,5–0,7%. Работу в основном теряют представители сектора услуг.
Если вовремя не изменить подход, то снизить уровень безработицы ниже 5% получится лишь в случае активного восстановления экономики в стране, а это будет зависеть от стоимости энергоресурсов на международном рынке.
– Что в сегодняшних условиях может реально способствовать созданию новых рабочих мест и если не уменьшить уровень безработицы, то хотя бы противостоять ее росту?
– Нужно поддержать меры, направленные на развитие малого и среднего бизнеса. В развитых странах особый акцент делается на создание небольших компаний, в которых имеет возможность трудоустроиться основная часть населения. Если в 2015 году доля МСБ в ВВП Казахстана составляла 24,9%, то по итогам 2019-го это уже 31,7%, а к 2025 году планируется довести эти цифры до уровня развитых стран – 35%.
Стоит понимать, что эффект от реализации таких программ, как «Енбек» или «Экономика простых вещей», может проявиться лишь в долгосрочном периоде и только при условии дополнительной поддержки со стороны правительства.
Например, в 2020 году порядка 700 тысяч предпринимателей получили налоговые послабления, это позволит им с меньшими убытками пережить кризис, но не более. Подобную практику стоит продолжить в ближайшие годы, чтобы планы правительства имели больше шансов на успех.
Кроме того, процесс поддержки стоит сделать более прозрачным. Сейчас информацию о ходе выполнения проектов приходится собирать буквально по крупицам, в то время как более широкое освещение программ не только позволит лучше оценить их эффективность, но и будет способствовать тому, чтобы о них узнало гораздо больше людей.
Осложняет ситуацию и укоренившееся недоверие к государственной статистике, которая демонстрирует устойчивое снижение безработицы из года в год, несмотря на периодически случающиеся в стране кризисы.
Таким образом, правительству необходимо тщательно изучать рынок труда и уже на основе проделанной работы строить долгосрочные планы. Кроме того, следует создать независимую мониторинговую службу, которая будет контролировать выполнение проектов.
Похожие статьи
Казахстан вырастил зверя хуже любого «черного лебедя»
El Tiregi: маргиналы или «жертвы режима»?
13.01.2021, автор Гульнар Муканова.